kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение творчества Ф.М. Достоевского в школе (по роману "Преступление и наказание")

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Изучение творчества

Ф.М. Достоевского в школе,

проблемы и поиски»

«Двойники» и антиподы Раскольникова в романе

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

(идеи Раскольникова и их отражение в сознании

«двойников»  и антиподов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение творчества Ф.М. Достоевского в школе (по роману "Преступление и наказание") »

Цветкова

Ирина Анатольевна,

учитель русской

литературы

КГУ «СОШ №18»,

г. Семей ВКО

Русская литература ХІХ века

10 класс


«Изучение творчества

Ф.М. Достоевского в школе,

проблемы и поиски»


«Двойники» и антиподы Раскольникова в романе

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

(идеи Раскольникова и их отражение в сознании

«двойников» и антиподов).


Изучение творчества Федора Михайловича Достоевского в средней школе РК ограничено. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» изучается 1 час в 5 классе, роман в письмах «Бедные люди» - 2 часа – в 8 классе, роман «Преступление и наказание» в 10 классе -6 часов. (Программа «Русская литература» 5-11 классы, ГОСО – 2013).

Несмотря на огромную научную и методическую литературу о романе Достоевского «Преступление и наказание», это произведение при изучении его в школе вызывает большие трудности у школьников и учителей. Создание оптимальной системы уроков по этому роману – задача, еще не решенная современными методистами, хотя на эту тему и написано больше десятка работ. Но, с другой стороны, каждый творчески работающий учитель должен создавать собственную систему уроков. Попытки проанализировать весь роман, сказать обо всем, решить все главные проблемы заканчиваются неудачей. В данной статье представлен опыт изучения романа на уроках литературы, итог современной исследовательской работы учителя и учеников.

Мною взята одна из тем изучения романа Достоевского в 10 классе «Двойники» и антиподы Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (идеи Раскольникова и их отражениев сознании «двойников» и антиподов).

Перефразировав известную мысль, Ф.М. Достоевского «человек есть тайна», можно сказать, что роман великого русского писателя – тайна, разгадка которой трудна и до конца, может быть, еще не найдена. Сложен и образ главного героя Раскольникова, в котором уживаются человеколюбец и убийца.

Достоевский показывает психологию и идею Раскольникова через сознание его «двойников» и антиподов. Образ Раскольникова как бы «преломляется» в сознании других героев.

Ближе всех из критиков к раскрытию «тайны» романа подошел М.М. Бахтин, который считал, что каждый герой обладает своей точкой зрения, носитель определенного сознания, идеи, т.е. роман «полифоничен».

Автор окружил Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные - антиподы.

Герои романа находятся в постоянном нервном возбуждении. В силу удивительной психологической схожести, они быстро угадывают мысли, чувства и идеи друг друга. Это и создает феномен двойничества.

Центральные герои – герои – идеологи, захваченные некой философской проблемой, в решении которой сосредотачивается для них вся жизнь. Полифонизм романа (многоголосие) заключается в том, что весь роман строится как незавершимый диалог равноправных и хорошо аргументированных жизненных позицией.

К группе «двойников» Раскольникова, т.е. героев, взявших отрицательные элементы его «теории», относятся Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.

Заполняем тройную таблицу («Двойники /Раскольников/ Антиподы»).

На доске 6 «черт», относящихся к Раскольникову:

1 – право на протест человека «необыкновенного»;

2 – безверие, индивидуалистический бунт;

3 - разумный эгоизм;

4 – повиновение «твари дрожащей»;

5 – поиск веры, мессианство;

6 – единичный альтруизм.

Учащиеся выбирают черту, «совмещая» каждого героя с Раскольниковым.

Так в романе возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают, преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу.

Но голос Раскольникова слышен в пространстве, заполненном не только сознаниями «двойников», но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова.

Этих героев принято считать антиподами Раскольникова. Но они противопоставляются не только ему, хотя и с ним имеют точки соприкосновения, сколько его «двойникам». Количество «двойников» и их «перевертышей» совпадают. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.

Задаю вопрос учащимся: «Кто в романе антипод Раскольникова и кому из «двойников» он соответствует?».

Антиподы – это Дмитрий Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. Продолжаем заполнять таблицу, выявлять «точки соприкосновения» героев – антиподов (см. таблицу).



«Двойники»

Раскольников Родион Романович

Антиподы

Отрицательные элементы его «теории»

«Теория»

Положительные элементы его «теории»

Личностный круг

Лужин Петр Петрович

«Чичиков эпохи 60-х годов». 45 лет, хочет открыть адвокатскую контору; тип «дельца и капиталиста». Притворщик. Псевдоинтеллигент. Себялюбец. Эгоист. Бог – деньги. Готов «переступить все препятствия». Принцип «все дозволено», «я для себя». Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. «Теория целого кафтана». Рациональный эгоизм – в теорию личного обогащения.


н аполеономания

Разумный эгоизм. Интеллигент.

Единичный альтруизм. Бывший студент университета.

Мессианство

Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Бывший студент (нет средств). Простой, цельный, энергичный, добросердечный, хороший, преданный товарищ. «Я для других».

Альтруизм.

Социальный круг

Лебезятников Андрей Семенович

Служащий в министерстве. Не умен, добр, честен. «Прогрессист». Отрицание нравственных и государственных норм. «Мы больше отрицаем». Культ протеста.

Право на протест человека «необыкновенного»

Повиновение «твари дрожащей»

Порфирий Петрович

Пристав следственных дел, правовед. 35 лет. Хороший актер. Поединок. Защита государства и морали.


Общечеловеческий круг

Свидригайлов Аркадий Иванович

50 лет, дворянин. Жестокий, непорядочный, циничный; умный, наблюдательный, нравственно опустошенный человек. Доведенный до цинизма вариант «теории» Раскольникова. Проснувшаяся совесть ведет к самоубийству. Преступник. «Мы одного поля ягода». Бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности.

Безверие, индивидуалистический бунт.

Ум, наблюдательность.







Преступник. Сохранил себе человечность, испытывает муки совести.

Поиск веры, мессианство. Живет разумом. Одиночество, сомнения, муки совести. Протест. Боль за человека. Острая реакция на несправедливость и зло. Ранимое сердце.

Соня Мармеладова

Глубокая вера, христианское смирение, человеколюбие, самопожертвование, готовность подчиниться обстоятельствам, кротость, живет чувством.


После заполнения таблицы делаем выводы: каковы же функции «двойников» и антиподов Родиона Раскольникова в романе?

- Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг на друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагают свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Интересная деталь: в то время, как Соня выслушивает исстрадавшегося преступника, за дверью его подслушивает Свидригайлов. Дверь - зеркало, дающее сразу два отражения, соотносящихся друг с другом как позитив с негативом.

-Каждой паре «двойников» и антиподов в романе соответствует определённый круг проблем.

- Идеи Раскольникова в сознании «двойников» и антиподов приобрели различную тональную окраску, преломляются и обыгрываются.

- Теория Раскольникова претерпела крах: «Я такая же вошь, как и все».

- В главном герои Раскольникове - 2 человека: один убивает, второй страдает за преступление. В нем два противоположных характера поочередно сменяются. Писатель раскрывает сознание Раскольникова через сознания его «двойников» и антиподов. Отрицательные элементы его «теории» - через его «двойников», положительные - через антиподов.

- «Двойники» противопоставляются антиподам.

- Прием сопоставления нужен, чтобы глубже понять образ главного героя романа, а значит - основную проблему всего романа - проблему «наказания».

- Лужин и Свидригайлов по существу следуют «теории» Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений в борьбе за человеческое счастье, а у сильных мира сего - откровенно бесчеловечна, цинична.

- В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский раскрывает два возможных завершения пути, на которые встал Раскольников. Средства те же, что и у Раскольникова, но цели разные.

- Они все «маленькие наполеоны», которые, не задумываясь, идут по трупам.

В своей работе над изучением романа использую метод проектов, технологию критического мышления («пятистишия» учащихся, органайзеры), различные таблицы и опорные схемы, а также использую игровую форму – «Анкета», «Личное дело» и «Протоколы».































Список использованной литературы:



  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – любое издание.

  2. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». –М., 1976

  3. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова - М., 1970

  4. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (три шедевра русской классики) – М., 1971

  5. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы – СПб;Издательский Дом «Литера», 2010

  6. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в 2-х частях, часть ІІ – М.: Просвещение, 1992

  7. Литература в схемах и таблицах (автор – составитель Миронова Ю.С.) – СПб.: Тригон, 2008

  8. Фогельсон И.А. Литература учит: 10 класс. Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1990

  9. Уроки литературы в 10 классе (серия «Внимание: опыт»). (Под редакцией Е.А. Евлампиевой – Чебоксары:КЛИО, 1997






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение творчества Ф.М. Достоевского в школе (по роману "Преступление и наказание")

Автор: Цветкова Ирина Анатольевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Русская литература в оценке В.В.Розанова (теория к урокам литературы в старших классах) "
    ["seo_title"] => string(96) "russkaia-litieratura-v-otsienkie-v-v-rozanova-tieoriia-k-urokam-litieratury-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "163307"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства