kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев «Записки охотника» Рассказ «Бирюк» ( Комплексный анализ прозаического произведения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  И.С. Тургенев «Записки охотника»

           Рассказ «Бирюк»

         ( Комплексный анализ прозаического произведения)

Эпиграф: « В крепостном крестьянине  И.С. Тургенев показал человека,

                    который так же, как и все люди имеет человеческие права».

Цели:

?научиться делать комплексный анализ прозаического произведения;

?помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приёмы, используемые автором;

?показать, что во внешне угрюмом человеке скрыта сильная и благородная натура; уделить внимание формированию определённых умений: вести познавательную деятельность, сравнивать факты, явления, обобщать, делать выводы, пользоваться словарями и справочниками, устанавливать причинно - следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать;

?способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией и развитию творческого мышления.

Проблема урока:

?как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

                             Ход урока

Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов IX века, коим является И.С. Тургенев, и его рассказом «Хорь и  Калиныч»,  который входит в сборник «Записки охотника».

Проверка домашнего задания:

Страница 4-6 ↓

1. Почему целых 25 рассказов и очерков  объединены  в одну книгу?

2. Что вы узнали  о людях  и  их жизни в Орловской  и  Калужской  губерниях?

3. Что общего и в чём различие между Хорем и Калинычем?

Страница 7 ↓

Вендиаграмма

4. Какой художественный приём использует автор?

Слово учителя

Сегодня мы рассмотрим  ещё один рассказ И.С. Тургенева. Это рассказ « Бирюк». А начнём мы с истории создания рассказа «Бирюк». (сообщение ученика)

Чтобы вспомнить содержание текста, прослушаем запись отдельных моментов.

Страница 8↓

Аудиозапись

Обратимся к сюжету этого рассказа. Для этого вспомним литературные термины: сюжет и фабула.

Страница 9↓ 

инструмент шторки.

- Совпадают ли сюжет и фабула в этом произведении?

- Определите основную тему рассказа.

 – Как же проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям?

Бирюк - главный герой рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор даёт  нам  портрет героя.

1 группа. Портрет.

Кто такой бирюк? (по Далю)

1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка.  Устно  нарисуйте,  каким  вы  его себе представляете.

(используйте свои рисунки)

3. Что узнали  о характере  главного героя  благодаря  портрету?

                         Портрет. Описание Бирюка по тексту.

 Страница 11↓ 

инструмент шторки, использование пера.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения.

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь  в литературном произведении описание жилища героя  может многое добавить к тексту.

 2 группа. Интерьер.

1. Что такое  интерьер? Какую роль он играет  в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.

3. Как это описание  помогает понять характер главного  героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

Страница 13↓ 

инструмент шторки, использование пера.

3 группа. Пейзаж.1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С. Тургенев  через описание природы?

Страница 15, 16↓

 Чтение отрывков «Перед грозой» и «Гроза»

Аудиозапись

Изобразительно-выразительные средства: олицетворения и эпитеты

Страница 17↓

использование пера

Речь и поведение героя:

1. Что говорят в деревне о Бирюке?

 2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник-охотник, лесник – мужик - «вор».

3. Что вы узнали о герое по его речи?

4. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?

Вопросы:

 Ожидали вы такой развязки?

 Почему Бирюк всё-таки отпускает мужика?

Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?

Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как  гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт. Конфликт может внешним  и внутренним.

Страница 18↓

использование пера

Что вас удивило? Почему вдруг хороший человек назван таким «злым» словом?

Выводы: И.С. Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он  на них. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. В.Г. Белинский писал, что Тургенев « зашёл к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто  не заходил».

Домашнее задание:

1.Какая мысль звучит во всех произведениях  сборника « Записки охотника»? 2. Подготовьте выразительное чтение «Стихотворений в прозе».

3.Попытайтесь перевести одно из них на казахский язык.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев «Записки охотника» Рассказ «Бирюк» ( Комплексный анализ прозаического произведения) »

Тема: И.С. Тургенев «Записки охотника»

Рассказ «Бирюк»

( Комплексный анализ прозаического произведения)


Эпиграф: « В крепостном крестьянине И.С. Тургенев показал человека,

который так же, как и все люди имеет человеческие права».

Цели:

●научиться делать комплексный анализ прозаического произведения;

●помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приёмы, используемые автором;

●показать, что во внешне угрюмом человеке скрыта сильная и благородная натура; уделить внимание формированию определённых умений: вести познавательную деятельность, сравнивать факты, явления, обобщать, делать выводы, пользоваться словарями и справочниками, устанавливать причинно - следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать;

●способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией и развитию творческого мышления.

Проблема урока:

●как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

Ход урока

Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов IX века, коим является И.С. Тургенев, и его рассказом «Хорь и Калиныч», который входит в сборник «Записки охотника».

Проверка домашнего задания:

Страница 4-6 ↓

1. Почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

2. Что вы узнали о людях и их жизни в Орловской и Калужской губерниях?

3. Что общего и в чём различие между Хорем и Калинычем?

Страница 7 ↓

Вендиаграмма

4. Какой художественный приём использует автор?

Слово учителя

Сегодня мы рассмотрим ещё один рассказ И.С. Тургенева. Это рассказ « Бирюк». А начнём мы с истории создания рассказа «Бирюк». (сообщение ученика)

Чтобы вспомнить содержание текста, прослушаем запись отдельных моментов.

Страница 8↓

Аудиозапись

Обратимся к сюжету этого рассказа. Для этого вспомним литературные термины: сюжет и фабула.

Страница 9↓

инструмент шторки.

- Совпадают ли сюжет и фабула в этом произведении?

- Определите основную тему рассказа.

Как же проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям?

Бирюк - главный герой рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор даёт нам портрет героя.

1 группа. Портрет.

Кто такой бирюк? (по Далю)

1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его себе представляете.

(используйте свои рисунки)

3. Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

Портрет. Описание Бирюка по тексту.

Страница 11↓

инструмент шторки, использование пера.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения.

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к тексту.

2 группа. Интерьер.

1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.

3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

Страница 13↓

инструмент шторки, использование пера.

3 группа. Пейзаж.1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С. Тургенев через описание природы?

Страница 15, 16↓

Чтение отрывков «Перед грозой» и «Гроза»

Аудиозапись

Изобразительно-выразительные средства: олицетворения и эпитеты

Страница 17↓

использование пера

Речь и поведение героя:

1. Что говорят в деревне о Бирюке?

2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник-охотник, лесник – мужик - «вор».

3. Что вы узнали о герое по его речи?

4. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?

Вопросы:

Ожидали вы такой развязки?

Почему Бирюк всё-таки отпускает мужика?

Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?

Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт. Конфликт может внешним и внутренним.

Страница 18↓

использование пера

Что вас удивило? Почему вдруг хороший человек назван таким «злым» словом?

Выводы: И.С. Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. В.Г. Белинский писал, что Тургенев « зашёл к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил».

Домашнее задание:

1.Какая мысль звучит во всех произведениях сборника « Записки охотника»? 2. Подготовьте выразительное чтение «Стихотворений в прозе».

3.Попытайтесь перевести одно из них на казахский язык.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Буралкина Раш Абаевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176095

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства