kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи  урока: добавить понимания  учащимися, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные  элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

                                                  Ход урока

1.Слово учителя.

-В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? (наполеоновская идея)

2. Индивидуальные выступления учащихся:

- в защиту героя;

- осуждение героя и поступков героя.

Слово учителя.  Я хочу обратить ваше внимание на фамилию главного героя (от слова «раскол») Раскольников – человек противоречивый, сложный, в нем  неестественно сочетаются как светлые, добрые, так и злые начала. Это человек одинокий, умный, непомерно гордый.  В своем продвижении к намеченной цели способен на поступки непредсказуемые.

Раскольников остро и болезненно чувствует трагическую несбыточность надежд  Катарины Ивановны на чье-то заступничество, видит он и бессильную жертвенность Сони. Он страдает, пытается помочь несчастным, но не может не понимать, что это не изменит мир, не исправит  жизнь. И очевидно, что если Соня, Дуня, Катерина Ивановна не смирились, то тем более такой человек как Раскольников  должен попытаться искать выход «из тупика»

Раскольников дан у Достоевского только в одном плане – как человек, одержимый ИДЕЕЙ (СЧАСТЬЕ СТА ЧЕЛОВЕК ВАЖНЕЕ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЗЛОВРЕДНОЙ СТАРУХИ), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.

Линия раскола обозначает расколотость души Раскольникова. В романе писатель создал систему и других «расколотых» персонажей, как бы двойников  Главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова.

 Давайте поговорим об этих двойниках и посмотрим, как варьируется в их сознании все отрицательное из теории Раскольникова.

3.Индивидуальные рассказы учащихся.

- О Лужине;

- Лебезятникове;

- Свидригайлове.

4.  Работа с классом.

Учитель:

-«Между нами есть какая-то точка… Мы одного поля ягоды…» - говорит  Свидригайлов Раскольникову. Действительно, между Свидригайловым и Раскольниковым, а также и Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».

Это – «возлюби прежде всего одного себя».  Это – «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Это – «все дозволено»,  «кровь по совести»,  «приглашение к  убийству».

Если Лужин служит безудержно «миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается  прежде всего развратной похоть. И анархическим действием, а Раскольникову надо лишь «мысль» разрешить, вот она «общая точка» - все покупается одной и той же ценой: платят за них одни и те же «слабенькие».

Работа с текстом.

(Учащиеся приводят примеры  из текста. )

- О Лебезятникове  надо добавить. Достоевский дает его портрет:  «этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный, малого  роста». Характеристика не вызывает симпатий. Этот двойник карикатурной тенью пристраивается к главному герою. Бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток  бессмысленных и пошлых отрицаний. Культ протеста принимает у него форму  воинствующей глупости,  компроментируя избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира.

Слово учителя. Вопросы.

- Кто, по – вашему, из двойников Раскольникова кажется трагичнее?

-Так почему же судьба Свидригайлова выглядит  трагичнее?

-  («арифметика»,  согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот  грех, опровергается «опытами»  Свидригайлова)

- На его счету много добрых дел. Смогли ли они возродить больную душу Свидригайлова?

- Каков его жизненный итог?

Вывод.  Итак, что же дал мир  двойников для понимания Раскольникова?

(Создав вокруг героя отрицательную  атмосферу, они помогли еще глубже понять  чудовищную сущность теории главного героя).

Д/З. От преступления к наказанию. Характеристика героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».»

Урок литературы 10 класс

Тема: «Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».

Задачи урока: добавить понимания учащимися, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Ход урока

1.Слово учителя.

-В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? (наполеоновская идея)

2. Индивидуальные выступления учащихся:

- в защиту героя;

- осуждение героя и поступков героя.

Слово учителя. Я хочу обратить ваше внимание на фамилию главного героя (от слова «раскол») Раскольников – человек противоречивый, сложный, в нем неестественно сочетаются как светлые, добрые, так и злые начала. Это человек одинокий, умный, непомерно гордый. В своем продвижении к намеченной цели способен на поступки непредсказуемые.

Раскольников остро и болезненно чувствует трагическую несбыточность надежд Катарины Ивановны на чье-то заступничество, видит он и бессильную жертвенность Сони. Он страдает, пытается помочь несчастным, но не может не понимать, что это не изменит мир, не исправит жизнь. И очевидно, что если Соня, Дуня, Катерина Ивановна не смирились, то тем более такой человек как Раскольников должен попытаться искать выход «из тупика»

Раскольников дан у Достоевского только в одном плане – как человек, одержимый ИДЕЕЙ (СЧАСТЬЕ СТА ЧЕЛОВЕК ВАЖНЕЕ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЗЛОВРЕДНОЙ СТАРУХИ), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.

Линия раскола обозначает расколотость души Раскольникова. В романе писатель создал систему и других «расколотых» персонажей, как бы двойников Главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова.

Давайте поговорим об этих двойниках и посмотрим, как варьируется в их сознании все отрицательное из теории Раскольникова.

3.Индивидуальные рассказы учащихся.

- О Лужине;

- Лебезятникове;

- Свидригайлове.



4. Работа с классом.

Учитель:

-«Между нами есть какая-то точка… Мы одного поля ягоды…» - говорит Свидригайлов Раскольникову. Действительно, между Свидригайловым и Раскольниковым, а также и Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».

Это – «возлюби прежде всего одного себя». Это – «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Это – «все дозволено», «кровь по совести», «приглашение к убийству».

Если Лужин служит безудержно «миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похоть. И анархическим действием, а Раскольникову надо лишь «мысль» разрешить, вот она «общая точка» - все покупается одной и той же ценой: платят за них одни и те же «слабенькие».

Работа с текстом.

(Учащиеся приводят примеры из текста. )

- О Лебезятникове надо добавить. Достоевский дает его портрет: «этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный, малого роста». Характеристика не вызывает симпатий. Этот двойник карикатурной тенью пристраивается к главному герою. Бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Культ протеста принимает у него форму воинствующей глупости, компроментируя избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира.

Слово учителя. Вопросы.

- Кто, по – вашему, из двойников Раскольникова кажется трагичнее?

-Так почему же судьба Свидригайлова выглядит трагичнее?

- («арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова)

- На его счету много добрых дел. Смогли ли они возродить больную душу Свидригайлова?

- Каков его жизненный итог?



Вывод. Итак, что же дал мир двойников для понимания Раскольникова?

(Создав вокруг героя отрицательную атмосферу, они помогли еще глубже понять чудовищную сущность теории главного героя).

Д/З. От преступления к наказанию. Характеристика героев.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».

Автор: Матвеева О.В

Дата: 04.01.2024

Номер свидетельства: 643558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства