kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Два вечных памятника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Два вечных памятника

(А. Блок. “О доблестях, о подвигах, о славе.”)

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока. Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.

Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта - Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

"О доблестях, о подвигах, о славе" - первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. "Лицо в простой оправе" - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.

В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь "прошло" "лицо в простой оправе", так много значащее для лирического героя.

"О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле"

рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.

"Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо".

Любовь для лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце.

"Летели дни, крутясь проклятым роем…"

так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни

"без божества, без вдохновенья".

"Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла".

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.

"Синий плащ" рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: "Ты, милая, ты, нежная." Его любимая затерялась в неведомом мире, среди "сырой ночи", такая же одинокая в "промозглом" (эпитет "сырая ночь" выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. "Я крепко сплю" - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах - "синий плащ", "сырая ночь", звуки и краски сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: "я" - одинокий, страдающий лирический герой, и "она" - таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции “Стихов о Прекрасной Даме”), и "очи синие, бездонные" всё так же манят своей недосягаемостью.

Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь - это однажды.

"Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола"

- так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола - "всё миновалось". А впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: "Уж не мечтать о нежности, о славе". Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки - печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе.” затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье.”. Частые реминисценции из пушкинского стихотворения (“И я забыл прекрасное лицо”, “Летели дни, крутясь проклятым роем”), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

"И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь"

- это у Пушкина. Лирический герой Блока "крепко спит", и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе.” и стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье.” - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Два вечных памятника" »

Два вечных памятника

(А. Блок. “О доблестях, о подвигах, о славе...”)

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока... Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.

Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта - Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

"О доблестях, о подвигах, о славе" - первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. "Лицо в простой оправе" - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.

В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь "прошло" "лицо в простой оправе", так много значащее для лирического героя.

"О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле"

рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.

"Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо".

Любовь для лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце.

"Летели дни, крутясь проклятым роем…"

так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни

"без божества, без вдохновенья".

"Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла".

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.

"Синий плащ" рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: "Ты, милая, ты, нежная..." Его любимая затерялась в неведомом мире, среди "сырой ночи", такая же одинокая в "промозглом" (эпитет "сырая ночь" выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. "Я крепко сплю" - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах - "синий плащ", "сырая ночь", звуки и краски сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: "я" - одинокий, страдающий лирический герой, и "она" - таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции “Стихов о Прекрасной Даме”), и "очи синие, бездонные" всё так же манят своей недосягаемостью.

Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь - это однажды...

"Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола"

- так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола - "всё миновалось". А впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: "Уж не мечтать о нежности, о славе". Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки - печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...” затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”. Частые реминисценции из пушкинского стихотворения (“И я забыл прекрасное лицо”, “Летели дни, крутясь проклятым роем”), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

"И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь"

- это у Пушкина. Лирический герой Блока "крепко спит", и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе...” и стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...” - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Два вечных памятника"

Автор: Ратькина Валентина Ивановна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Архитектурные памятники " "
    ["seo_title"] => string(27) "arkhitiekturnyie-pamiatniki"
    ["file_id"] => string(6) "206580"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430222039"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Города памятники древней цивилизации "
    ["seo_title"] => string(41) "goroda-pamiatniki-drievniei-tsivilizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "186834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426424109"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Разработка интегрированного урока истории и изобразительного искусства на тему "История Древнего Рима в памятниках искусства" "
    ["seo_title"] => string(135) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-istorii-i-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-istoriia-drievniegho-rima-v-pamiatnikakh-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "120820"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413813506"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация  для детей  старшего дошкольного возраста "Москва- главный город страны""
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-moskva-ghlavnyi-ghorod-strany"
    ["file_id"] => string(6) "265336"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449918626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства