Урок по сингапурской системе, применяемой в Татарстане. К уроку можно использовать видео. Есть в контакте. Я использовал "Социальная реклама. Обращение к чиновникам", "Социальная реклама. Обращение к молодежи", песню Павла Кашина "К Чаадаеву" на слова Пушкина, выступление Ярослава Шевалдова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эволюция темы свободы в поэзии Пушкина »
Урок
Эволюция темы свободы в поэзии Пушкина
Приветственная речь учителя
- Сегодня вы участвуете на открытом уроке. Боитесь, зажаты, и, будь выбор, ушли бы. Почему же вы все еще в кабинете?
- Выходит, вы сейчас лишены свободы действия, воли. А кто, в первую очередь, ограничивает ваше право?
- Учителя, родители – вторичны. Они подчиняются актам, законам. А кто их устанавливает?
- Верно, государство. И боитесь вы государства, чьи представители сидят позади вас и «сверлят» ваши спины. Получается, сейчас вы в некоторой оппозиции к этим людям. однако они же реализуют ваше право на образование, поэтому отнесемся к ним с симпатией.
- Наш урок мы начали с разговора о свободе. Что значит для вас концепция слова «свобода»? Напишите на листочках синонимы к этому слову.
- Мы прослушали ваши ответы, большинство из них касались физической свободы.
- Теперь возьмите листок №1 с таблицей. В центре даны утверждения. Поставьте слева от них под графой «я знаю» + и -.
- Готово. Тогда посмотрим видео. После просмотра в графе справа («я узнал») проставьте также + и –
- В нашем видео обращение адресовано чиновникам, однако автор призывает к действиям и простых жителей России. В наше время обратиться к чиновникам и жителям просто, есть множество способов, начиная от электронных приемных и заканчивая бумажным письмом. Как же обстояла ситуация в царские времена?
- Верно, человек мог написать статью, книгу. То есть искателем правды был чаще всего «человек литературы». И тут мы подобрались к теме нашего урока: «Эволюция темы свободы в творчестве А. С. Пушкина». Запишем в тетради.
- Теперь, когда мы выяснили, что значит для нас свобода, посмотрим на экран. Здесь дано пушкинское понимание концепции слова «свобода»
СВОБОДА
- Вы заметили, что пушкинская свобода многогранна, связано это со становлением личности поэта и на каждом этапе переживает эволюцию. Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта ещё в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов. Для того, чтобы проследить эволюцию свободы в предложенных стихотворениях для чтения дома, мы должны найти в них строки, которые кажутся нам программными, т.е. выражают позицию автора. По ходу урока мы должны составить хронологию эволюции свободы в творчестве Пушкина. Запишем определение «эволюции» в тетрадь.
Одно из самых ранних революционных произведений Пушкина – это ода «Вольность» (1817) (чтение наизусть или аудиозапись)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Каковы убеждения юного поэта?
Какую цель ставит перед собой молодой поэт? На тот момент ему всего 18 лет.
В них звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление:
Воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…
В каких строках мы слышим призыв?
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь, и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Чем заканчивается ода?
Какие здесь значимые слова?
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вечность и покой.
- Сделаем вывод. В этом произведении свобода для 17-летнего Пушкина – это вечность и покой. Таких же взглядов придерживаетесь и вы. Однако позже, в зрелом возрасте, Пушкин назвал эту оду «детской». Как вы думаете, почему?
- Верно, в зрелом возрасте его представление о свободе изменилось, оно эволюционировало. Пушкин завершает оду «поучением» - призывом, обращенным к царям. Ода «Вольность»- одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании. Но царское правительство России не собиралось даровать народу свободу. Можно сказать, что обращение Пушкина осталось без ответа – ничто не указывало на то, что власти готовы к коренному переустройству России. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «К Чаадаеву», написанном спустя год после оды, Пушкин начинает сомневаться в мирном обретении свободы. (Справка о личности П.Я. Чаадаева (1794-1856)).
Чтение стихотворения.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Какое это стихотворение по жанру?
По жанру – это дружеское послание, которое приобрело политические черты
Обращение к Чаадаеву – «мой друг» и «товарищ». В чём разница между этими определениями?
«мой друг» подчеркивает, что Чаадаев – близкий друг поэта, а в обращении «товарищ» есть новый оттенок – это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения.
Как понимается свобода в этом стихотворении?
Свобода – цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны призыванье…»
На первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной? Как это достигается в стихотворении?
Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, стремление к счастью. Ожидание свободы – «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с «прекрасными порывами нетерпеливой» душой.
Какова основная идея этого стихотворения?
Пока свободою горим,
пока сердца для чести живы,
мой друг, отчизне посвятим
души прекрасные порывы!
Поэт искренне верит в то, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине, т.е. те лучшие качества, которыми обладает прогрессивная часть дворянской молодежи, способны принести России лучшее будущее. Этой оптимистической верой проникнуты заключительные строки стихотворения «К Чаадаеву».
С посланием «К Чаадаеву» перекликается, написанное поэтом год спустя стихотворение «Деревня». Несмотря на то, что здесь уже не высказывается такого оптимизма, как ранее, его мысли о переменах к лучшему по-прежнему связаны со «свободой просвещенной».
Чтение произведения.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стихотворение состоит из двух частей. Какой приём используется при написании этого произведения?
Антитеза.
Какой представляется деревня в 1-ой части стихотворения? Докажите, что пейзаж увиден глазами человека со «свободной душой».
Поэт благодарен «уголку», который помог стать ему «другом человечества». Перед нами идиллическое (словарная работа) описание природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне (примеры из стиха).
Перед нами детально выписанный пейзаж, но что меняется во2-ой части?
Меняется тональность стихотворения, разрушается сельская идиллия, изображённая в 1 части (примеры из стиха)
Чем отменяется идиллия во 2-ой части стихотворения?
Обе части строятся на противопоставлении, идиллия отменяется союзом «но».
Какие два образа возникают во 2-ой части стихотворения?
«барство дикое» Обобщённые образы
«рабство тощее» помещиков и крестьян
На что не теряет надежды поэт? В каких строчках мы это можем прочитать?
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?
В стихотворении присутствует образ самого поэта. Он выступает «как друг человечества». Это означает, что он ярый противник рабства, сторонник свободы во всех её проявлениях. Эти стихотворения зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Они проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность меняются: от обращения к государству Пушкин переходит к обращению к современнику, от современника к государству. Мы начали урок от просмотра видео «Обращение к чиновнику», а закончим «Обращением к молодежи». Обратим внимание, к какой свободе призывает автор.
Спасибо за урок
Домашнее задание:
стихотворение по выбору наизусть;
прочитать и проанализировать стихотворения «Анчар», «Пора, мой друг, пора», «Я памятник себе воздвиг…». Как понимается свобода в этих стихотворениях?