kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по обновленной программе обучения в РК.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.»

Раздел долгосрочного плана:

Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях

Дата:

Учитель: Бычкова Н.М.

Класс: 6

Количество присутствующих: 25

отсутствующих: 1

Тема урока

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.

ЦО, которые достигаются на данном уроке

6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос

6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы)

Цели урока

давать развернутый ответ на вопрос, характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

Создание коллаборативной среды «Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши.

Если вы рады видеть всех своих одноклассников, то попрыгайте.

Если вы достойные граждане Казахстана, то сделайте шаг вперед и тихо присядьте за стол. .

Выполняют все эти действия

Похвала


Викторина. - И.

1.Как звали Тургенев? – Иван Сергеевич

2. Как называлось имение Тургеневых?

3. Что такое имение?

4.Что такое крепостное право?

5 Кто такой крепостной крестьянин?

6. Как называется изучаемое произведение?

7. Что такое рассказ?


Отвечают


ОПП – работать по вопросам

Комментарий учитель

Похвала.




Осмысление

Мотивация учебной деятельности.

1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!


По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…


И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;


Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;


И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.



  Как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).

- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?

Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).

- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.




Комментарий учителя


Похвала



Текст


Актуализация знаний

- Что лежит у вас на столе? (иллюстрация с изображением мальчиков из рассказа )

- Что такое портрет?

- Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза).

Зачитать портретные зарисовки и ответить на вопросы .

1гр..Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

2гр.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

3гр..Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

4гр..Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Задание. Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу.

Согласны, что правильно определили героя?

- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

Изучение новой темы

1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков). Указать изобразительные средства, которые использует автор, характеризуя героев рассказа.

- Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Федя 1 гр. , Павлуша – 2 гр. , Илюша - 3 гр. , Костя – 4 гр. Ваня – 5 гр.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление

автора

Мое мнение о мальчике

Задание 1.: прочитать по ролям   с. 187 - ..

- Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)

- Что же вы услышали из уст мальчишек?

- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали? 

Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых).

3. Блиц – вопрос

Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете (Федя. По одёжде)

- Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках).

Вывод: В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева  это даровитые, способные дети.  Каждый из них отличается своим особым характером. 

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.



Ребята отвечают , работая с текстом и раздаточным материалом



ОПП отвечает на доступные для него

на вопросы






























Выходят спикеры от группы и отвечают




















Заполнение таблицы





Отвечают по таблице








Задание 2.Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.












4. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной  стороны,  самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе,  поверья, приметы, живой  ум. С другой  стороны,  тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

 


Комментарий учителя




















Похвала
















Комментарий учителя





















В



Взаимооцени вание





Похвала















Комментарий учителя



















Комментарий учителя



Текст



















Раздаточный материал

























































Текст





































Учебник с текстом

РЕФлексия

«Три М» Назовите три момента, которые вам понравились на уроке?

Учащиеся называют три момента , которые особенно понравились


Похвала

Раздаточный материал

Д/З

Учебник с.192 – 194, 197 – 200. Чтение








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет. Герои произведения.

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 14.06.2021

Номер свидетельства: 583343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок на тему "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг"" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-na-tiemu-i-s-turghieniev-mastier-portrieta-i-pieizazha-po-ochierku-biezhin-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "105690"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402903624"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир "
    ["seo_title"] => string(99) "i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "140196"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417890381"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении  (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)."
    ["seo_title"] => string(126) "urokrazvitiiariechiv7klassieiazykovyiesriedstvaizobrazhieniiavepichieskomproizviedieniinaprimierierasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "329399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463930738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "игра -конкурс "Знаете ли вы""
    ["seo_title"] => string(24) "ighrakonkursznaietielivy"
    ["file_id"] => string(6) "273892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452283301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства