kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достоевский Ф.М. Роман "Бедные люди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме Достоевский Ф.М. Ромвн "Бедные люди". Включает в себя все этапы урока на которых используются разноуровневые задания, формативное оценивание и рефлексия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достоевский Ф.М. Роман "Бедные люди"»

Раздел

1-2урок

ФИО педагога


Дата


Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Федор Михайлович Достоевский. Роман «Бедные люди» Один из лучших романистов мирового значения.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному;


9. 2. 1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ);


9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;



Цель урока

  • ответить на вопросы, выражая свое мнение;

  • определить направление творчества Достоевского;

  • дать определение эпистолярному роману

Критерии успеха

  • отвечаю на вопросы, выражая свое мнение;

  • определяю направление творчества Достоевского;

  • даю определение эпистолярному роману

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы


0 Организационный момент.

1.1.Приветствие .

Психологический тренинг «Теплые пожелания»



Настраиваются на положительный настрой урока.




видеоролик


Картинки-пазлы


Изучение нового материала

30 октября 1821 года в Москве родился известнейший российский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из восьмерых детей. Отец писателя –Михаил Андреевич, пятнадцатилетним мальчиком бежал в Москву, где окончил Медиком-хирургическую академию, участвовал в Отечественной войне 1812 года, а с 1821 года - состоял главным врачом в Мариинской больнице для бедных в Москве. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Мария Фёдоровна была жизнерадостной, прекрасно образованная, она очень любила поэзию, играла на гитаре и пела.

Несмотря на бедность отца, Достоевский получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был благодарен родителям.

В 1937 году, когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Этот период принято считать окончанием детства писателя. В этот же год умирает и его литературный идеал А. С. Пушкин. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге. Затем Федор поступает в Инженерное училище.

Самым близким человеком во всей жизни писателя был его старший брат Михаил. Они были дружны всегда, помогали друг другу в трудную минуту. Их объединяли общие интересы, оба они рано приобщились к литературе и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Чувство дружбы и привязанности братья сохранили на всю жизнь.

В 1839 году по загадочным обстоятельствам умирает отец Достоевского. Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет.

Учёба в Инженерном училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам пишет драмы, которые, к сожалению, до нас не дошли и переводит зарубежных классиков на русский язык.

1844 год. Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое переписывает 6 раз. После выхода роман сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен критиками. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.Роман «Бедные люди» относится к эпистолярному жанру.

Учитель: Эпистолярный роман

Эпистолярный роман или роман в письмах (от греч. epistole — письмо, послание) — разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев этого романа. В письмах выражаются душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция.

Учитель: В русле, какого направления творили писатели 19 века? (реализм)

Учитель:Как мы знаем реализм это правдивое изображение жизни, т.е. жизнь как она есть, как вы думаете, влияет ли на жизнь человека или героя общество? Его материальное и духовное состояние? Приведите примеры.

Учитель: Так в литературе появляется новое направление реализма-критический реализм, который раскрывает обстоятельства жизни героя, среду в которой он проживает и его психическое состояние. И творчество Достоевского - новый этап в развитии критического реализма

Учитель: 22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

Просмотр видеофрагмента

Выступление ученика (Варвара)

Мечты о пересоздании социального строя, об отмене крепостного права и свободы для русского народа все это соединяло Достоевского с кружком Петрошевцев. Но толчком к аресту послужило чтение письма Белинского к Гоголю. 21 человек был приговорен к смертной казни.  Всех участников вывели на эшафот в белых посмертных одеяниях, приговор зачитывался ровно 45 минут, и именно в эти минуты мировоззрение писателя кардинально изменилось.В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ.

Эшафот - сооружение для проведения казней. 

Учитель:В этот же день Ф. М. Достоевский написал письмо своему брату: «Жизнь - дар, жизнь - счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья. Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму».

Затем 8 месяцев Достоевский сидел изолированно. И за это время мировоззрение писателя изменилось. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Именно там впервые проявилась болезнь – эпилепсия. Кроме Достоевского, ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради». Впечатления от пребывания в остроге нашли, потом отражение в повести «Записи из мёртвого дома».

Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. 1860 — 1866 гг.

В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. В эти же годы скрывается его болезнь к игре, он начинает проигрывать в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание». Из-за крупных долгов Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году.

 Ввсего лишь за год до смерти, в Москве, в Благородном собрании, Достоевский произнёс знаменитую речь, посвященную открытию памятника А.С.Пушкину  в Москве.

Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

Описание улиц:  

 «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»

 «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

Учитель: Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах?

Отвечают ученики (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

26 января  сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли наследства. По рассказу , была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни — через два дня писатель скончался. Ф. М. Достоевский был похоронен на «Техвинском кладбище в Санкт- Петербурге. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. 

Мотивы творчества:

1.Религиозная тема творчества. Вера человека способна спасти его душу. (С детства Достоевский читал Новый Завет, на каторге ему дарят Евангелие и он хранит его до конца жизни.).

2.Петербург Достоевского- это целый образ в русской литературе.

3.Женские образы Достоевского, женский характер, являются движущей энергией действия его романов.

Учитель: Достоевский считал, красота спасет мир, согласны ли вы с этим высказыванием?

4.В судьбах героях всех романов заложена пути исторического развития России.

5.Достоевский постоянно ищет ответ на вопросы: Зачем мы? Куда идем? Кто мы?

6. В каждом произведении Достоевского есть персонажи-двойники главных героев

Великое Пятикнижие Достоевского

"Преступление и наказание" - 1866 г.

"Идиот" - 1868 г.

"Бесы" - 1870 г.

"Подросток" – 1875 г.

"Братья Карамазовы" - 1879 - 80 г.

5.Аналитическая беседа

Учитель: Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили?

Учитель:Несмотря на все испытания судьбы, Достоевский в своих произведениях рассуждает именно о человеческом счастье и что такое счастье вообще как вы думаете?

Учитель: Прослушаем короткий монолог о счастье главного героя Мышкина из романа «Идиот», а затем сделаем вывод, что же есть счастье для писателя?

Прослушивание аудиозаписи

Учитель: Я предлагаю вам порассуждать над высказываниями Федора Михайловича Достоевского.

1.Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество... (Даулет)

2.Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Сергей)

3.«Молчать - большой талант» (Алмас)

4.«Если хочешь победить весь мир, победи себя» (Варя)

Учитель: Как вы понимаете слово прямодушие? (прямота души, отсутствие лицемерия и коварства)

Учитель: Подберем слова синонимы к слову прямодушие: (правда, искренность, чистосердечие, душевность, прямота, прямолинейность, беспритворность, честность, откровенность, задушевность). Запишем эти слова.

Вывод.
Учитель: Достоевский в своих романах проживает глубины человеческого сердца, он видит способность человека страдать и сострадать, жертвовать собой ради других и безгранично любить, но не только положительное видит писатель в человеческой натуре, он видит бездны человеческого сердца, роковые страсти, которые кипят внутри человека и его двойственность натуры.

ФО

1.Ф.М. Достоевский считается писателем 19 или 20 века? (6баллов)__________________________________________________

2.К какому направлению относится творчество Ф.М.Достоевского?(3балла)_______________________________________

3.Дайте определение понятию «Эпистолярный роман»

Эпистолярный роман это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1балл)











Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала.

Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»



Подведение итогов урока (5 мин)




Рефлексия

Д.З. стр.123-131 читать, пересказывать




Ученики заполняют рефлексивный лист


Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Достоевский Ф.М. Роман "Бедные люди"

Автор: Макарова Евгения Алексеевна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Новаторство Ф.М. Достоевского в трактовке темы «маленького человека». ( по роману «Бедные люди»)"
    ["seo_title"] => string(80) "novatorstvo_f_m_dostoievskogho_v_traktovkie_tiemy_malien_kogho_chielovieka_po_ro"
    ["file_id"] => string(6) "470055"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526623825"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Вклад Федора Михайловича Достоевского в развитие русской литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "vkladfiedoramikhailovichadostoievskoghovrazvitiierusskoilitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "282810"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453736164"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Образ Федора Михайловича Достоевского в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(59) "obrazfiedoramikhailovichadostoievskoghovrusskoilitieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "283053"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453784203"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Биография и творчество Ф.М. Достоевского "
    ["seo_title"] => string(45) "bioghrafiia-i-tvorchiestvo-f-m-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "156051"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421347814"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Специфика повествования в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского"
    ["seo_title"] => string(71) "spietsifika_poviestvovaniia_v_romanie_biednyie_liudi_f_m_dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "378536"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484230006"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства