kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гуманистический смысл повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы поможет провести урок с целью обсудить содержание повести, дать оценку изображенным событиям, характеризовать действия и поступки героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гуманистический смысл повести Н.В.Гоголя "Шинель"»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Куликова Ирина Вячеславовна

Класс: 8

Предмет: литература

Тема урока: Н.В.Гоголь "Шинель". Гуманистический смысл повести.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Цель урока: обсудить содержание повести, дать оценку изображенным событиям, характеризовать действия и поступки героев

Задачи урока:

образовательные: развивать умения анализировать текст художественного произведения, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, понимать позицию автора, делать выводы;

развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя, развивать умение обобщать изученное;

воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову, гуманное отношение к человеку;




деятельностная: формировать у учащихся умений реализации новых способов действий, развивать аналитическое мышление.





Урок в технологии мастерской.

Основные приемы работы в мастерской :

  1. предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности (постановка проблемного вопроса);

  2. организация поиска ответа на проблемный вопрос;

  3. афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

4) рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений



Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(мотивационный)

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностном уровне. Определение условий для работы творческой мастерской (алгоритмы составления речевых высказываний

Индивидуальные задания в составе группы для создания эвристической ситуации.

Беседа. Основываясь на приведенной цитате, ответить на вопросы.

Формирование вопросов, необходимых для организации индивидуальной и групповой работы (составление письменного речевого высказывания)

Само- и взаимо-диагностика с целью определения зон изучения материала


Индивидуальная, фронтальная

Создание ситуации мотивации к обучению: организация творческой мастерской.

Беседа по вопросам:

Ф.М.Достоевский сказал:"Все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Почему же русская литература"вышла из "Шинели", маленькой повести Гоголя?

О чём (или о ком) эта повесть?

Просмотр видеофрагмента фильма А.Баталова"Шинель"

Готовность к самообразованию (проектирование индивидуального образовательного маршрута).



Работа по обсуждению предложенных учителем вопросов.

Письменное высказывание на тему, выражение собственной точки зрения.

Целеполагание

Постановка цели учебной деятельности на основе известного и неизвестного

Беседа по вопросам.

Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

Индивидуальная, фронтальная

Выбор средств и методов. Коллективное выполнение задания при консультативной помощи учителя для создания учебного диалога.

Вопросы и задания:

- Дайте характеристику Акакия Акакиевича, обратите внимание на его имя, портрет, манеру поведения, внутренний мир.

- Сделайте вывод о том, каким его изобразил писатель.

- Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж?

- Сопоставьте свою точку зрения с мнением режиссёра Алексея Баталова:"Гоголь заставляет нас полюбить героя, которого полюбить нельзя."




Коллективное выполнение задания при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации.

Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов

Организация поиска ответа на проблемный вопрос:

"Почему повесть о человеке названа "Шинель"?"


Первичная рефлексия (фиксирование индивидуальных затруднений), постановка проблемы исследования.

Задания для развития художественного мышления и речи по алгоритму действий.

Организация работ трех групп

Задание1 группе.

Попробуйте найти портрет "значительного лица" или портрет генерала на табакерке Петровича. Мундир заменил личность, чин заменил человека. Докажите или опровергните эту точку зрения, опираясь на текст.



Задание 2 группе.

Три возможных жизненных дороги для человека наметил Гоголь в повести: стать личностью, стать"значительным лицом" и стать... никем, винтиком государственного механизма. В каких героях обозначены эти пути? Ответ оформите в виде денотатного графа.

Задание 3 группе.

Ответьте на вопрос:

- Что такое шинель для Акакия Акакиевича: жизненная необходимость или роскошь?

Ответ представьте в виде кластера


Критическое мышление, исследовательская деятельность, проблемное обучение, самоанализ результатов учебной деятельности


Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Помощь в формулировании цели и образовательных результатов.



Задания для развития художественного мышления и речи:

- Чтобы ответить на вопрос: "Почему повесть о человеке названа" Шинель", необходимо поработать в группах.



Реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной аналитической и творческой деятельности( работа групп по реализации заданий).

Диалог.

Фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов

(закрепление знаний)

Афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

Проектирование индивидуального маршрута освоения проблемных зон.











Поэтапное освоение содержания, формирование умственных действий.

Индивидуальная, фронтальная

Включение учащихся в учебную деятельность (составление алгоритмов высказывания); подведение к ответу на проблемный вопрос

1.Наблюдения и выводы.

2.Защита коллективного мнения .


Рефлексия (диагностика и самодиагностика)

Самопроверка умений применять формирующиеся навыки в типовых условиях: что усвоено, что нужно усвоить, оценка результатов работы.

Творческое задание.

Пятиминутное эссе.

Учащихся просят выполнить следующие два задания - написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока

Само- и взаимодиагностика.

Индивидуальная, парная, групповая

Проектирование способов деятельности. Коллективное творческое задание.

Рефлексия своей деятельности, коррекция результатов.






Проектирование дифференцированного домашнего задания

Составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в зависимости от индивидуальных возможностей и уровня подготовки учащихся по литературе.

Объяснение домашнего задания.

1.Напишите небольшое сочинение " Ах, судьба-то, судьба какая!"

Или

Подготовьте устное выступление "В чём смысл финала повести?"

2.Подготовьте список книг, которые, по-вашему, оказали огромное влияние на развитие нашей литературы.


Дифференцированное обучение, проектная деятельность.

Индивидуальная, фронтальная.

Ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов выполнения дифференцированного домашнего задания. Ответы на вопросы учащихся.

Определение «своего» задания, анализ.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

В организации урока реализован системно-деятельностный подход. Создана развивающая образовательная среда. Использованы активные методы обучения.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран,листы формата А3 для презентации результатов работы групп, маркеры разных цветов.

Список учебной и дополнительной литературы

8 класс. УМК. Учебник «Литература» в двух частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы


Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Художественный фильм А.Баталова "Шинель"

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология проведения творческой мастерской, групповая работа, технология развития критического мышления , ИКТ-технологии,

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

нет










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гуманистический смысл повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Автор: Куликова Ирина Вячеславовна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства