Лингвистический материал: слова гнездо, плести, вить, вспорхнула.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности Цель: вовлечение учащихся в познавательную деятельность, создание условий для принятия учащимися учебной задачи | Слушают учителя, принимают учебную задачу,отвечают на вопросы учителя: -что будем делать на уроке чтения? -как будем читать на уроке? | Приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока | Ребята,сейчас урок чтения. Сегодня на уроке будем учиться правильно, выразительно читать, узнаем много интересного из рассказа В.Хомченко «Гнездо в траве» | Регулятивные БУД: Учащиеся смогут принять цель и произвольно включиться в деятельность |
Актуализация опорных знаний Цель: Активизировать учащихся на внимательное прослушивание звуков природы; -развитие слухового восприятия; -систематизи- ровать знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира; -умение отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт; -формировать понятийное мышление | Учащиеся представляют, что сейчас пойдут на прогулку в лес, готовятся слушать звуки природы Отвечают на вопросы учителя: -услышали пение птиц; -испытывали чувство радости, веселья; -пение птиц можно услышать весной, летом, когда птицам хорошо и их никто не тревожит; -когда птицы прилетают, они вьют гнёзда, выводят птенцов; -птицы вьют гнёзда на деревьях, под крышей дома, в траве, на воде; | Организует беседу, направленную на восприятие звуков леса после прослушивания задаёт вопросы учащимся; демонстрирует картинки с изображением птичьих гнёзд; | Ребята, представьте, что мы пришли на прогулку на лесную поляну. Давайте послушаем звуки леса. После прослушивания ответьте на вопрос: какое настроение вызвали у вас эти звуки? (звучит запись «голоса птиц) А теперь ответьте на вопросы: -Что вы услышали? -Когда в природе можно услышать эти звуки? -Когда прилетают к нам птицы? -Какие птицы прилетают? -Как ведут себя птицы, когда прилетают? -что делают птицы, когда прилетают? Где птицы вьют гнёзда? 2.Работа над понятием «гнездо» 3. Рассматривание на мониторе компьютера картинок с изображением гнёзд | Личностные БУД: -Учащиеся смогут ответить на вопросы после прослушивания записи звуков леса, опираясь на свой жизненный опыт и полученные ранее знания; Познавательные БУД: -у учащихся формируется понятийное мышление, расширяется словарный запас. учащиеся высказывают свою точку зрения и делают вывод, что гнездо это место, где птицы выводят птенцов; |
Изучение нового. Чтение учителем рассказа В.Хомченко «Гнездо в траве» Цель: осознанно воспринимать читаемый учителем текст, ответить на поставленный учителем перед чтением текста проблемный вопрос | 1.учащиеся внимательно слушают чтение учителя; 2.формулируют собственное мнение и отвечают на поставленный вопрос | Учитель читает рассказ В.Хомченко «Гнездо в траве» | Ребята, внимательно слушайте рассказ и ответьте на вопрос: как поступил автор в этом рассказе? (Что хорошего он сделал?) | Личностные БУД: Учащиеся смогут высказать своё мнение о поступке автора рассказа с позиции общечеловеческих норм |
Физкульт минутка Цель: умение ориентироваться в пространстве в соответствии с образцом | -слушают инструкцию учителя; -выполняют упражнение по образцу, а затем по словесной инструкции; -осуществляют самоконтроль; | -даёт инструкцию по выполнению физкультминутки; -даёт образец выполнения | Ребята, сейчас мы немного поиграем. Я буду называть птиц, если птица перелётная-делаете взмахи руками в стороны, если - зимующая-приседаете; | Регулятивные БУД: Смогут выполнить упражнение по образцу и словесной инструкции |
Подготовительная работа перед чтением рассказа Цель: формирование навыков чтения слов сложной слоговой структуры, которые встретятся в рассказе; -развитие понятийного мышления; | -Знакомятся с новыми словами; -Совместно с учителем читают слова сложной слоговой структуры по слогам, а затем целым словом; плести-сплести-спле-тён-ный; сте-бель-ка-ми стебельками; воз-вы-ша-лось возвышалось; | Учитель уточняет понятие слова «плести»- «вить» с помощью вопроса: Из чего можно плести? | Теперь мы выполним упражнение «Читай правильно» В рассказе встретятся трудные слова. Давайте прочитаем их по слогам, а затем целым словом. Как вы понимаете значение слова «плести»? Из чего можно плести? | Познавательные БУД: Учащиеся смогут прочитать слова сложной слоговой структуры с помощью учителя, а затем самостоятельно; -знакомятся с лексическим значением слов «плести» «вить»; -сравнивают слова по значению |
