«Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».
«Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».
Задачи урока: добавить понимания учащимися, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.
Ход урока
1.Слово учителя.
-В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? (наполеоновская идея)
2. Индивидуальные выступления учащихся:
- в защиту героя;
- осуждение героя и поступков героя.
Слово учителя. Я хочу обратить ваше внимание на фамилию главного героя (от слова «раскол») Раскольников – человек противоречивый, сложный, в нем неестественно сочетаются как светлые, добрые, так и злые начала. Это человек одинокий, умный, непомерно гордый. В своем продвижении к намеченной цели способен на поступки непредсказуемые.
Раскольников остро и болезненно чувствует трагическую несбыточность надежд Катарины Ивановны на чье-то заступничество, видит он и бессильную жертвенность Сони. Он страдает, пытается помочь несчастным, но не может не понимать, что это не изменит мир, не исправит жизнь. И очевидно, что если Соня, Дуня, Катерина Ивановна не смирились, то тем более такой человек как Раскольников должен попытаться искать выход «из тупика»
Раскольников дан у Достоевского только в одном плане – как человек, одержимый ИДЕЕЙ (СЧАСТЬЕ СТА ЧЕЛОВЕК ВАЖНЕЕ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЗЛОВРЕДНОЙ СТАРУХИ), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.
Линия раскола обозначает расколотость души Раскольникова. В романе писатель создал систему и других «расколотых» персонажей, как бы двойников Главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова.
Давайте поговорим об этих двойниках и посмотрим, как варьируется в их сознании все отрицательное из теории Раскольникова.
3.Индивидуальные рассказы учащихся.
- О Лужине;
- Лебезятникове;
- Свидригайлове.
4. Работа с классом.
Учитель:
-«Между нами есть какая-то точка… Мы одного поля ягоды…» - говорит Свидригайлов Раскольникову. Действительно, между Свидригайловым и Раскольниковым, а также и Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».
Это – «возлюби прежде всего одного себя». Это – «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Это – «все дозволено», «кровь по совести», «приглашение к убийству».
Если Лужин служит безудержно «миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похоть. И анархическим действием, а Раскольникову надо лишь «мысль» разрешить, вот она «общая точка» - все покупается одной и той же ценой: платят за них одни и те же «слабенькие».
Работа с текстом.
(Учащиеся приводят примеры из текста. )
- О Лебезятникове надо добавить. Достоевский дает его портрет: «этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный, малого роста». Характеристика не вызывает симпатий. Этот двойник карикатурной тенью пристраивается к главному герою. Бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Культ протеста принимает у него форму воинствующей глупости, компроментируя избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира.
Слово учителя. Вопросы.
- Кто, по – вашему, из двойников Раскольникова кажется трагичнее?
-Так почему же судьба Свидригайлова выглядит трагичнее?
- («арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова)
- На его счету много добрых дел. Смогли ли они возродить больную душу Свидригайлова?
- Каков его жизненный итог?
Вывод. Итак, что же дал мир двойников для понимания Раскольникова?
(Создав вокруг героя отрицательную атмосферу, они помогли еще глубже понять чудовищную сущность теории главного героя).
Д/З. От преступления к наказанию. Характеристика героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».»
Урок литературы 10 класс
Тема: «Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».
Задачи урока: добавить понимания учащимися, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.
Ход урока
1.Слово учителя.
-В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? (наполеоновская идея)
2. Индивидуальные выступления учащихся:
- в защиту героя;
- осуждение героя и поступков героя.
Слово учителя. Я хочу обратить ваше внимание на фамилию главного героя (от слова «раскол») Раскольников – человек противоречивый, сложный, в нем неестественно сочетаются как светлые, добрые, так и злые начала. Это человек одинокий, умный, непомерно гордый. В своем продвижении к намеченной цели способен на поступки непредсказуемые.
Раскольников остро и болезненно чувствует трагическую несбыточность надежд Катарины Ивановны на чье-то заступничество, видит он и бессильную жертвенность Сони. Он страдает, пытается помочь несчастным, но не может не понимать, что это не изменит мир, не исправит жизнь. И очевидно, что если Соня, Дуня, Катерина Ивановна не смирились, то тем более такой человек как Раскольников должен попытаться искать выход «из тупика»
Раскольников дан у Достоевского только в одном плане – как человек, одержимый ИДЕЕЙ (СЧАСТЬЕ СТА ЧЕЛОВЕК ВАЖНЕЕ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЗЛОВРЕДНОЙ СТАРУХИ), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.
Линия раскола обозначает расколотость души Раскольникова. В романе писатель создал систему и других «расколотых» персонажей, как бы двойников Главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова.
Давайте поговорим об этих двойниках и посмотрим, как варьируется в их сознании все отрицательное из теории Раскольникова.
3.Индивидуальные рассказы учащихся.
- О Лужине;
- Лебезятникове;
- Свидригайлове.
4. Работа с классом.
Учитель:
-«Между нами есть какая-то точка… Мы одного поля ягоды…» - говорит Свидригайлов Раскольникову. Действительно, между Свидригайловым и Раскольниковым, а также и Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».
Это – «возлюби прежде всего одного себя». Это – «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Это – «все дозволено», «кровь по совести», «приглашение к убийству».
Если Лужин служит безудержно «миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похоть. И анархическим действием, а Раскольникову надо лишь «мысль» разрешить, вот она «общая точка» - все покупается одной и той же ценой: платят за них одни и те же «слабенькие».
Работа с текстом.
(Учащиеся приводят примеры из текста. )
- О Лебезятникове надо добавить. Достоевский дает его портрет: «этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный, малого роста». Характеристика не вызывает симпатий. Этот двойник карикатурной тенью пристраивается к главному герою. Бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Культ протеста принимает у него форму воинствующей глупости, компроментируя избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира.
Слово учителя. Вопросы.
- Кто, по – вашему, из двойников Раскольникова кажется трагичнее?
-Так почему же судьба Свидригайлова выглядит трагичнее?
- («арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова)
- На его счету много добрых дел. Смогли ли они возродить больную душу Свидригайлова?
- Каков его жизненный итог?
Вывод. Итак, что же дал мир двойников для понимания Раскольникова?
(Создав вокруг героя отрицательную атмосферу, они помогли еще глубже понять чудовищную сущность теории главного героя).
Д/З. От преступления к наказанию. Характеристика героев.