Тема «Птицы весной»*
(подготовительная к школе группа)
Программные задачи: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой
Материал:
Ход занятия.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют,
Что все время тук да тук.
Дятел - леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.
(А.Фет)
Ветку каждую и лист
Оглядит, и от букашки
Будет лист надолго чист.
Вот он, милый скворушка,
Греется на солнышке.
Верен он своей природе:
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червяков поел. Как вкусно!
(Ю.Тувим)
_ Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?
-С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются?
-Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
-Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
-Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше. Почему? (Есть корм нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладываюз яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки жуков, мух, стрекоз).
-Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)
-Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.
-Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, образуются плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)
-У различных птиц весна наступает в разное время.
- Какая птица прилетает раньше всех?
-Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)
Показать изображение этой птицы на картинке.
- Почему грачи прилетают первыми! (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).
-Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе - весна на дворе.
- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворце певец
Звать его.
(показать соответствующий рисунок)
- Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. А когда прилетают водоплавающие? Почему в это время?
- Каких водоплавающих птиц вы можете назвать?
- Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему? (Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)
-Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? (Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее).
- Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
- Почему это происходит именно весной? (Большое значение для побуждения птиц к размножению имеет освещенность, большая продолжительность светового дня и, конечно достаточное количество корма).
-Давайте подумаем, о чем эта загадка:
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)
- Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их. Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде).
-Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека. Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка).
Дятел: -Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.
- Где устраивает себе гнездо дятел?
Ласточка: Я - ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами доме под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в круп берегах.
- Как строит себе гнездо ласточка? Где?
Жаворонок: Я - веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти., оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.
- А у жаворонка где гнездо?
- Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (Скворец, синица)
- Как называются искусственные домики для птиц?
- Как правильно прикреплять скворечник?
Птицы своих птенцов воспитывают. Детенышей птиц можно разделить на две группы: птенцовые и выводковые. Чем же они отличаются? Птенцовые появляются из яиц голыми, слепыми, беспомощными. Родителям приходится согревать своим их телом, кормить. Такие детеныши рождаются у сорок, скворцов, воробьев, голубей и др. Птенцовые детеныши быстро растут, им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-родителям. По несколько сотен раз прилетают они к гнезду с добычей, чтобы накормить птенцов.
Кормом служат в основном насекомые, которые наносят вред сельскому хозяйству. Клювы у птенцов широкие, окрашены в яркий цвет: красный или розовый. Эта краска возбуждает у птиц аппетит. Если птенец не раскрывает рта, родители его не кормят и даже могут выкинуть из гнезда, как ненужный предмет.
Послушайте рассказ маленькой синички.
«Как я рада, как я рада, что родители мои не люди, а птицы-синицы. Бедные человеческие птенцы - их кормят всего три раза в день. Мои мама и папа кормят нас в день 600 раз. Нас, птенцов, У них пятеро. Каждому в день достается по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов, 40 ужинов».
Вот как трудно приходится родителям, пока птенцы в гнезде. Но даже когда птенцы покидают гнездо, они питаться самостоятельно не могут. Родители еще некоторое время кормят и защищают их от врагов.
Выводковые птенцы вылупляются на свет из яичной скорлупы покрытые густым пухом. Такие птенцы появляются у уток, лебедей, рябчиков, глухарей. Обсохнув, птенцы становятся самостоятельными, хорошо видят, слышат и передвигаются. Они могут сами питаться. Воспитание и выращивание состоит в том, чтобы родителям защищать их, водить туда, где меньше врагов и больше пищи, корма. Птенцы обучаются всему необходимому для самостоятельной жизни. Выводок во главе с самкой или самцом ходит до осени, а затем распадается.
Но есть птица, которая совсем не строит гнезда и сама не выводит птенцов. Это КУКУШКА.
Снеся яйцо на земле, кукушка в клюве или в лапках переносит его и кладет в чужое гнездо, где окраска яиц похожа на яйцо кукушки, только по размерам оно чуть больше.
Полосатая грудь кукушки напоминает грудь ястреба. Увидев ее, птицы разлетаются, и ей легко устроить в гнездо другой птицы свое яйцо. Кукушонок рождается голым, кожа его чувствительна к прикосновениям. Так как в гнезде есть и другие птенцы, и они (да и кукушонок) сидят беспокойно, касаются боков и спинки кукушонка, то он выбрасывает их из гнезда. Кукушонок растет быстро, приемные родители продолжают его кормить, даже когда и нет своих птенцов.
Кукушка - полезная птица. Она поедает таких волосистых гусениц, которых не едят другие птицы.
-Лес дает птицам приют, пищу. А что дают птицы лесу?
-Птицы помогают жизни лесных растений. Они переносят семена деревьев, кустарников трав. А еще - защищают лес от насекомых.
-Как человек может охранять птиц весной?
-Если вы увидели в лесу гнездо, что вы сделаете:
а) унесете птенцов домой;
б) возьмете птенцов в руки и положите обратно;
в) обойдете это место, не подходя;
г) подойдете к гнезду, посмотрите, не трогая ничего руками?
Правильный ответ - конечно, в).
- Чем радуют людей птицы? (пением)
Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (Дети слушают аудиозапись с голосами птиц)