3.Воспитать положительное отношение к честным, благородным,
добрым поступкам.
Оборудование: мультмедийная презентация, текст басни И.А.Крылова, выставка книг.
Ход урока.
I. Работа с эпиграфом к уроку (Слайд №2).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей'!
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова
М. Исаковский.
- Согласны ли вы со словами русского советского поэта?
- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
II. Слово о Крылове (Слайды 4-7).
Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино (Н. В. Гоголь.).
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.
Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевернутое «Иван Крылов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.
Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.
Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнегреческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Очевидно, читательская любознательность Крылова превосходила домашние возможности, и он наглел средства удовлетворять ее на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери, Страсть к чтению стала причиной конфликтов с начальником, который журил его за пустяк, заставая за книгой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были еще более тяжкие испытания: в 1778 году yмер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учеба.
Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества — самостоятельность практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.
Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награжден звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С. С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И. А. Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордиться им, доколе бу-цет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
Вопросы для проверки усвоения материала:
Когда, где и в какой семье родился Крылов?
Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой?
Каким был первый литературный опыт Крылова?
В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?
Какие примеры подтверждают его прижизненную популярность и славу?
III. История басни.
Возникновение басни относится к V веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа.
В античную эпоху начинается становление самостоятельной басенной формы. Оно связано с именем римского поэта Горация (I век до н.э). Басня как поэтический жанр разрабатывается французским баснописцем эпохи классицизма Лафонтеном. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали». Лессинг считал, что басня «не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания».
Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Басня в творчестве Крылова
1. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвратился уже, будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее: сначала воздал дань драматургии, занимался книгоиздательской деятельностью. Первые из своих замечательных басен Крылов читал в доме Оленина, президента Академии художеств. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 г. по поводу Отечественной войны: «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Басню «Волк на псарне» Крылов переслал еще в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочел крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я приятель сед», — Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.
Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами, Каждые три-четыре года их приходилось переиздавать. Крылов постоянно пополнял свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сборнике их было два десятка, в последнем — почти две сотни.
После смерти баснописца многие, по устному завещанию Крылова, вместе с извещением о печальном событии получили экземпляр последнего издания его басен.В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу, Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен.
До этого ни одному писателю монументов не сооружалось. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей — крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...
Своеобразие басен Крылова.
В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова — новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами.
Басни Крылова — отражение мудрости народа, его житейской философии.
2.Работа с определением басни и составление опорного конспекта
(Слайды 8-13).
Слово «басня» произошло от старинного слова «Бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать» (того же корня слова «байка» – устный рассказ, «побасенка», «бахарь» (сказочник), «баюкать»). Таким образом, «басня» - первоначально «сказка, рассказ».
Аллегория (греч.)-один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Басня
Небольшой рассказ, часто
стихотворный;
2 части:
основное повествование и
мораль (нравоучение);
аллегорическая форма
(иносказание);
сатирическое изображение;
герои - чаще животные.
Диалог;
использование просторечной лексики;
лаконизм;
афористичность языка;
особый басенный стих (строчки разной
длины), передающий разговорную речь;
олицетворение
3.Работа над басней «Ворона и Лисица»
Словарная работа (Слайд 15)
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Пленил – привлёк внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье;
Зоб– у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Чтение басни учителем с показом анимационного фильма (Слайды 16-26).
Вопросы и задания классу:
-Что особенно понравилось в басне?
-Скажите, как Лисица обманула Ворону?
-Расскажите, какая история приключилась с Вороной?
-Как Лиса обращалась к Вороне?
-.Как называла Ворону?
-Что говорила о её красоте?
-Какой Лиса изображала Ворону?
-Для чего она это делала?
-Какова ворона в действительности?
- Прочитайте первые две строчки. Какое интересное слово встретилось в басне?
Взгромоздясь (Слайд 27)
-Давайте сопоставим это слово с другими словами близкими по значению.
-взлетела,
-уселась,
-взобралась,
-примостилась,
-села,
-опустилась,
-пристроилась.
-Постарайтесь в басне заменить слово «взгромоздясь» любым словом.
Вывод: Крылов мастерски использовал это слово, оно позволяет нам увидеть неуклюжую громоздкость птицы, которая предвкушает удовольствие от случая полакомиться кусочком сыра.
-Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни)
-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов.
-Что он советует помнить постоянно?
-Замените словосочетания дословными фразами из басни (Слайд 28).
Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»;
Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»;
Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»;
Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»;
Исчезла, скрылась – «была такова»;
Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»;
Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал».
Задания для обсуждения в группах:
- Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны?
- Опишите, какова ворона по внешнему виду (Этой группе необходим рисунок, представленный на слайде).
-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
-Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?
-Какими качествами вы наделите Лисицу?
-Что означает выражение «Бог послал»
Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
-Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне.
- Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
-Сделайте вывод: чему учит эта басня? (Слайд 29).
И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)
IV. Подготовка к выразительному чтению.
-Сейчас мы будем читать басню выразительно. Для того чтобы прочитать басню хорошо, проведём речевую разминку.
Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит?
В монологе Лисицы поставим логические ударения. Возьмите тексты на листах , найдите монолог Лисицы, подчеркните слова . которые нужно выделить голосом.
Читаем хором.
По предложению.
V. Чтение басни мастером художественного слова – А.Папановым (Слайд30).
VI. Чтение «К другу моему» (Слайд 31).
Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе,-
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,- чин человека.
И.Крылов
VII.РЕФЛЕКСИЯ
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей.
-Если вам урок понравился, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём- то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось, то оранжевые. (Выставление оценок).
VIII. Домашнее задание (Слайд 32): 1.Подготовить чтение басни по ролям.