Выполнила: Шинкарёва В. И.
2016 г.
Основные этапы урока. Цели этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
1.Мобилизующий этап. Создание доброжелательной атмосферы.Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала. | Приветствует класс, настраивает на урок Включает запись «Звуки леса». | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пускай улыбнётся сегодня удача, Совсем ведь несложная это задача. -Давайте настроимся на урок. Послушайте запись. Включите воображение. Поделитесь своими впечатлениями. Где вы сейчас себя представили? | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Обмениваются впечатлениями. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность. |
2.Мотивация к учебной деятельности. Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Знакомит с заданием. Ставит учебную задачу. | -Посмотрите на монитор -Прочитайте эпиграф, вставляя недостающие слова. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное ______?______. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего ________?_________ - озеро, названное его ______?________. (Васютке; мальчишки;именем) Кому принадлежат эти слова? (Писателю Виктору Петровичу Астафьеву). -Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора? (Мы будем знакомиться с биографией В.П.Астафьева и его рассказом «Васюткино озеро»). | Работают с эпиграфом. Отвечают на вопросы, корректируют ответы. | Индивидуальная, Коллективная поисковая деятельность. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П.Построение логической цепочки рассуждений. К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
3. Введение в тему. Создать условия для погружения в проблемную ситуацию. | Предлагает работу с высказываниями о писателе. | -Давайте обратимся к очень важным для сегодняшнего урока словам. Я прошу вас их прокомментировать.«Астафьев обращается к воспоминаниям далёкой поры детства, чтобы восстановить духовную атмосферу того времени, когда проходило первичное становление характеров его сверстников». А. Ланщиков. «Много замечательных писателей – наших современников есть в России, но, может быть, самый строгий из них, самый серьёзно и остро любящий родную деревню – Виктор Астафьев. Он вовсе не зовёт нас туда, назад, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам поможет крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни. (Из учебника Т.Ф.Курдюмовой, 2000год). | Задумываются над этическим понятием «детство». Советуются. Высказывают предположения на основе наблюдений. - Детство – это особая пора в жизни человека, это самое важное и потрясающее время, когда ты веришь в чудо. - Это способ познания мира и в тоже время период взросления. | Работа в парах, индивидуально. | П.Постановка и решение проблемы. Построение речевого высказывания. Л.Нравтвенно-этическая ориентация. |
4.Целеполагание, формулировка темы и цели урока. Самостоятельно формулировать тему и цель урока. | Предлагает посмотреть отрывок из фильма «Приключение Робиндона Крузо» и слайд-шоу «Васютка в тайге». Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом. Предлагает сформулировать тему урока. | - Мы с вами учимся самостоятельности, Вы сами стараетесь находить необходимый материал. Когда-то писатель Лев Толстой сказал, что тот ученик, который делает всё сам, никогда никому не будет подражать. Давайте поверим мудрому писателю, который знал, что такое школа и её ученики. - Посмотрите на экран и подумайте, какие вопросы вы сможете задать друг другу. Слушайте друг друга внимательно. Не дублируйте вопросы. (Возможные вопросы. - Что объединяет два этих орывка? - Кто изображён на этих кадрах? - Что общего между Робинзоном Крузо и Васюткой?) - Попробуйте сказать, о чём конкретно мы будем говорить? - Предложите более конкретное название нашей сегодняшней темы. Для этого соедините в предложение следующие слова – Робинзон, маленький, герой. При этом имя собственное надо преобразовать по принципу «Спартак – спартакиада». - Подумайте, кого можно назвать РОБИНЗОНОМ? Справка. РОБИНЗОНАДА – термин, вошедший в литературу через роман Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…». Этот термин обозначает литературные произведения, в которых изображается жизнь, приключения людей, оказавшихся вдали от общества. - Непростая предстоит работа сегодня. - Попробуйте сформулировать цель урока, ещё раз обратившись к слайдам. Цель урока: проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты робинзонады маленького героя. | Составляют и записывают вопросы. Участвуют в диалоге. Стараются вывести правильную формулировку темы «Робинзонада маленького героя». Используют справочную литературу. Работают со словарём. Формулируют цель урока. | Работа в парах, индивидуально. Фронтальная. | П.Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли. Р.Постановка учебной задачи |
5.Актуализация знаний. Анализ имеющихся знаний. Открытие новых знаний. | Обсуждение | Однажды в интервью газете «Красноярский рабочий» писатель Виктор Астафьев признался: « В самообразовании, самосовершенствовании, в ощущении себя свободным человеком могут помочь только книги». - Вспомните, какая книга была первой в читательской биографии юного мальчика Вити Астафьева? (Первую книгу в жизни я прочитал «Робинзона Крузо». Забытую на лесоучастке, без корочек. Волосы дыбом вставали, когда я читал её по слогам. Всю зиму её читал»). - А как родилась история про мальчика Васютку? - Это произведение называют автобиографичным. Почему? (Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, который заставлял своих учеников «шевелить мозгами». Однажды он предложил пятиклассникам написать о том, как прошло лето. А летом мальчик Витя заблудился в тайге, вот об этом он написал в сочинении, которое позже поместили в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя В.П.Астафьев восстановил в памяти эту историю. Так и родился первый рассказ для детей – «Васюткино озеро». | Вспоминают интересные факты биографии писателя. Проявляют интерес к личности писателя, развивают умение высказать своё мнение о прочитанном. | Фронтальная, индивидуальная. | П. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
6. Физкультминутка | Напоминает о минуте отдыха. | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Крутим, вертим веселей. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронтальная | Л.Понимают значение профилактики переутомления организма. |
7. «Творческая лаборатория». Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. | раздаёт практическую работу с текстом Читает цитату. | - Вы немного отдохнули и теперь с лёгкостью выполните задания. А задания у нас требуют творческого подхода, рассчитаны на вашу внимательность, компетентность, ответственность, фантазию. - Всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию учёного, писателя, журналиста. Вот и мы с вами отправимся на экскурсию в святая святых 1)журналистов; 2)географов; 3)топографов; 4)языковедов; 5)кинематографистов; 6)литературных критиков. - Прикрепите бейджи и посмотрите, кто вы и какую работу вам предстоит сегодня выполнить. - У каждого из вас есть учебник литературы, в классе есть компьютер. Пользуясь бумажным и электронным носителями, решите поставленные перед вами задачи, сделайте открытия в своей области. «Когда впереди открылось широкое, затерявшееся среди глухой тайги озеро, кто-то из рыбаков сказал: - Вот и озеро Васюткино… С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро». -Народная молва долетела до редакции районной газеты. Редактор направил молодую журналистку в посёлок, чтобы она написала статью об этом открытии. Журналисты. Напишите статью в газету о сенсационном открытии, сделанном школьником Васей Шадриным. -Статью прочитали учёные географического общества отправили географов и топографов в экспедицию для подтверждения этого факта. Так открытое Васюткой озеро появилось сначала на районной карте под словами «Васюткино оз.» Географы. Расскажите о географическом расположении Сибири, об особенностях тайги, её фауне. Топографы. Начертите карту местности и отметьте на ней озеро, открытое Васюткой. Языковеды. Пранализируйте лексику рассказа «Васюткино озеро» и составьте словарь. (Учебник литературы, 2 часть, стр. 153, задания 2 – 5). Выпишите мудрые фразы, объясните их значение в тексте. Кинематографисты. Напишите сценарий будущего фильма «Три дня в тайге» о самом важном эпизоде в жизни маленького сибирского робинзона. Литературные критики. Напишите аннотацию к рассказу для издательства «Детская книга». | Задают вопросы для уточнения. Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию. | индивидуальная, в парах. | К. Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретно-познавательных задач. Р. Составление плана и последовательности действий. П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий. |
8.Продукт деятельности. Представить отчёт о выполненной работе. | Координирует отчёт | Журналисты. До сих пор мы считали, что все великие открытия сделаны. Оказывается, это не так. Недавно в нашем районе произошло необычное событие. Заблудился в тайге школьник Вася Шадрин. Поиски пропавшего ребёнка длились трое суток. Как выяснилось, мальчик не только мужественно переносил все трудности, не сдавался, уверенно шёл к цели, но ещё и сделал открытие. Все известные местные охотники, хорошо знающие тайгу, не знали о существовании озера, которое стало настоящим достоянием. В нём оказалось много рыбы, и теперь несколько бригад рыбаков переключились на озёрный лов. Так юный школьник поистине может называться современным первопроходцем. Географы. Сибирь – обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, окружённый Уральскими горами. Слово «Сибирь» с тюркского языка переводится как «красивая». Тайга располагается в умеренной влажной географической полосе. Основной растительностью тайги являются хвойные деревья. Для тайги характерны болота. Фауна тайги – тигры, рыси, белки, глухари, кедровки, утки… Топографы. По результатам топографических работ предоставляется технический отчёт. Прилагаются координаты местности, топографическая карта с нанесением объекта. Языковеды. Словарь: бурелом, валежник, зарубка, затеси, изморось, омуль, отчаяние, патронташ, стерлядь, тайга, тенета, тундра, фарт, худой. Худой1 – тощий Худой2 – плохой Худой3 – дырявый ? Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать о чём-нибудь хорошем. «Чтобы отгнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи». Народная мудрость. Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! Идёшь в лес – бери еду, бери спички. Вызвездилось – к холоду! Цитата. «Опять кругом был клейкий неподвижный туман». Что происходило в головке Васютки, пока был «клейкий туман»? (Васютку преследует навязчивая мысль, она словно приклеилась). Навязчивый – 1.Назойливый, надоедливо пристающий. 2.Против воли внедрившийся в сознание, неотступный. Кинематографисты. Устный журнал. День первый. Погнался за глухарём. Заблудился, не нашёл затеси. Увидел муху-плевок в тенетах.Очаялся. Разжигает костёр. Испугался, когда в темноте не увидел корень-выворотень. День второй. Отыскал неизвестное озеро, богатое рыбой. По-прежнему борется с одиночеством, тоской, страхом. Мысли постоянно о работе, надеется вырваться из плена тайги. День третий. Этот день принёс спасение. «Мальчик брёл, падая от усталости. Неожиданно лес расступился,открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух перехватило – так красива, так широка была его родная река!..» Литературные критики. Васютка – обыкновенный тринадцатилетний мальчишка, как и Робинзон Крузо, оторванный от цивилизации. С собой – небольшой запас самого необходимого для выживания. Багаж знаний – народная мудрость, заимствованная у взрослых. Рассказ совсем коротенький, но очень поучительный. Такую простую историю прочитать надо бы всем ребятам, особенно мальчишкам. Это яркий пример того, как не пасть духом в сложный момент, выжить вдали от уютных домов. Учит, что надо быть сильным и стойким в любой жизненной ситуации. | отчёт о проделанной работе. Оценивают работу одноклассников | индивидуальная | П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации. К.Учатся выступать перед аудиторией. Оценивание действий партнёра и своих собственных. Р.Оценка результатов работы. |
9. Рефлексия. Обобщить полученные на уроке сведения. Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме. | Предлагает дописать интеллект-карту. Прокомментировать коллаж. Осуществляет контроль и коррекцию. Предлагает сконструировать синквейн. | -Урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные задачи? - Согласны ли вы с тем, что слова из учебника Т.Ф.Курдюмовой имеют большое воспитательное значение? Обоснуйте своё мнение. -Жизнь нынешнего поколения непроста, впереди много трудностей, которые надо достойно преодолевать в это особенно сложное время. Произведения В.П.Астафьева отличается честностью, правдивостью, добротой, искренностью. Нет в этих произведениях нравоучений. Есть примеры из жизни и авторские рассуждения, которые помогут крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни. -Какой он, мальчик Васютка? (Мужественный, смелый, выносливый, находчивый, сумел выстоять перед угрозой необъятных сил природы). Синквейн. (Пятистрочная стихотворная форма). Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное). Вторая строка – характеристика темы (двумя прилагательными). Третья строка – описание действия (тремя глаголами). Четвёртая строка – отношение к теме (фраза из четырёх слов). Пятая строка – синоним (метафора). (из одного слова, которое повторяет суть темы). Васютка Смелый,выносливый Трудится, преодолевает, побеждает Яркий пример для подражания Герой -Достоин ли Васютка, чтобы озеро назвали его именем? Чем завершается его робинзонада? Каков смысл заглавия рассказа? (До Васюткиной робинзонады никто из рыбаков не знал об этом озере. А Васютка не только нашёл это озеро, он ещё и поделился этим открытием, зная, как оно важно для рыбаков. Васютка Отзывчивый, щедрый Помогает, делится, радуется Мальчик очень хорош воспитан Друг Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Я бы хотел, чтобы Васютка… Я посоветую прочитать рассказ В.П. Астафьева …, потому что… Объясните содержание коллажа «Возвращение Васютки». | Дописывают интеллект-карту. Работают с содержанием коллажа. Работают с листком оценивания. | Коллективная. Фронтальная | Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка. |
11.Домашнее задание дифференцированного плана. | Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания. | 1.Составить кроссворд. 2.Написать отзыв о книге. 3.Написать инструкцию «Советы идущему в лес». 4.Придумать собственный рассказ про робинзона 21 века. | | | К. Инициатива в выборе задания. |
12. Добрый совет! Мотивировать к чтению художественной литературы. | Предлагает | Прочитайте рассказ Саши Чёрного «Игорь-Робинзон» в разделе «Писатели улыбаются» и подумайте, как тему робинзонады обыграл писатель. | | | |