kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ женской красоты в стихотворениях А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

Образ женской красоты в стихотворениях А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил».

Общая цель

Развить навыки анализа лирического произведения через проникновение в художественный смысл и особенность его словесных образов, а также в эмоциональное состояние лирического героя.

Ожидаемые результаты

Анализируют лирическое произведение.

Определяют тему, идею, средства художественной выразительности произведения.

 Выразительно читают стихотворения.

Тип урока

Урок анализа лирического произведения.

Задания

Д.з. чтение стих-й по критериям. Работа в группах (анализ стихотворения).

Необходимые материалы

Слайдовая презентация. Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина. 

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

 Действия ученика

Вводная часть

  1. Приветствие.

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра….

2.Д.з. чтение стих-й по критериям

-выразительность.

- правильность произношения слов.

3. Оценивание д.з.

Участвуют в тренинге.

Выражают свои мысли по сообщениям учащихся.

Презентация

  1. Перегруппировка.

1гр. счастье, любовь, добро

2 гр. печаль, слёзы, расставанье

3гр. эпитеты, метафора, сравнение

2. Объявление темы урока.

3. Постановка учебной задачи.

 Вступительное слово учителя.
Что значит жить? Ответ для себя я нашла в поэзии Б. Пастернака:
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить.
Свершать открытья.
А для вас? (ученики отвечают одним словом с последующим записыванием на доске)
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на жизненные ценности глазами гениального русского поэта А.С.Пушкина. А поможет нам в этом стихотворение «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». (учитель выразительно читает стихотворение)

 Группируют

ся. Определяют тему урока.  Записывают тему урока,

  ставят цель урока,

Основная часть

1 Работа в группах. Совместное обсуждение и чтение стихотворений. Определение темы, идеи, средств художественной выразительности.

1 гр. Прочитать стихотворение «Я помню чудное мгновение…»«Я вас любил…». В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения? Конкурс выр. чтения.

2 гр. Подготовить инсц-е стих-й.

 3гр. Спеть романсы.

2.Выступление учащихся.

3.Оценивание. «2 звезды 1 пожелание»

4.Словарная работа.

-Таким образом, прочитав и проанализировав все эти стихотворения, мы видим эволюцию тему любви.

Литературоведческий комментарий
Женщины в жизни А.С.Пушкина играли важную роль, и стихотворение, с которым мы работали, навеяно чувством, испытанным к Анне Керн.
Она и стала музой в этом стихотворении.
Впервые поэт увидел юную 19 – летнюю красавицу в 1819 году в Петербурге, в доме ее родной тетки М.А. Олениной. Анна Керн приехала в Петербург с мужем, немолодым генералом Е.Ф. Керном, за которого ее выдали шестнадцати лет, не спрашивая согласия. Тогда ее молодость и красота произвели впечатление на поэта. Прошло пять лет, и 24 – летняя Анна Петровна приехала в Тригорское к своей тетке П.А.Осиповой. Вот эта реальная основа отразилась в стихотворении.
В стихотворении Пушкин создает не реальную А.Керн, а ее поэтический образ. Именно этот образ становится воплощением поэтического вдохновения. 

5.Сравнение 2 –х стих-й

Название стих-я

«Я помню чудное мгновение…»

«Я вас любил».

Автор

образы

тема

идея

Средства выразительности

Что взяли для себя? Над чем заставил задуматься?

Итог: О чем эти стихотворения? (о любви, страданиях, расставаниях…)
Найдите ключевые слова в подтверждение своих предположений (снились черты, забыл голос, грусть, пробуждение…)

Любовь — одна из главных тем лирики Пушкина. Уважение к свободе выбора любимого человека как непременное условие настоящей любви

Для любовной лирики Пушкина характерно возвышенное отношение к предмету своего чувства. Возлюбленная всегда является божеством, идеалом, мадонной. Рыцарское преклонение перед ее волей, даже если она выбрала другого, звучит и в стихотворении «Я вас любил, любовь еще, быть может.». Мы понимаем, что в этом стихотворении речь идет о любви неразделенной. И, несмотря на это, лирический герой искренне желает своей любимой счастья, пусть и с другим человеком. В этом и проявляется истинная любовь — в опасении невольно огорчить любимого человека, вызвать его досаду слишком откровенным проявлением своих чувств, которых тот не разделяет. 

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания в группе. Выступают. Оценивают.

Записывают новые слова.

Сравнивают стихи, выражают своё мнение.

Итог

  1. Д.з. Наизусть стихотворение А.С.Пушкина по выбору

 инд. задание: сообщение «Любовная лирика А.Пушкина»

  1. Закончите одним словом. «Лирика Пушкина – это…»

Урок мне хочется завершить притчей

Однажды на одном острове проживали различные чувства: Счастье, Грусть, Умение. Любовь была в их числе. Однажды всем объявили, что скоро остров затопят, и они должны быть готовы покинуть его на кораблях.
Все уехали. Только Любовь осталась. Любовь хотела остаться до последней секунды. Когда остров уже должен был уйти под воду, Любовь решила позвать себе на помощь. Богатство приехало к Любви на великолепном корабле. Любовь ему говорит:
- Богатство, можешь ли ты меня увезти?
- Нет, так как много денег и золота на моем корабле. У меня нет места для тебя. Любовь решила тогда попросить Гордость, которая проезжала мимо на великолепном корабле:
- Гордость, помоги мне, я тебя прошу!
- Я не могу тебе ничем помочь, Любовь. Ты вся мокрая, и ты можешь повредить мой корабль.
Любовь попросила Грусть:
- Грусть, позволь мне поехать с тобой.
- Ooо. Любовь, я настолько печальна, что я нуждаюсь в одиночестве!
Счастье плыло мимо острова, но оно было настолько счастливо, что не услышало даже, как Любовь его призывает. Вдруг чей-то голос говорит: «Приди, Любовь, я тебя беру с собой». Это был старик, который с ней заговорил. Любовь почувствовала себя столь признательной и полной радости, что даже забыла спросить имя у старика.
Когда они прибыли на землю, Старик ушел. Любовь решила спросить у Знания:
- Кто мне помог?
- Это было Время.
- Время? - спросила Любовь, - Но почему Время мне помогло?
Знание улыбнулось мудро, и ответило:
- Именно потому, что только Время способно понять, насколько Любовь важна в Жизни

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Подводят итог урока.

Выражают свои мысли по притче.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ женской красоты в стихотворениях А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил».»

Тема урока

Образ женской красоты в стихотворениях А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил».

Общая цель


Развить навыки анализа лирического произведения через проникновение в художественный смысл и особенность его словесных образов, а также в эмоциональное состояние лирического героя.

Ожидаемые результаты


Анализируют лирическое произведение.

Определяют тему, идею, средства художественной выразительности произведения.

Выразительно читают стихотворения.

Тип урока

Урок анализа лирического произведения.

Задания


Д.з. чтение стих-й по критериям. Работа в группах (анализ стихотворения).

Необходимые материалы

Слайдовая презентация. Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

 Действия ученика

Вводная часть


  1. Приветствие.

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра…..

2.Д.з. чтение стих-й по критериям

-выразительность.

- правильность произношения слов.

3. Оценивание д.з.

Участвуют в тренинге.

Выражают свои мысли по сообщениям учащихся.

Презентация






  1. Перегруппировка.

1гр. счастье, любовь, добро

2 гр. печаль, слёзы, расставанье

3гр. эпитеты, метафора, сравнение

2. Объявление темы урока.

3. Постановка учебной задачи.

Вступительное слово учителя.
Что значит жить? Ответ для себя я нашла в поэзии Б. Пастернака:
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить.
Свершать открытья.
А для вас? (ученики отвечают одним словом с последующим записыванием на доске)
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на жизненные ценности глазами гениального русского поэта А.С.Пушкина. А поможет нам в этом стихотворение «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». (учитель выразительно читает стихотворение)

 Группируют

ся. Определяют тему урока. Записывают тему урока,

ставят цель урока,



Основная часть





1 Работа в группах. Совместное обсуждение и чтение стихотворений. Определение темы, идеи, средств художественной выразительности.

1 гр. Прочитать стихотворение «Я помню чудное мгновение…»«Я вас любил…». В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения? Конкурс выр. чтения.

2 гр. Подготовить инсц-е стих-й.

3гр. Спеть романсы.

  1. Выступление учащихся.

  2. Оценивание. «2 звезды 1 пожелание»

  3. Словарная работа.

-Таким образом, прочитав и проанализировав все эти стихотворения, мы видим эволюцию тему любви.

Литературоведческий комментарий
Женщины в жизни А.С.Пушкина играли важную роль, и стихотворение, с которым мы работали, навеяно чувством, испытанным к Анне Керн.
Она и стала музой в этом стихотворении.
Впервые поэт увидел юную 19 – летнюю красавицу в 1819 году в Петербурге, в доме ее родной тетки М.А. Олениной. Анна Керн приехала в Петербург с мужем, немолодым генералом Е.Ф. Керном, за которого ее выдали шестнадцати лет, не спрашивая согласия. Тогда ее молодость и красота произвели впечатление на поэта. Прошло пять лет, и 24 – летняя Анна Петровна приехала в Тригорское к своей тетке П.А.Осиповой. Вот эта реальная основа отразилась в стихотворении .
В стихотворении Пушкин создает не реальную А.Керн, а ее поэтический образ. Именно этот образ становится воплощением поэтического вдохновения. 

5.Сравнение 2 –х стих-й

Название стих-я

«Я помню чудное мгновение…»

«Я вас любил».

Автор



образы



тема



идея



Средства выразительности



Что взяли для себя? Над чем заставил задуматься?



Итог: О чем эти стихотворения? (о любви, страданиях, расставаниях…)
Найдите ключевые слова в подтверждение своих предположений (снились черты, забыл голос, грусть, пробуждение…)

Любовь — одна из главных тем лирики Пушкина. Уважение к свободе выбора любимого человека как непременное условие настоящей любви

Для любовной лирики Пушкина характерно возвышенное отношение к предмету своего чувства. Возлюбленная всегда является божеством, идеалом, мадонной. Рыцарское преклонение перед ее волей, даже если она выбрала другого, звучит и в стихотворении «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Мы понимаем, что в этом стихотворении речь идет о любви неразделенной. И, несмотря на это, лирический герой искренне желает своей любимой счастья, пусть и с другим человеком. В этом и проявляется истинная любовь — в опасении невольно огорчить любимого человека, вызвать его досаду слишком откровенным проявлением своих чувств, которых тот не разделяет. 


Отвечают на вопросы.


Выполняют задания в группе. Выступают. Оценивают.

















Записывают новые слова.


Сравнивают стихи, выражают своё мнение.


Итог





  1. Д.з. Наизусть стихотворение А.С.Пушкина по выбору

инд. задание: сообщение «Любовная лирика А.Пушкина»

  1. Закончите одним словом. «Лирика Пушкина – это…»

Урок мне хочется завершить притчей

Однажды на одном острове проживали различные чувства: Счастье, Грусть, Умение. Любовь была в их числе. Однажды всем объявили, что скоро остров затопят, и они должны быть готовы покинуть его на кораблях.
Все уехали. Только Любовь осталась. Любовь хотела остаться до последней секунды. Когда остров уже должен был уйти под воду, Любовь решила позвать себе на помощь. Богатство приехало к Любви на великолепном корабле. Любовь ему говорит:
- Богатство, можешь ли ты меня увезти?
- Нет, так как много денег и золота на моем корабле. У меня нет места для тебя. Любовь решила тогда попросить Гордость, которая проезжала мимо на великолепном корабле:
- Гордость, помоги мне, я тебя прошу!
- Я не могу тебе ничем помочь, Любовь. Ты вся мокрая, и ты можешь повредить мой корабль.
Любовь попросила Грусть:
- Грусть, позволь мне поехать с тобой.
- Ooо... Любовь, я настолько печальна, что я нуждаюсь в одиночестве!
Счастье плыло мимо острова, но оно было настолько счастливо, что не услышало даже, как Любовь его призывает. Вдруг чей-то голос говорит: «Приди, Любовь, я тебя беру с собой». Это был старик, который с ней заговорил. Любовь почувствовала себя столь признательной и полной радости, что даже забыла спросить имя у старика.
Когда они прибыли на землю, Старик ушел. Любовь решила спросить у Знания:
- Кто мне помог?
- Это было Время.
- Время? - спросила Любовь, - Но почему Время мне помогло?
Знание улыбнулось мудро, и ответило:
- Именно потому, что только Время способно понять, насколько Любовь важна в Жизни

 


Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Подводят итог урока.

Выражают свои мысли по притче.



Айталипова Гульнара Жамангиреевна

Русская литература, 10 класс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Айталипова Гульнара Жамангиреевна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства