kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев. «Записки охотника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать  трепетное отношение к природе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. «Записки охотника»»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Русский язык и литература

Тема занятия: И.С. Тургенев. «Записки охотника»

Вид занятия: комбинированный

Тип занятия: практическое занятие

Цели занятия: знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать  трепетное отношение к природе. 

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста, презентация.            



Ход занятия.

                                                                      Вся моя биография в моих  сочинениях…

                                                                                                                    И. С. Тургенев. 

1. Слово учителя. Сегодня  наш  урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. С каждым из вас мы проделали большую поисковую  работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников.    (слайд 2) Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире.(слайд 3) Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык( родители слайд 4 ) . Давайте послушаем, как прошло его детство.

                                   Доклад 1 (статья в учебнике настр.167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле жал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях историче ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых – Петр Никитич – был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард ском полку и ко времени встречи с будущей же ной был в чине поручика. Мать – богатая поме щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в юд ей матери Варвары Петровны.  Мальчик рано стал заме чать, что все вокруг подчинено дикому юд ейл у, капризам властных родителей. Осознание это го омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями по стоянно происходили какие-нибудь недоразуме ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её проявлениях.

      Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

     

         Доклад 2                                      (статья в учебнике на стр. 168)

 Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы ванием в Университете таких замечательных юд ей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)

                       Доклад 3                                   на материалах, данных учителем)

        Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на чального периода творчества И. С. Тургенева,  к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра тился для их воплощения и выражения к расска зам-очеркам.( сост. Из 25 рассказов слайд7  )

                         Доклад 4

 «Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за конченные произведения, разнообразные по со держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб щая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике.(слайд8, 9, 10) 

2.  Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?(принести сборник «Зап.охотника»)

- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин луг».

- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том   числе)? (Пейзаж)

 

- Запишем определение в тетради:      (слайд 15)    Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия. – А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми  читателями:  «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».  Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника.*** В этом направлении у нас работал Ямушев Федя.

 – Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?

 (слайд 16)    Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?  Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись определения в тетради.                       

( Спокойная музыка)   Выступление Житваевой Тани.     Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони(  рис. Ночного слайд 17) Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ? ( В рас. Открыв.общ. гарм. 18, ногчное19) 

 (Активизация  читательского восприятия) 

 Инсценировка Стр180-184.  (Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё совсем по-другому выглядит утром.

4. Работа с текстом.    –Давайте попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.   

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. Светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд 20)

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…(слайд21). 

      - Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)            -   Почему повествователь заблудился?  Кто он?

          - Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает? 

 (Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

        -Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте 

       - Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) 

       - Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек?    (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

      -  Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

      -  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)  

5. Закрепление.

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

 (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

  - Что такое природа для писателя? (природа -  высшая сила)

Итоги урока:  

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

6. Домашнее задание 

1.Сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание ) или Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов занятия и выставление оценок. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
И.С. Тургенев. «Записки охотника»

Автор: Негметжанова Нургуль Зейнуллиновна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "И.С. Тургенев «Записки охотника»            Рассказ «Бирюк»          ( Комплексный анализ прозаического произведения) "
    ["seo_title"] => string(101) "i-s-turghieniev-zapiski-okhotnika-rasskaz-biriuk-komplieksnyi-analiz-prozaichieskogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "176095"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424361163"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "И.С. Тургенев. Сборник рассказов "Записки охотника" "
    ["seo_title"] => string(51) "i-s-turghieniev-sbornik-rasskazov-zapiski-okhotnika"
    ["file_id"] => string(6) "174362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424110917"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-знакомство. И.С.Тургенев "Бежин луг" из цикла "Записки охотника".6 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_znakomstvo_i_s_turghieniev_biezhin_lugh_iz_tsikla_zapiski_okhotnika_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "375367"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483542915"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева  "Певцы" "
    ["seo_title"] => string(108) "piesnia-kak-khudozhiestviennyi-priiom-raskrytiia-kharaktierov-ghieroiev-v-rasskazie-i-s-turghienieva-pievtsy"
    ["file_id"] => string(6) "128547"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415534525"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "урок по русской литературе "Бежин луг" И. Тургенева "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-russkoi-litieraturie-biezhin-lugh-i-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "160517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422076453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства