kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по обновленной программе обучения в РК.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.»

Раздел долгосрочного плана:

Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях

Дата:

Учитель: Бычкова Н.М.

Класс: 6

Количество присутствующих: 25

отсутствующих: 1

Тема урока

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.

ЦО, которые достигаются на данном уроке

6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос

6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы)

Цели урока

давать развернутый ответ на вопрос, характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

Создание коллаборативной среды «Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши.

Если вы рады видеть всех своих одноклассников, то попрыгайте.

Если вы достойные граждане Казахстана, то сделайте шаг вперед и тихо присядьте за стол. .

Выполняют все эти действия

Похвала


Викторина. - И.

1.Как звали Тургенев? – Иван Сергеевич

2. Как называлось имение Тургеневых?

3. Что такое имение?

4.Что такое крепостное право?

5 Кто такой крепостной крестьянин?

6. Как называется изучаемое произведение?

7. Что такое рассказ?


Отвечают


ОПП – работать по вопросам

Комментарий учитель

Похвала.




Осмысление

Мотивация учебной деятельности.

1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!


По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…


И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;


Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;


И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.



  Как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).

- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?

Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).

- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.




Комментарий учителя


Похвала



Текст


Актуализация знаний

- Что лежит у вас на столе? (иллюстрация с изображением мальчиков из рассказа )

- Что такое портрет?

- Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза).

Зачитать портретные зарисовки и ответить на вопросы .

1гр..Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

2гр.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

3гр..Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

4гр..Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Задание. Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу.

Согласны, что правильно определили героя?

- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

Изучение новой темы

1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков). Указать изобразительные средства, которые использует автор, характеризуя героев рассказа.

- Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Федя 1 гр. , Павлуша – 2 гр. , Илюша - 3 гр. , Костя – 4 гр. Ваня – 5 гр.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление

автора

Мое мнение о мальчике

Задание 1.: прочитать по ролям   с. 187 - ..

- Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)

- Что же вы услышали из уст мальчишек?

- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали? 

Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых).

3. Блиц – вопрос

Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете (Федя. По одёжде)

- Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках).

Вывод: В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева  это даровитые, способные дети.  Каждый из них отличается своим особым характером. 

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.



Ребята отвечают , работая с текстом и раздаточным материалом



ОПП отвечает на доступные для него

на вопросы






























Выходят спикеры от группы и отвечают




















Заполнение таблицы





Отвечают по таблице








Задание 2.Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.












4. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной  стороны,  самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе,  поверья, приметы, живой  ум. С другой  стороны,  тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

 


Комментарий учителя




















Похвала
















Комментарий учителя





















В



Взаимооцени вание





Похвала















Комментарий учителя



















Комментарий учителя



Текст



















Раздаточный материал

























































Текст





































Учебник с текстом

РЕФлексия

«Три М» Назовите три момента, которые вам понравились на уроке?

Учащиеся называют три момента , которые особенно понравились


Похвала

Раздаточный материал

Д/З

Учебник с.192 – 194, 197 – 200. Чтение








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 14.06.2021

Номер свидетельства: 583343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок на тему "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг"" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-na-tiemu-i-s-turghieniev-mastier-portrieta-i-pieizazha-po-ochierku-biezhin-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "105690"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402903624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир "
    ["seo_title"] => string(99) "i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "140196"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417890381"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении  (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)."
    ["seo_title"] => string(126) "urokrazvitiiariechiv7klassieiazykovyiesriedstvaizobrazhieniiavepichieskomproizviedieniinaprimierierasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "329399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463930738"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "игра -конкурс "Знаете ли вы""
    ["seo_title"] => string(24) "ighrakonkursznaietielivy"
    ["file_id"] => string(6) "273892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452283301"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства