Специфика повествования в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского
Специфика повествования в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского
Данная статья раскрывает функцию повествования в романе Достоевского, обращает внимание на ключевые эпизоды, где происходит конкретное событие с точки зрения автора, повествователя и героя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика повествования в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского»
К. Н. Хурсанова
Специфика повествования в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского
Предметом анализа являются особенности повествовательной структуры романа
«Бедные люди».
Ключевые слова: повествование, герой-скриптор, повторение, «слова с оглядкой», сюжеты русской литературы.
Специфика художественного нарратива определяется конкретным событием. Принципиальный характер для понимания нарративных стратегий у Достоевского имеет вопрос о соотношении самопознания и описания внешней реальности. Особое внимание повествовательной структуре в произведениях
Ф. М. Достоевского уделили М. М. Бахтин, О. Г. Дилакторская, Р. Бэлнеп,
Е. А. Иванчикова и В. Я. Кирпотин.
Начиная с «Бедных людей», внимание писателя привлекает процесс формирования идентичности под влиянием взгляда извне. Делать что-то не из практических соображений или внутренней потребности, а в угоду другому человеку означает высокую степень неуверенности в себе. Центральным героем «Бедных людей» является задавленный нищетой и бесправием чиновник Макар Девушкин. Достоевский показал, что и в скудной жизни, и при недостатке умственного развития и образования не умирает человеческое сердце. Переписка, как и дневник, наилучшим образом раскрывает внутренний, а не внешний мир. И Девушкин, и Доброселова, которые пишут письма, образуя повествование, настолько погружены в свои интересы, в свои чувства, что им, казалось бы, дела нет до того, что их непосредственно не касается. Они обороняются от внешнего мира, они спешат замкнуться от него в своем углу.
Автор не высказывается напрямую. Функция повествования прячется в речи/письме персонажа, а в соотнесенности эпиграфа с текстом романа мы можем уловить нечто специфическое. В творчестве Достоевского постоянное повторение процесса порождает двойника при создании художественного текста. Эпистолярная форма есть разновидность «Я рассказываю». Слово здесь двухголосое, в большинстве случаев направлено оно в одну сторону. Письму свойственно острое ощущение собеседника, адресата, к которому оно обращено.
В «Бедных людях» начинает вырабатываться корчащееся слово с робкой и стыдящейся оглядкой и с приглушённым вызовом (концепция М. Бахтина). Эта оглядка проявляется, прежде всего, в характерном для этого стиля торможении речи и в перебивании её оговорками. Почти после каждого слова Девушкин оглядывается на своего отсутствующего собеседника, боится, чтобы не подумали, что он жалуется. По мнению С. Г. Бочарова, «чувство стыда у героев Достоевского несводимо к социальному переживанию». Повторение слов вызывается стремлением усилить их акцент или придать им новый оттенок ввиду возможной реакции собеседника.
Между поверхностными элементами речевой манеры, формой выражения себя и между последними основами мировоззрения в художественном мире Достоевского всегда глубокая органическая связь. В каждом своём проявлении человек дан весь. В «Бедных людях» самосознание бедного человека раскрывается на фоне социально чужого сознания о нём.
Таким образом, разобранные нами явления, производимые чужим словом в сознании и в речи героя, в «Бедных людях» даны в соответствующем стилистическом облачении речи мелкого петербургского чиновника. Структурные особенности «слова с оглядкой» и внутренне-диалогического слова преломляются здесь в строго и искусно выдержанной социально-типической речевой манере Девушкина.