kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новаторство Ф.М. Достоевского в трактовке темы «маленького человека». ( по роману «Бедные люди»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -исследование по теме : Новаторство Ф.М.Достоевского в трактовке темы "маленького человека" (по роману "Бедные люди"). на уроке учащиеся  сравнивают произведения А.С.Пушкина "Станционный смотритель",Н.В.Гоголя "Шинель" с произведением Ф.М.Достоевского "Бедные люди". Цель урока: развивать устную и письменную речь учащихся,научить сравнивать произведения,делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новаторство Ф.М. Достоевского в трактовке темы «маленького человека». ( по роману «Бедные люди»)»

Русская литература 8 класс.


Урок-исследование

по теме : Новаторство Ф.М.Достоевского в трактовке темы

«маленького человека».

( по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди»)


Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст

романа.


Цель урока:

-знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

-развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

-воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.


Ход урока

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.


  • Что же сделало его популярным?

  • Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Возможно, частичным ответом на вопрос является наше знакомство с его романом «Бедные люди».

Тема нашего сегодняшнего урока : Новаторство Ф.М.Достоевского в трактовке темы «маленького человека».

К теме «маленького человека» до Ф.М.Достоевского обращались такие писатели как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь в своих произведениях. Не оставил без внимания эту тему и Ф.М.Достоевский.

Федора Михайловича волновал мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает...

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются». А физик Альберт Энштейн утверждал, что он дает ему больше, чем любой мыслитель.

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», - так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  • Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Итак, роман «Бедные люди» был опубликован в 1845 году.

Как отнеслись современники писателя к роману?

  • Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  • Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!... осмыслили вы сами-то всю эту страшную правду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «... Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа?

( Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас?

( Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Давайте ,ребята, вспомним произведения А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, в которых они затронули тему «маленького человека» в обществе.

«Станционный смотритель А.С Пушкин.

«Шинель» - Н.В.Гоголь

Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

  • Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому... Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных людей» не привнес в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?

  • Нет, мы не согласны с мнением К.Аксакова. Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.

  • В чем же новаторство Ф.М.Достоевского в трактовке темы «маленького человека»?

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

  • Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

  • Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.

  • Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.

  • «маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы?

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

Вот почему автор обратился к эпистолярному жанру.

(высвечивается слайд с определением «эпистолярная форма»)

Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

Инсценирование

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Почему Достоевский не принял упреков Белинского в неумении «одолеть препятствия со стороны языка и формы»?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

Переход к Вареньке Доброселовой






Вывод: Впервые в романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настоящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек ».

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.


Домашнее задание.

Написать эссе «Чем мне понравился герои произведения Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Байгужинова Гульжан Асетовна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства