Осмысление | Мотивация учебной деятельности. 1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном» Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается. То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля! По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят… И на ум приходят детям Бабушкины сказки: Вот с метлой несётся ведьма На ночные пляски; Вот над лесом мчится леший С головой косматой, А по небу, сыпля искры, Змей летит крылатый; И какие – то все в белом Тени в поле ходят… Детям боязно – и дети Огонёк разводят. | Как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное). - Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью). - Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность). - Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ). - Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок? -Молодцы, правильно узнали тему и цель урока. | Комментарий учителя Похвала | Текст |
| Актуализация знаний - Что лежит у вас на столе? (иллюстрация с изображением мальчиков из рассказа ) - Что такое портрет? - Что можно узнать по портрету? - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза). Зачитать портретные зарисовки и ответить на вопросы . 1гр..Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя). 2гр.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша). 3гр..Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша) 4гр..Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя). - Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем. Задание. Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя? - Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему? Изучение новой темы 1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков). Указать изобразительные средства, которые использует автор, характеризуя героев рассказа. - Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты. Федя 1 гр. , Павлуша – 2 гр. , Илюша - 3 гр. , Костя – 4 гр. Ваня – 5 гр. Персонаж | возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике | Задание 1.: прочитать по ролям с. 187 - .. - Как открылись вам мальчики в этом отрывке? Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие? - обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья) - Что же вы услышали из уст мальчишек? - Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых). 3. Блиц – вопрос Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете (Федя. По одёжде) - Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.) Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках). Вывод: В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим особым характером. - Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке. | Ребята отвечают , работая с текстом и раздаточным материалом ОПП отвечает на доступные для него на вопросы Выходят спикеры от группы и отвечают Заполнение таблицы Отвечают по таблице Задание 2.Работа со словарем. Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета. Россказни – измышления, выдумки. Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда. Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик. 4. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.) | Комментарий учителя Похвала Комментарий учителя В Взаимооцени вание Похвала Комментарий учителя Комментарий учителя | Текст Раздаточный материал Текст Учебник с текстом |