kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двойники Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия поможет раскрыть тему о двойниках Раскольникова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двойники Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

«Сибирский колледж транспорта и строительства»









«Двойники» Раскольникова, их роль в романе

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание)




Методическая разработка

открытого занятия по дисциплине «Литература»




ИСПОЛНИТЕЛЬ

преподаватель литературы

Постникова Т.В.













Иркутск 2018


Аннотация:

Методическая разработка 28 с., 7 источников, 6 прил.


Методическая разработка предназначена для реализации ФГОС по литературе и составлена в соответствии с требованиями примерной программы, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года № 282, и рабочей программы, авторы-составители: Замятина С.В., Кулиева Н.А., Постникова Т.В., Шеметова О.Г. – преподаватели «СКТиС». Рабочая программа рассмотрена Цикловой методической комиссией иностранных языков, русского языка и литературы протокол № 1 от 28.08. 2013 ФГОС по литературе для студентов 1 курса СКТиС.

Методическая разработка занятия по дисциплине БД.02 «Литература» предназначена для проведения занятия в группе студентов, обучающихся по образовательной программе технического профиля. В данной методической разработке представлена методика преподавания основных проблем романа Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» на примере занятия – начало изучения системы «двойников» Раскольникова.

Структура занятия: актуализация знаний, опрос обучающихся по заданному на дом материалу с анализом романа в ходе опроса, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, рефлексия.

Данная методразработка может быть использована преподавателями дисциплины «Литература» и студентами в качестве методического пособия к занятию.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………….…….3

  2. Содержание и ход занятия………………………………………4

  3. Технологическая карта…………………………………………14

  4. План занятия…………………………………………………….23

  5. Заключение………………………………………………………24

  6. Литература………………………………………………………25

  7. Приложения……………………………………………………..26

Введение

Открытое занятие по теме «Двойники Раскольникова, их роль в романе» является третьим в изучении романа Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».

Итоговой формой зачета по изучаемому роману является тестирование. При тестировании учитывается уровень подготовки студентов. Существуют два варианта тестов: облегченный тест (25 вопросов) и обычный (30 вопросов). Тесты различаются не только количеством вопросов, но и их сложностью. Вопросы тестов разбираются на занятиях. Студенты, прочитавшие роман и принявшие активное участие в обсуждении прочитанного материала, от тестирования освобождаются. Таким образом реализуется одна из ключевых общих компетенций (ОК2): формирование умения организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач.

На третьем занятии студенты знакомятся с системой «двойников» главного героя романа, выявляют их роль в романе. Совместно с преподавателем анализируют путь каждого героя, их взгляды на жизнь, выделяют сходные черты с главным героем, отмечают отличия в характерах и судьбах. На занятии создаются проблемные ситуации, способствующие умению анализировать и интерпретировать художественное произведение. В итоге студенты должны прийти к выводу, что благодаря «двойникам», главный герой не пошел по пути разрушения личности, гибели души, избежал самоубийства.

Содержание и ход занятия:

Дисциплина: Литература

Тема занятия: «Двойники» Раскольникова, их роль в романе

Цели занятия:

Образовательные:

- продолжить изучение системы персонажей, окружающих Раскольникова.

- определить значение образов П.П. Лужина и А.И. Свидригайлова в раскрытии образа главного героя.

- показать, каким образом в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, как отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании двойников.

- способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы, к личности и творчеству Достоевского Ф.М.

Воспитательные:

- способствовать формированию эмоциональной восприимчивости.

- способствовать расширению культурного кругозора студентов.

- совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы студентов.

Развивающие:

- способствовать формированию коммуникативной компетенции студентов, формировать умение анализировать, систематизировать и оценивать информацию, находить причинно-следственные связи, работать с текстом.

- способствовать формированию умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач (ОК2)

- развивать творческие способности студентов и устную речь.

Задачи занятия:

- использование сведений по философии христианства для углубленного понимания литературного произведения; подготовка к тестированию; чтение и анализ романа.

1. Организационный этап.

Проверка присутствующих

Проверка готовности к работе (наличие текстов)

Проверка готовности к работе (прочитавшие текст)


2. Проверка домашнего задания

Тестирование по теме: «Теория Раскольникова»


Слайд 3 - 10

3. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний:

Вступительное слово преподавателя

Сегодня на занятии мы продолжаем работу по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». И начать занятие я бы хотела с чтения отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Слайд № 11

Сообщение студента об истории Нагорной проповеди

Слайд № 12

Слайд № 13.

- не убий;

- возлюби ближнего своего, как самого себя;

- кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

- просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

(записать)

Я не случайно начала наше занятие с чтения Вечной книги. Это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум (фамилия хозяев Сони). Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.

Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно.

Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, более материально.



Фронтальная беседа ( закрепление ранее изученного материала).

На предыдущем уроке мы говорили о преступлении Раскольникова, совершенном по его же теории.

- Давайте вспомним, в чем заключалась его теория?

Слайд № 14

- допустима «кровь по совести».

- исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет страданий, жертв и даже крови

- человечество извечно делится на две категории:

1. Люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие»

2. Люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятым большинством, - «сильные мира сего»

Великие личности – Наполеон – не останавливается перед жертвами ради осуществления своих идей

Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами.



Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя, его теории. «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…»

- Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? (обратимся к приложению № 1).


Нет. В заповедях говорится о том, что запрещено делать, что греховно. Они удерживают людей от зла. Заповеди даны, чтобы показать людям, какие душевные расположения они должны иметь, чтобы приблизиться к Богу.

А Раскольникова увлекает антихристианская идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Раскольников впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем нравственности является не Бог, а человек. Раскольников берет на себя право определить границы добра и зла, дозволенного и недозволенного, и менять их по своему усмотрению.



Сообщение темы: «Двойники» Раскольникова, их роль в романе.

Слайд № 16

Прочтите тему занятия.

Какое ключевое слово в теме? (двойники)

Кто такие «двойники»?

В словаре С.И. Ожегова «двойник» - это человек, имеющий полное сходство с другим человеком.

Запишите:

Систему двойников можно представить двояко:

1) треугольник: Лужин (-), Свидригайлов (+ -), Соня Мармеладова (+)

2) Двойников Раскольникова можно разделить на темных и светлых. Темными двойниками Раскольникова являются герои романа, которые по жизненным позициям близки его теории и которые тоже считают возможным распоряжаться чужими жизнями. Это Лужин Петр Петрович и Аркадий Иванович Свидригайлов.

К «светлым» двойникам относится Соня Мармеладова, но о ней у нас разговор на следующем уроке.


Определение учебной цели занятия:

Использование эмоционального опыта студентов и подведение к самостоятельному целеполаганию

Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы начнем с вами рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова; определим значение образов Лужина и Свидригайлова для понимания образа главного героя; покажем, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании «двойников». Определить, что их сближает с Р., а в чем отличны, какова их роль в романе.

мотивация учебной деятельности

Подготовьтесь к вопросам по этой теме в итоговом тестировании

Запишите:

Слайд № 15

1. Кто является двойниками Раскольникова?

2. Что общего у Раскольникова с Лужиным?

3. Выделите основные принципы теории Лужина.

4. Выделите схожие черты характеров Раскольникова и Свидригайлова.


План темы:

Активизация знаний

Работа с эпиграфом занятия (на доске):

Они сами миллионами людей изводят,да еще

за добродетель почитают, плуты и подлецы они…

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

(Запишите)


Так говорит Раскольников, пытаясь доказать себе правильность своей теории.

Теория Раскольникова предполагала практические восприятия:

- убить старуху-процентщицу, жизнь которой ничего не значит;

- взять ее деньги, которые она завещала монастырю;

- на эти деньги сделать много хороших дел.

Раскольников совершил только первое.


Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

Обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним Павла Ивановича Чичикова из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя, который не создает теории, но он живет по принципу: «главное в жизни – копейка. Эта вещь надёжнее всего на свете». Кто из персонажей романа живет по этому принципу?

Разделить студентов на 2 группы


ГРУППА № 1

Петр Петрович Лужин


Слайд № 17

Дома вы должны были прочитать главы романа (ч.1, гл.3, с.19; ч.4, гл.2, гл.3), рассмотреть основные вопросы, которые помогут сегодня на занятии раскрыть образ П.П. Лужина.


Закрепление материала.

- Когда мы впервые «встречаемся» с Петром Петровичем?


Выборочное чтение.

- Что мы о нем узнаем? (чтение отрывка из письма П. Раскольниковой к сыну с.19)

- Какие вводные слова автор использует?

(«человек, кажется, добрый, «конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной тут любви нет». Очень часто встречается слово «как бы».)

