-- Иногда нам приходится слышать, что все это было и быльем поросло , и что вспоминать об этом не особенно полезно. Но в этом трагическом прошлом нашей Родины, нашей литературы есть нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и сегодня тяготеть над жизнью. Мы имеем право на память. Да, можно убить человека , уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас , потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.
Сегодня мы отправимся в далекое начала нашего века, пройдем, а не прокатимся на такси или на тройке по городам и селениям ( открываю обратную сторону доски, где написаны название селений ). Сохранившим следы Человека, свободного поэта , “. . .говорившего за всех с такой силой. . . “ ( показываю тему урока, написанную на доске), познакомимся с жизнью Осипа Эмильевича Мандельштама и узнаем, что действительно он “. . . мог бы жизнь просвистать скворцом…” но, спасая душу, он не уберег жизнь.
Почему? Вопросов много. И я надеюсь , что к концу урока мы сможем установить День Памяти О.Мандельштама , назвать город, в котором должна быть улица имени Осипа Мандельштама , и, конечно же, найдем ответы на вопросы.
Нам необходимо увидеть творчество О. Мандельштама в целом, в главных его проявлениях. С этой целью мы отправляемся в мир поэзии.
Мы послушаем ваших одноклассников, которые познакомят нас жизнью и творчеством поэта, прочитаем и проанализируем понравшиеся вам стихотворения.
П. Сообщения учащихся , чтение, анализ произведений.
1. Происхождение. Детсто поэта. Родители. Учеба.
2. Превая книга “Камень” . Характерные мотивы книги.
Ведущая стихотворения сборника:
А) “ Отчего душа так певуча”;
Б ) “Адмиралтейство”;
В) “Natre Damr”/
3. Вторая половина 1910-х годов. Становление поэта. Творчество. Революция в судьбе О.Мандельштама. Круг общения. Книга “T r i s t i a”.
А) “T r i s t i a”
Б) “ В Петербурге мы сойдемся снова”.
Работа с портретом (Учитель).
Очень много интересных воспоминаний Николая Чуковского о жизни и творчестве О.Мандельштама в 20-е годы. Вот некоторые из них ( показываю портрет 20-х годов и читаю) :
“Мандельштам был невысокий человек ,сухощавый, хорошо сложенный, с тонким лицом и добрыми глазами. Он уже заметно лысел, и это, видимо, беспокоило его. Обликом он в те годы был отдаленно похож на Пушкина и знал его. Он был полон чувства собственного достоинства и самоуважения и очень обидчив“.
“Это был человек, не создавший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада“.
Итак, чем же жил поэт в 20-е годы? Что писал, о чем писал?
Духовные искания поэта в 20-е годы. “О поэзии“. Книга прозы “Шум времени“.
Тематика стихотворений:
А) “Нашедшему подкову“;
Б) “Грифельная ода“;
В) “Век“.
(Эти стихотворения даны заранее).
Ко времени ленинградской зимы 1930-31 годов относится стихотворение “Я вернулся в мой город, знакомый до слез“. Это можно назвать единственным произведением Мандельштама, звучавшим в 70-е, 80-е годы, потому что на него А.Б Пугачева написала музыку и сама же исполняла эту песню. Давайте же послушаем ее и убедимся в любви поэта к родному городу.
Слушаем запись.
Вопрос на “ засыпку“. Все ли здесь правильно, нет ли изменений? Возможный ответ: “ Во времени О. Мандельштана и в тексте нет названия “ Ленинград“.
Духовная свобода. Независимость поэта. О.Манднльштан в 30-е годы-сложившаяся личность.
Бывают производственные поэты по природе. В чем их отличие?
Вариант ответа: Можно писать каждый день по одному стихотворению по плану, по заданию, как отклик на события. А если душа не просит перо? Ведь Мандельштам мог
“молчать“ не только месяцами, а годами. Он был поэтом от природы, от Бога.
(Ученики до урока знакомились самостоятельно с биохроникой поэта).
Доказательством тому цикл стихов об Армении.
А) “Стансы“;
Б) “За гремучую доблесть грядущих веков“;
В) “Забулудился я в небе, что делать? “.
10.Скитания, мучения, болезни и, конечно же, творчество поэта в последние годы его жизни. Работа с портретами 1916, 1921, 1938-го годов.
11. Знакомство с выставкой.
--Рецензия на книги О.Мандельштама.
А) произведения О.Мандельштама не публиковались в стране более 40 лет. Лишь в 1973 году в серии “Библиотека поэта“ вышел поэтический сборник с очень осторожным отбором стихотворений и фальсифицированной биографией;
Б) сновной материал о жизни и творчестве сохранила для нас Н.Я.Мандельштам, жена поэта. Он напечатан в 1987 г. В 10 журнале “Новый мир“;
В) книга“Сохрани мою речь“ интересна тем, что в ней не только лирика разных лет, но и проза, статьи, посвященные проблемам культуры и творчества. Издание дополнено комментированной биографической хроникой, краткой библиографией. А вступительная статья Льва Озерова доступна широкому кругу читателей:
Г)самый ценный материал о жизни, о творчестве поэта даст полный сборник сочинений в 4-х томах (3 книги) О.Мандельштама;
Д) тематику произведений разных лет легко определить по книге “О.Мандельштам. Поэзия“;
Е) журналы “Наше наследие“, “Юность “, “Семья и школа“, газетный материал дополняет наши знания.
(Обзор выставочного материала готовит ученик).
1У. Заключительное слово учителя. Выводы.
За такое короткое время невозможно понять всю глубину поэзии О.Мандельштама. Но мы узнали, что основными в его творчестве были Россия, Мир, Человек. Он смог пропустить сквозь свою поэзию ток высокого напряжения, восстановить прерванную связь времен. Но, сам себя уговаривая, неизбежно обрекая на действительность, которая была ему органически чужда, он так и не смог разменять “ последний грош души“. Душа осталась неразменной.
У Мандельштама нет могилы, на которой можно было бы прочесть дату его смерти.
Нет сегодня и улицы имени О.Мандельштама ни в одном селении, где он жил ( снова указываю на названия). А ведь она должна быть, Мы и наши потомки с гордостью должны произносить имя Поэта. Где?
(Вариант ответа: в новом микрорайоне г.Владивостока, построенном на месте лагерного кладбища).
А мы должно помнить: “пусть зло во века сильней, но доброта неистрибима“.
У. Оценки. Д/з. Письменное размышление на тему “Мое осмысление творчества О.Мандельштама“.