Чтение рассказа учащимися по абзацам. Анализ каждого прочитанного абзаца. Задачи: -формирование осознанного чтения; -расширение словаря признаков и глаголов; -формирование умения отвечать на вопросы и самим задавать вопросы; -умение находить нужную информацию в учебнике; -умение оценивать поступок героя рассказа; | -читают первый абзац; -учащиеся задают вопросы: куда ходил автор? Что вдруг произошло? -объясняют слово «вспорхнула»- взлетела на крыльях с места -для подтверждения ответов учащиеся находят нужную информацию в учебнике; -учащиеся читают второй абзац на мониторе компьютера -выделяют жёлтым цветом слова: присел, долго смотрел, нашёл; Выделяют зелёным цветом описание гнезда и делают вывод: нелегко его было заметить -учащиеся отвечают на вопрос -оценивают поступок автора -дают характеристику его действиям; (он добрый, внимательный, заботливый) учащиеся читают третий абзац на мониторе компьютера и выделяют красным цветом слова: срезал гриб, положил гнездо, прикрыл его; учащиеся формулируют собственное мнение: автор любит природу, заботится о ней. | Слушает чтение учащихся, задаёт вопросы по содержанию. Контролирует деятельность учащихся при работе за компьютером Задаёт вопросы Учитель задаёт проблемный вопрос Почему автор так поступил? | Чтение и анализ первого абзаца; Ребята, какой бы вопрос вы задали, прочитав этот абзац? -уточнение понятия «вспорхнула» Покажите это действие руками. -учитель задаёт вопросы по содержанию первого абзаца: -как закричала птичка? Найдите ответ на этот вопрос в рассказе. -почему она тревожно закричала? Чтение и анализ второго абзаца рассказа (работа на компьютере в парах) Ребята, а теперь я прошу вас перейти к компьютерам и сесть парами. Мы продолжим работу над текстом. (Текст выведен на монитор компьютера) Прочитайте второй абзац на мониторе компьютера. Что сделал автор, когда вспорхнула птичка? Эти слова выделите в тексте жёлтым цветом. -выделите зелёным цветом описание гнезда (как оно выглядело?) Кто находился в гнезде? Почему гнездо возвышалось над травой? Что сделал автор? Что пожелал автор птенчикам? -Почему он это сделал? Чтение и анализ третьего абзаца Что удивило автора, когда он увидел гнездо ещё раз? Слова, обозначающие действия автора выделите красным цветом. Чтение и анализ четвёртого абзаца Как поступил автор, когда увидел гнездо вновь? Почему он так поступил? | Познавательные БУД: -под руководством учителя смогут задать вопросы по прочитанному абзацу и ответить на них; -самостоятельно найдут в тексте слова, подтверждающие ответы на вопросы; -смогут объяснить значение слова «вспорхнула» Познавательные БУД: учащиеся смогут прочитать абзац на мониторе компьютера; Коммуникативные БУД: -учатся сотрудничать в паре в совместном решении поставленной задачи: выделить в тексте нужные слова; Личностные БУД:-самостоятельно смогут оценить поступок автора рассказа и дать его характеристику; Познавательные БУД -учащиеся могут находить нужную информацию в учебнике и делать обобщение действиям, которые совершал герой рассказа; Регулятивные БУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные БУД: учащиеся смогут высказать свою точку зрения , оценить поступок автора |
Обобщение. Закрепление знаний Цель: систематизи ровать знания , полученные на уроке | Учащиеся читают слова: присел, смотрел, срезал гриб, положил, прикрыл; -отвечают на вопрос: автор заботливый, добрый, любит природу | Учитель просит прочитать слова, выделенные цветом. | Ребята, прочитайте на мониторе компьютера слова, выделенные цветом. Что можно сказать об авторе этого рассказа? | Познавательные БУД -на основе проведённого анализа учащиеся смогут самостоятельно сделать вывод Коммуникативные БУД: учатся строить монологическое высказывание |
Рефлексия учебной деятельности на уроке -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя; Рассказывают, что узнали нового, что могут сделать полезного. | Организует рефлексию | Подводим итог работы на уроке. Что узнали нового? Что хотел сказать нам автор? Как читали на уроке? Оцените свою деятельность на уроке. | Познавательные БУД -учатся структурировать знания; -оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные БУД: учатся выражать свои мысли |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Самостоятельно выполняют домашнее задание, отрабатывают навыки чтения | Учитель задаёт домашнее задание: прочитать рассказ, | Подумайте, что могло бы произойти с гнездом, если бы автор не положил его на место. | Личностные БУД: -учащиеся самостоятельно выполнят домашнее задание, смогут высказать собственное предположение и готовность к бережному отношению к природе |