- Мать отмечает прямодушие Лужина, рассуждающего о женитьбе. Что проповедует Лужин в семейной жизни?

(Власть над женой).



Этап освоения новых знаний

(Эвристическая беседа).


После заочного знакомства Достоевский представляет нам Лужина, который посетил Раскольникова. Писатель как мастер психологизма рисует мельчайшие детали костюма Лужина.


- Каким мы видим Лужина? Какие эпитеты использует автор, описывая Лужина?

Лужин – нувориш (НУВОРИШ, -а, м. (книжн. презр.). Богач, наживший свое состояние на социальных переменах или бедствиях, на разорении других.


Блестит, как начищенный медный грош, и не только потому, что был "женихом». А почему? Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. В портрете его есть деталь, подчеркивающая пристрастие к вещам – "бакенбарды в виде двух котлет". Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает "если же и было что-нибудь…действительно неприятное, то происходило это от других причин". На какой детали вообще не остановился писатель? (Глаза)


Сообщение студента

Сравнительная характеристика Лужина и Раскольникова.


- На каком принципе построено описание двух героев?

(антитеза, противопоставление)

- Лужин знал к кому идет. Так зачем же он так разоделся?

(показать свое превосходство).

- Обратимся к теории Лужина опережающее задание).

Студент рассказывает о теории Лужина.

(работа с приложением №1)

Каково главное положение его теории? (возлюби прежде всех самого себя). Какую христианскую заповедь намеренно коверкает Лужин?

Достоевский отрицает личную выгоду. Верите ли вы ему, когда он говорит, что и он «возлюбил, и рвал кафтан пополам, и оба они оставались наполовину голыми»? (Он даже бричку для невесты и её матери нанять не захотел, они 90 верст тащились на телеге).





Проблемный вопрос.

Давайте представим, что кто-то встал на пути Лужина к достижению цели. Что будет, если кто – посмеет помешать ему? Он спокойно перешагнет, не испытывая угрызения совести. Так ли это?

(пересказ эпизода Лужин ссорится с семьей Р. – ч.4, гл.2).

_ О чем же думает Лужин, уходя от Р.?

- Раскаивается ли он?

- В чем себя корит он?

- Что он ценил в жизни больше всего?

(чтение гл.3, ч.4, с.151)

Страшно читать сцену убийства старухи, но еще страшнее становится при чтении страниц, где Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значимостью, вручает Соне 10 рублей, подсунув 100 рублей в карман.

А потом на поминках с чудовищным, плохо скрываемым злорадством обвиняет Соню в краже.


Просмотр отрывка из видеофильма Дмитрия Светозарова «Обвинение Сони в краже».

Когда читаешь, кажется, что мерзкой речи Лужина не будет конца (3 страницы текста) и что бедное сердце Сони разорвется. Но по счастливой случайности все выясняется.

Лужин переступает через любые преграды, совершает подлог и переступает через любые преграды, совершает подлог и клевещет на невинного. Лужин считает себя человеком высшего разряда, которому много дозволено. В сцене разоблачения Лужин спокойно идет на толпу. Что руководит им? Наглость и уверенность, что он – «сильный мира сего». Достоевский заглядывает в будущее: если главное – культ денег, значит, придет время Лужиных.


Вывод.


- Почему Лужина мы называем «двойником» Раскольникова?

У обоих в теории главное - Я., но если для Р. преступление – способ, добывая средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужины гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть. Эгоизм Лужина не менее опасен, чем эгоизм Р. Он рождает равнодушие , оправдывает подлость и жестокость. Поэтому у нас в приложении и объединены Л.и Р. Но есть существенное различие: у Лужина испорчено сердце, а у Р. – разум., поэтому Р. может возродиться, а Л. – никогда. Не зря Достоевский этому герою не позволяет– причем единственному! – совершить ни одного положительного поступка. Про Л мы можем сказать, что он мертвая душа, потому что мир духовных ценностей для него не существует.


Запись в тетрадь краткого вывода:

Образ Лужина – это возможное завершение пути Раскольникова. Схожесть в мотивах поступков Лужина и Раскольникова пугают последнего, и он «не хочет так жить».




Группа № 2

Аркадий Иванович Свидригайлов

Эвристическая беседа.

Слайд № 19

Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове).

Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым).

Ч.6, гл.3, 4, 5, 6, (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова).


Очень сложны идейно-художественные связи Раскольникова и Свидригайлова.

- Что вы знаете о жизни Свидригайлова до приезда в Петербург?

- Как эта жизнь характеризует его?

Опираясь на материал письма матери, слова Лужина и рассказы самого Свидригайлова.

- Какие чувства у вас вызывает этот человек?

- каким принципом руководствуется Свидригайлов всю свою жизнь?


(Из рассмотренных поступков Свидригайлова (“отравил свою жену Марфу Петровну”, “довел до самоубийства своего слугу Филиппа”, “жестоко оскорбил девочку”) мы можем заключить, что это человек, живущий по принципу “все позволено”, лишенный нравственных устоев, не признающий никаких нравственных запретов).

- Какое мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после чтения письма матери?

В письме Пульхерия Александровна рассказывает о Свидригайлове как о грубом и сладострастном деспоте, развратнике, пытавшемся соблазнить и опозорить Дуню. Для Раскольникова фамилия Свидригайлов стала нарицательной – столкнувшись с подвыпившим похотливым франтом, преследовавшим на бульваре девушку-подростка, он обозвал его Свидригайловым: кличка эта казалась ему более резкой и точной, чем все другие.

(Письмо Пульхерии Александровны рассказывает о Свидригайлове как о пошлом дельце, развратнике, хищнике, мучителе и паразите).


Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова»

- Каким увидел Свидригайлова Раскольников впервые?

- Какие детали внешности особенно запоминаются ему?

- Между ними заходит разговор о будущем. Каким Свидригайлову представляется это будущее?

Бога в душе нет у обоих – одиночество и пустота душевная.

- Чем её заполняет каждый?

У Раскольникова рождается идея сильной личности. Свидригайлов погружен в разврат. Для него нет никаких запретов, даже нравственных. «Я человек развратный и праздный»

В этом и есть их общая точка – в теории вседозволенности. Но Раскольников не равен Свидригайлов!


Просмотр отрывка из видеофильма «Последняя встреча Свидригайлова и Дуни».

Чтобы правильно понять Свидригайлова, чрезвычайно важно разобраться в его истории взаимоотношений с Дуней.


- Любит ли её Свидригайлов?

Дуня – это, наверное, единственный человек, которого очень глубоко понял и оценил Свидригайлов. Идя на последнюю встречу с Дуней, Свидригайлов еще надеется на взаимность любви, на свое духовное воскрешение. Однако эти надежды оказались неосуществимы. Свидригайлов на вопрос, любит ли его Дуня, получил отрицательный ответ. И вот тут герой понимает, что его жизнь зашла в тупик и обновление, восстановление попранной человечности для него невозможно.

- каков финал жизни Свидригайлова? Почему самоубийство?


Запись в тетрадь: Убийство «по совести», совершенное Раскольниковым - это отраженный путь Свидригайлова, а его самоубийство подтверждает: жить после того, как «преступил», невозможно.


Студент читает наизусть стихотворение

«Исход Свидригайлова»


Свидригайлов, случайный попутчик

Всех, кто жжет пред собою мосты,

Не скажу, что ты – лучший из лучших,

Но и худший из худших – не ты.

Ты за все свои злые удачи

И за сделки с лукавой судьбой,

Не торгуясь, не требуя сдачи,

Расплатиться сумеешь собой.

По большому проспекту неспешно

Ты идешь, чтоб навеки замкнуть

Путь беспутный свой, путь многогрешный

Достоевским начертанный путь.

А всевышний играет в молчанку,

Сверху сыплется влажная пыль,

И вселенная мокрой мочалкой

На соборный намотана шпиль.

Ты уйдешь из петровской столицы

Не в классически огненный ад, -

В вечность серую, в баню к мокрицам,

К паукам, что на стенке кишат…

В двух шагах от такого Эреба

Оглянись, передумай, должник…

Петербуржское мутное небо

Тихо капает за воротник.

Равнодушный к тебе, невеселый

Город мокнет под мелким дождем

Шпилем, будто осиновым колом,

К этой утлой земле пригвожден…



С какой целью автор показывает нам «двойников « Раскольникова?

(«Двойники» Р. выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова - это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь).


5. Этап. Рефлексия.

Составление синквейнов

Слайд № 21

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.


  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


Например:

И.С. Тургенев «Ася»

  • Ася

  • Скромная, беззащитная

  • Любила, страдала, сбежала

  • Готова пойти на все ради любимого человека.

