kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Две Катерины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  урок по литературе в 10 классе по технологии проблемного обучения. Тема: « Две Катерины».

Цели и задачи урока.

  1. Показать положение женщины в России середины 20 века.
  2.  Сравнить поведение разных людей в похожей ситуации.
  3. Проанализировать художественные средства, помогающие раскрыть идейный замысел автора.
  4. Развивать читательские умения ( выразительное и комментированное чтение, анализ художественного текста).
  5.  Развивать память, логическое мышление, устную речь.
  6. Стимулировать творчество учащихся на уроке, вызвать эстетическое сопереживание и эмоциональный отклик у детей.

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы сравним Катерину Кабанову из пьесы А.Н. Островского « Гроза» и Катерину Измайлову из очерка Н. Лескова « Леди Макбет Мценского уезда». Постановка проблемы: возможно ли такое сравнение? Объясните свою точку зрения. Для этого сравните время написания произведений, условия жизни героинь, ситуацию, в которой обе оказались.

Ответы учеников:

  1. Обеих зовут Катеринами.
  2. Произведения написаны приблизительно в одно время ( 1859 и 1865 г.г.)
  3. Обе героини из купеческой среды: Кабаниха, свекровь Катерины,- « богатая купчиха»; Измайловы- « купцы зажиточные».
  4. Обе вышли замуж без любви.
  5. У обеих женщин не было детей. « Зачем завязала человеку судьбу, неродица», - упрекал жену купец Измайлов. « Эко горе! Деток- то у меня нет»,- сокрушалась Катерина Кабанова.
  6. « Скука смертная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными собаками не раз наводила на молодую купчиху ( Катерину Измайлову) тоску». И Катерина Кабанова жаловалась: « Ах, какая скука!»

Ученица читает монолог Катерины « Отчего люди

Открытый  урок по литературе в 10 классе по технологии проблемного обучения. Тема: « Две Катерины».

Цели и задачи урока.

  1. Показать положение женщины в России середины 20 века.
  2.  Сравнить поведение разных людей в похожей ситуации.
  3. Проанализировать художественные средства, помогающие раскрыть идейный замысел автора.
  4. Развивать читательские умения ( выразительное и комментированное чтение, анализ художественного текста).
  5.  Развивать память, логическое мышление, устную речь.
  6. Стимулировать творчество учащихся на уроке, вызвать эстетическое сопереживание и эмоциональный отклик у детей.

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы сравним Катерину Кабанову из пьесы А.Н. Островского « Гроза» и Катерину Измайлову из очерка Н. Лескова « Леди Макбет Мценского уезда». Постановка проблемы: возможно ли такое сравнение? Объясните свою точку зрения. Для этого сравните время написания произведений, условия жизни героинь, ситуацию, в которой обе оказались.

Ответы учеников:

  1. Обеих зовут Катеринами.
  2. Произведения написаны приблизительно в одно время ( 1859 и 1865 г.г.)
  3. Обе героини из купеческой среды: Кабаниха, свекровь Катерины,- « богатая купчиха»; Измайловы- « купцы зажиточные».
  4. Обе вышли замуж без любви.
  5. У обеих женщин не было детей. « Зачем завязала человеку судьбу, неродица», - упрекал жену купец Измайлов. « Эко горе! Деток- то у меня нет»,- сокрушалась Катерина Кабанова.
  6. « Скука смертная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными собаками не раз наводила на молодую купчиху ( Катерину Измайлову) тоску». И Катерина Кабанова жаловалась: « Ах, какая скука!»

Ученица читает монолог Катерины « Отчего люди

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Две Катерины »

Открытый урок по литературе в 10 классе по технологии проблемного обучения. Тема: « Две Катерины».

Цели и задачи урока.

  1. Показать положение женщины в России середины 20 века.

  2. Сравнить поведение разных людей в похожей ситуации.

  3. Проанализировать художественные средства, помогающие раскрыть идейный замысел автора.

  4. Развивать читательские умения ( выразительное и комментированное чтение, анализ художественного текста).

  5. Развивать память, логическое мышление, устную речь.

  6. Стимулировать творчество учащихся на уроке, вызвать эстетическое сопереживание и эмоциональный отклик у детей.

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы сравним Катерину Кабанову из пьесы А.Н. Островского « Гроза» и Катерину Измайлову из очерка Н. Лескова « Леди Макбет Мценского уезда». Постановка проблемы: возможно ли такое сравнение? Объясните свою точку зрения. Для этого сравните время написания произведений, условия жизни героинь, ситуацию, в которой обе оказались.

Ответы учеников:

  1. Обеих зовут Катеринами.

  2. Произведения написаны приблизительно в одно время ( 1859 и 1865 г.г.)

  3. Обе героини из купеческой среды: Кабаниха, свекровь Катерины,- « богатая купчиха»; Измайловы- « купцы зажиточные».

  4. Обе вышли замуж без любви.

  5. У обеих женщин не было детей. « Зачем завязала человеку судьбу, неродица», - упрекал жену купец Измайлов. « Эко горе! Деток- то у меня нет»,- сокрушалась Катерина Кабанова.

  6. « Скука смертная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными собаками не раз наводила на молодую купчиху ( Катерину Измайлову) тоску». И Катерина Кабанова жаловалась: « Ах, какая скука!»

  7. Ученица читает монолог Катерины « Отчего люди не летают?».

  8. Другая ученица читает, как проводила время Катерина Измайлова.

  9. Муж Катерины уезжает, но жену с собой не берет: « А с этакой- то неволи от какой хочешь красавицы- жены убежишь!». И Зиновий Борисович на мельнице «сидел безотлучно».

  10. Обе женщины полюбили не своего мужа: Кабанова- Бориса, Измайлова- Сергея.

Учитель: Можно ли сказать, что сходство на этом и заканчивается?

Одинаково ли относятся женщины к запретной любви?

Ответы. Кабанова боится своей грешной, с ее точки зрения, любви, пытается от нее спастись: « Батюшки мои, погибаю я». Просит Тихона взять с нее « страшную клятву». Катерина Измайлова, полюбив, « развернулась… вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная».

Учитель: Как вели себя женщины после измены мужу?

Кабанова страдает: « Все сердце изорвалось!. Не могу я больше терпеть! Грешна я перед Богом и перед вами».

Измайлова не чувствует себя виноватой и лжет свекру: « Я тебе совестью заручаюсь, что еще худого промеж нас ничего не было».

Что дает возможность предположить , как они поведут себя впоследствии?

Кабанова рассказывает о своей жизни в доме матери: « Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. Потом пойдем с маменькой в церковь…». Вывод. Она была набожная. А Измайлова Любила в рубашке купаться под пристанью, обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечной лузгою.- В ней чувствуется мало порядочности.

- Какое решение приняла Кабанова после своего признания? Почему?

Она предпочла смерть той жизни, которая у нее была. Борис отказался взять ее с собой. Возможно, она поняла, что он ее не любил.

Почему она не может вспомнить, какие ласковые слова он ей говорил- не было этих слов!

Вывод. Кабанова оставляет светлое воспоминание. Даже после смерти ее лицо прекрасно. Не случайно Добролюбов называет ее « лучом света в темном царстве». А какое впечатление оставляет Измайлова?

- Что сделала она, когда свекор узнал о ее измене мужу?

Убила его. ( « Поел на ночь грибков с кашицей… и к утру помер»). Потом она убила мужа. Она «готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест».

- Но почему она была рада, что муж ее ударил?

Совесть ее мучила, когда она Распаривала его отравленным чаем».

- Докажите, что ее мучила совесть.

Во сне ей являлся кот, « такой славный, серый, рослый да претолстющий- толстый».

- Опишите душевное состояние Катерины после убийства мужа.

Понять ее душевное состояние помогает пейзаж: « Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояло тихо; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев». Очевидно, что она счастлива. Она любит, не задумываясь о том, что ради своего счастья не имела права убивать человека. Тем более ребенка.

- Почему она решила убить Федю?

« За что, в самом деле, должна я через него лишаться капитала? И добро бы человек, а то дитя, мальчик…»

- Что заставляет читателя острее почувствовать ее вину?

Она скоро сама станет матерью.

- Как ведут себя Сергей и Катерина после разоблачения?

Он расплакался и признался « не токмо в убийстве Феди, но и попросил откопать зарытого без погребения Зиновия Борисыча».

- Почему Катерина изумлена, что Сергей ее выдал?

Она все делала ради него и по его желанию. Думала, что он ее тоже любит. Носила под сердцем его ребенка.

- Кто и почему вызывает у людей больше сочувствия?

Сергей окровавленный, несчастный сходит с эшафота, падает, вызывает сочувствие у людей. А Катерина не старалась производить на людей впечатление, она была придавлена пониманием того, как к ней относится Сергей. Она старалась толь, « чтобы толстая рубаха и грубая арестантская свита не прилегла к ее изорванной спине».

- Как отнеслась она к своему ребенку?

« Отдала дитя весьма равнодушно». Расставаясь с ним, сказала: « Ну его совсем». Зато она опять рядом с Сергеем, « а с ним ей и каторжный путь цветет счастьем».

- А какое настроение у Сергея? Почему?

« Только штемпелеванный дружок Катерины Львовны стал что- то до нее очень не ласков». Он ее никогда не любил.

- Как относится автор к Сергею, судя по этим словам?

Он его осуждает. И понять это помогает эпитет « штемпелеванный». Но « она сама себя хотела обманывать».

- А раньше она ничего не замечала? Почему?

Прочитать сцену в саду. – Она не хотела замечать.

- Расскажите о взаимоотношениях Катерины и Сергея по пути на каторгу.

Он изменил ей сначала с Фионой, потом с Сонеткой: « … и ты теперь невелика купчиха».

Последнее, что у нее было из вещей- шерстяные чулки. Даже это выпросил у нее Сергей. Она была рада помочь ему. А утром увидела свои чулки на Сонетке. Катерина «плюнула ему прямо в глаза». Ночью с другими мужчинами он жестоко избил ее. « Обиде этой не было уже меры; не было меры и чувству злобы, закипевшей в это мгновение в душе Катерины Львовны». А Сергей все продолжал издеваться над ней: « Купчиха, а ну- ко по старой дружбе угости водочкой. Не скупись. Вспомни, моя разлюбезная, нашу прежнюю любовь, как мы с тобой, моя радость, погуливали, осенние долгие ночи просиживали, твоих родных без попов и без дьяков на вечный покой спроваживали». ( Этот монолог читает заранее подготовленный ученик).

- Как арестанты отнеслись к его словам? К Катерине? Какое отношение у нас?

« Эх ты, совесть!»- выговорила Феона, качая с упреком головой.

- Не к чести твоей совсем это»,- поддержал солдатку арестантик Гордюшка».

- Помогает ли изображение пейзажа понять настроение героини?

« Кругом все до ужаса безобразно: бесконечная грязь, серое небо, обезлиственные мокрые ракиты и в растопыренных их сучьях нахохлившаяся ворона. Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет». Даже трудно представить себе отчаяние этой женщины. Не случайно Н. С. Лесков вспоминает слова жены библейского Ио: « Прокляни день твоего рождения и умри».

- Как поступила обиженная женщина?

- Можно ли сравнить ее поступок с самоубийством Катерины Кабановой? Ведь Борис оказался тоже недостойным человеком. Как не по- мужски звучат его слова в ответ на просьбу Катерины взять ее с собой: « Нельзя мне, Катя, не по своей воле я еду». Как подло рассуждает он: « Только одного и надо у Бога просить, чтоб умерла она поскорее, чтобы ей не мучиться долго».

Совсем не похожа Катерина Кабанова на Измайлову. Бросившись в воду, Кабанова не причинила никому вреда, слова ее перед смертью были поэтичны: « Под деревцом могилушка…как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит…весной на ней травка вырастет, мягкая такая…птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…».

А Измайлова пыталась вспомнить молитву и шевелила губами, а губы ее шептали: « Как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью бела- света людей спроваживали». Она тоже утопилась, но при этом « схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома». Даже умирая, она совершает зло.

Вывод. Разные люди в похожих ситуациях ведут себя по- разному. Но нужно помнить о том, что ни при каких условиях нельзя совершать зло.

Д. з. Написать сочинение на тему урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Две Катерины

Автор: Шевченко Татьна Трофимовна

Дата: 28.06.2015

Номер свидетельства: 221621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Две Катерины»  «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова и «Гроза» А.Н.Островского"
    ["seo_title"] => string(73) "dviekatierinyliedimakbietmtsienskoghouiezdanslieskovaigrozaanostrovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "293686"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455532802"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""За добро плати добром" ( урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма") "
    ["seo_title"] => string(70) "za-dobro-plati-dobrom-urok-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma"
    ["file_id"] => string(6) "150082"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420393479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "тест по литературе "Произведения зарубежных писателей 19 века""
    ["seo_title"] => string(65) "tiestpolitieraturieproizviedieniiazarubiezhnykhpisatieliei19vieka"
    ["file_id"] => string(6) "310804"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459097144"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: "Я человек, и я имею право"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_8_klassie_po_tiemie_ia_chieloviek_i_ia_imi"
    ["file_id"] => string(6) "427923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505197790"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка класного часа на тему: "В.П. Астафьев" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-klasnogho-chasa-na-tiemu-v-p-astaf-iev"
    ["file_id"] => string(6) "115633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412055895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства