знакомство учеников с фрагментами биографииТургенева;рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать трепетное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. «Записки охотника»»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русский язык и литература
Тема занятия:И.С. Тургенев. «Записки охотника»
Вид занятия: комбинированный
Тип занятия: практическое занятие
Цели занятия: знакомство учеников с фрагментами биографииТургенева;рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать трепетное отношение к природе.
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста, презентация.
Ход занятия.
Вся моя биография в моих сочинениях…
И. С. Тургенев.
1. Слово учителя. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. С каждым из вас мы проделали большую поисковую работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников. (слайд 2) Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире.(слайд 3) Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык( родители слайд 4 ) . Давайте послушаем, как прошло его детство.
Доклад 1 (статья в учебнике настр.167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле жал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях историче ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых – Петр Никитич – был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард ском полку и ко времени встречи с будущей же ной был в чине поручика. Мать – богатая поме щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в юд ей матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал заме чать, что все вокруг подчинено дикому юд ейл у, капризам властных родителей. Осознание это го омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями по стоянно происходили какие-нибудь недоразуме ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.
Доклад 2 (статья в учебнике на стр. 168)
Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси тет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы ванием в Университете таких замечательных юд ей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)
Доклад 3 ( на материалах, данных учителем)
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на чального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра тился для их воплощения и выражения к расска зам-очеркам.( сост. Из 25 рассказов слайд7 )
Доклад 4
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за конченные произведения, разнообразные по со держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб щая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике.(слайд8, 9, 10)
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?(принести сборник «Зап.охотника»)
- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?
- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.
- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
- Запишем определение в тетради: (слайд 15) Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. – А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?
- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника.*** В этом направлении у нас работал Ямушев Федя.
– Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?
(слайд 16) Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.
Запись определения в тетради.
( Спокойная музыка) Выступление Житваевой Тани. Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони( рис. Ночного слайд 17) Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ? ( В рас. Открыв.общ. гарм. 18, ногчное19)
4. Работа с текстом. –Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. Светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд 20)
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) - Почему повествователь заблудился? Кто он?
- Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?
(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)
- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)
5. Закрепление.
- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
Итоги урока:
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)
6. Домашнее задание
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание ) или Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
7. Подведение итогов занятия и выставление оценок.