  • Загадочная.

Выступления групп


содержательные итоги занятия: смогли мы ответить раскрыть образы двойников Раскольникова, доказать, что они являются двойниками? Что было самое интересное из того, что вы узнали?

эмоциональные итоги занятия: кому из студентов вы можете сказать спасибо за работу на сегодняшнем занятии?


Заключительное слово учителя.


Вот и вы должны сделать в своей жизни правильный выбор, не ошибиться в нем. Вы должны помнить, что слепое желание иметь материальные блага может привести к преступлению. Это актуально во все времена.


7. Комментированное выставление оценок:

а) Оценки выставляет руководитель группы

б) Оценки выставляет преподаватель


8. Домашнее задание:

Приложение №3

Это интересно!


  1. С.В. Белов. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М.: Просвещение, 2005

  2. В.М. Мещеряков, М.П. Сербул. «Дела давно минувших дней…». Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII – XIX в. – М.: Дрофа, 2003

  3. Художественный фильм «Преступление и наказание» 2 серии (1969 г.). Сценарий, постановка – Л. Кулиджанов. В ролях: Г. Тараторкин, Е. Лебедев, Е. Копелян, В. Басов, И. Смоктуновский, Т. Бедова


Приложение № 4 (письменный ответ на вопрос)


1. Прочитать 5 часть романа. Составить характеристику Сони Мармеладовой (устно).

2. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского? Почему? (высокий уровень)


Ф.М. Достоевский: «… Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего «я», – это как бы уничтожить это «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна».


Технологическая карта занятия № _12_

Дисциплина: Литература

Тема занятия: Двойники Раскольникова, их роль в романе.

Цели занятия:

- образовательные: - начать изучение системы персонажей, окружающих Раскольникова.

- определить значение образов П.П. Лужина и А.И. Свидригайлова в раскрытии образа главного героя.

- показать, каким образом в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, как отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании двойников.

- способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы, к личности и творчеству Достоевского Ф.М.

Воспитательные:

- способствовать формированию эмоциональной компетентности.

- способствовать расширению культурного кругозора студентов.

- совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы студентов.

Развивающие:

- способствовать формированию коммуникативной компетенции студентов, формировать умение критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию, находить причинно-следственные связи, работать с текстом.

- способствовать формированию умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач (ОК2)

- развивать творческие способности студентов и устную речь.

Задачи занятия:

- использование сведений по философии христианства для углубленного понимания литературного произведения; подготовка к тестированию; чтение и анализ романа.


Место проведения занятия: СКТиС, учебная часть I ,ауд.211.

Продолжительность занятия: 1час 30 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия: доска, мел, плазменная панель, ноутбук.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  • Презентация к роману «Преступление и наказание»

  • стенд «Достоевский Ф.М. и его роман «Преступление и наказание»,

  • тексты романа «Преступление и наказание»,

  • Методические рекомендации к выполнению тестирования по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (на сайте ПРО ШКОЛУ РУ, и в папке для самостоятельной работы)

  • Раздаточный материал по роману «Преступление и наказание»


Основная литература:

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2010.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2010.

Дополнительная литература.

http://lib.rus.ec/b/242748/read

http://lvmir.narod.ru/dostoevsky/Prest_nakaz_Dostoevsky.htm#_Toc283821794

http://ru.wikipedia.

Тип занятия: комбинированное занятие

Межпредметные связи: философия христианства.

1. Организационный момент

Основные элементы

 

  • Проверка присутствующих

  • готовность к работе (наличие текстов)

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание


Сл. учителя: Сегодня мы продолжаем изучение романа «Преступление и наказание».

 5 мин.

2. Проверка домашнего задания

Основные элементы

10 мин.

Выполняют письменную работу, отвечая на вопросы теста.

Выводит на экран телевизора тест по теме «Теория Раскольникова». 

 

 3. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся.

 

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

 

 Обращение к знаниям и личному опыту учащихся.

Интерпретируют имеющиеся знания.

Студент работает по индивидуальному домашнему заданию (сообщение об истории Нагорной проповеди).

Сопоставляют заповеди с теорией Раскольникова, делают выводы.

Читает отрывки из Нагорной проповеди Христа, выделяет заповеди, совместно со студентами сопоставляет заповеди с теорией Раскольникова. Беседа.


 

Записывают тему занятия в тетради.

Дают определение понятия «двойники» по толковому словарю С.И.Ожегова.

Среди персонажей романа выделяют двойников Раскольникова.  

Объявляет тему занятия: «Двойники Раскольникова, их роль в романе».

Ведет беседу. 

 

Записывают эпиграф в тетрадь. Ведут беседу с преподавателем.

Акцентирует внимание на эпиграфе занятия.

Ведет беседу.

 

Сопоставляют произведения, ситуации.

Обращается к читательскому опыту студентов (поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»). 
 

 

4. Изучение нового учебного материала

Основные элементы

40 мин.

Интерпретируют полученные ранее знания о Лужине. Ведут беседу. Выборочное чтение.

Делит студентов на малые группы. Ведет беседу о заочном знакомстве с Лужиным
 

 



Дают характеристику Лужина, анализируют. Сравнивают Лужина с Раскольниковым. Работают с приложением №1, сопоставляют, анализируют, делают выводы.

Координирует работу студентов. Работает с приложением №1. Сопоставление теорий Раскольникова и Лужина. Эвристическая беседа.

 

Рассуждают о проблеме, поставленной преподавателем, делают выводы.

Ставит проблемный вопрос.


Смотрят эпизод фильма.

Показывает отрывок из фильма (эпизод «Обвинение Сони в краже»)


Совместно с преподавателем анализируют эпизод фильма, делают выводы

Обсуждает со студентами эпизод фильма.


Анализируют эпизоды романа, связанные со Свидригайловым. Чтение по ролям.

Ведет эвристическую беседу о Свидригайлове.


Смотрят отрывок фильма, анализируют, делают выводы.

Показывает отрывок из фильма «Преступление и наказание» (эпизод «Последняя встреча Свидригайлова с Дуней»)


5. Закрепление учебного материала 

Основные элементы 10 мин.

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Совместно с преподавателем делают выводы по образу Свидригайлова.

Студент читает наизусть стихотворение В.С. Шефнера «Исход» Свидригайлова».

 Совместно со студентами делает выводы по образу Свидригайлова.

 

Делают выводы о двойниках Раскольникова.

Совместно со студентами делает выводы о двойниках Раскольникова.


6. Рефлексия.

Домашнее задание

Составление синквейнов по образам Лужина и Свидригайлова. Выступление студентов.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание:

Это интересно!

  1. С.В. Белов. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М.: Просвещение, 2005

  2. В.М. Мещеряков, М.П. Сербул. «Дела давно минувших дней…». Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII – XIX в. – М.: Дрофа, 2003

  3. Художественный фильм «Преступление и наказание» 2 серии (1969 г.). Сценарий, постановка – Л. Кулиджанов. В ролях: Г. Тараторкин, Е. Лебедев, Е. Копелян, В. Басов, И. Смоктуновский, Т. Бедова


Приложение № 4 (письменный ответ на вопрос)

1. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского? Почему?


Ф.М. Достоевский: «… Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего «я», – это как бы уничтожить это «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна» (высокий уровень).

2. Прочитать 5 часть романа. Составить характеристику Сони Мармеладовой (устно).






15 мин.



План занятия

1. Организационный момент (5 мин.)

2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

3. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся (10 мин.)

4. Изучение нового учебного материала (40 мин.)

5. Закрепление учебного материала (10 мин.)

6. Рефлексия. Домашнее задание (15 мин.)







































Литература

Основная литература:

  1. Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». – Любое издание.

  2. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2010.

  3. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2010.

Дополнительная литература.

  1. Актуальные проблемы современной педагогики –http://lib.rus.ec/b/242748/read

  2. Глушакова Т. Как правильно формулировать цели урока? –http://metodisty.ru/blogs/entry/kak_formulirovat_cel_uroka

  3. Достоевский, Фёдор Михайлович. – https://ru.wikipedia.org/wiki

  4. Изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

в школе. – http://lvmir.narod.ru/dostoevsky/Prest_nakaz_Dostoevsky.htm#_Toc283821794


Приложение № 1



Приложение 1.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина



* Не убий!


*Возлюби ближнего своего как самого себя


*Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся


*Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

*Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

*«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть… через кровь»

*«Необыкновенные» люди – господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

*Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

*Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

*Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её


*Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

*Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

*Чем более в обществе устроенных частных дел и… целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

*Приобретая единственно и исключительно себе, я … приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

*Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

*В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля



«По вашей же вышло теории! А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (реплика Раскольникова)











Приложение № 2


Отрицательные стороны

Положительные стороны

Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню. Делает пребывание в его доме невыносимым.

Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни .Пожалел ее, восстановил ее честь.


Смерть Марфы Петровны на его совести

Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает.

По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова

Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня.


Но к Свидригайлову является призрак Филиппа. На напоминание Раскольникова об этой истории он реагирует злобно, стало быть грех на душе есть. (Часть 6, глава 3)

Это не доказательство. Возможно, просто игра воображения.


Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все-таки совесть не чиста.

Это не доказательство.


Нервы. Свидригайлов на грани срыва. Он решился на самоубийство.



Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком.

Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость “спасти” ее от Лужина.


Попытка жениться почти на ребенке. “Грязный” брак.

Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету

.

Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви.

Но все-таки отпустил.

Сам о себе говорит: “Я человек развратный и праздный”

“Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести”


Он откровенен.















Приложение №3

Группа № 1

Петр Петрович Лужин

1. Когда мы впервые встречаемся с Лужиным? Что мы о нем узнаем? (прочитайте отрывок из письма матери Раскольникова. (ч.1, гл.3)

2. Какие вводные слова использует автор? Почему?

3. Мать отмечает прямодушие Лужина, рассуждающего о женитьбе. Что он проповедует в семейной жизни?

4. Прочитайте внешнюю характеристику Лужина. Какие эпитеты использует Достоевский, описывая Лужина? (ч.2, гл.5)

5. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Лужина.

6. Работа с приложением №1 (на занятии).

7. Письмо Лужина матери Раскольникова. Проанализируйте (ч.3, гл. 2).

7. Пересказ эпизода «Ссора Лужина с семьей Раскольникова» (ч.4, гл.2).

Фрагмент фильма «Обвинение Сони в краже»

8. Как эта сцена характеризует Лужина? Зачем ему нужно было обвинять Соню? (ч.5, гл.3)

9. Выводы. Почему мы называем Лужина двойником Раскольникова? Что у них общего?







Приложение №3

Группа № 2

Аркадий Иванович Свидригайлов

1. Мать Раскольникова о Свидригайлове (письмо - ч.1, гл.3). Прочитайте.

2. Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым (ч.4, гл.1). История Свидригайлова.

- каким Раскольников увидел Свидригайлова впервые? Какие детали подметил?

- они говорят о будущем. Каким представляет будущее Свидригайлов?

- привидения Марфы Петровны

3. Лужин о Свидригайлове (ч.4, гл.2).

4. Последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым (ч.6, гл.3)

5. Работа с приложением №2 (в аудитории)

Фрагмент фильма «Встреча Свидригайлова с Дуней»

5. Проанализируйте последнюю встречу с Дуней. Почему отпустил? (ч.6, гл.5). Каковы их отношения?

6. Смерть Свидригайлова (ч.6, гл.6).

7. Стихотворение В. Шефнера «Исход Свидригайлова»

8. Выводы.





Приложение № 4


Домашнее задание:

Приложение №3

Это интересно!


  1. С.В. Белов. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М.: Просвещение, 2005

  2. В.М. Мещеряков, М.П. Сербул. «Дела давно минувших дней…». Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII – XIX в. – М.: Дрофа, 2003

  3. Художественный фильм «Преступление и наказание» 2 серии (1969 г.). Сценарий, постановка – Л. Кулиджанов. В ролях: Г. Тараторкин, Е. Лебедев, Е. Копелян, В. Басов, И. Смоктуновский, Т. Бедова


Приложение № 4 (письменный ответ на вопрос)

1. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского? Почему?


Ф.М. Достоевский: «… Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего «я», – это как бы уничтожить это «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна».

2. Прочитать 5 часть романа. Составить характеристику Сони Мармеладовой (устно).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Двойники Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Автор: Постникова Татьяна Владимировна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание»."
    ["seo_title"] => string(80) "rodion_raskolnikov_i_ego_dvoiniki_na_stranitsakh_romana_prestuplenie_i_nakazanie"
    ["file_id"] => string(6) "643558"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1704364898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Изучение творчества Ф.М. Достоевского в школе (по роману "Преступление и наказание") "
    ["seo_title"] => string(92) "izuchieniie-tvorchiestva-f-m-dostoievskogho-v-shkolie-po-romanu-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "176470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424425927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства