Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".
Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".
Тема урока: «Детство И. С. Тургенева. История создания рассказа «Муму».
Цели урока:
Образовательные:
1) знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя;
2) знакомство с историей создания рассказа «Муму»;
3) введение нового понятия «прототип персонажа».
Развивающие:
1) формировать умение находить, анализировать и отбирать необходимую для решения познавательных и коммуникативных задач информацию;
2) развивать умение обобщать, делать выводы, выражать свои мысли;
3) развивать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности; уважительного отношения к русской литературе; уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры;
2) воспитание уважительного отношения к выступающим, чувств взаимопомощи, поддержки, умения эффективно общаться и сотрудничать со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: виртуальная литературная экскурсия.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Орг. момент. Учащиеся садятся по группам (по желанию) Здравствуйте, садитесь. Я думаю, что наша работа будет приятной и результативной и принесет плоды для вас в виде полученных знаний)
Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". »
Название работы: Детство И. С. Тургенева. История создания рассказа «Муму». Автор: Учитель русского языка и литературы Яковлева И.В. Место выполнения работы: г. Абакан, МБОУ «СОШ№26»
Тема урока: «Детство И. С. Тургенева. История создания рассказа «Муму».
Цели урока:
Образовательные:
1) знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя;
2) знакомство с историей создания рассказа «Муму»;
3) введение нового понятия «прототип персонажа».
Развивающие:
1) формировать умение находить, анализировать и отбирать необходимую для решения познавательных и коммуникативных задач информацию;
2) развивать умение обобщать, делать выводы, выражать свои мысли;
3) развивать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности; уважительного отношения к русской литературе; уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры;
2) воспитание уважительного отношения к выступающим, чувств взаимопомощи, поддержки, умения эффективно общаться и сотрудничать со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: виртуальная литературная экскурсия.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Орг. момент.Учащиеся садятся по группам (по желанию) Здравствуйте, садитесь. Я думаю, что наша работа будет приятной и результативной и принесет плоды для вас в виде полученных знаний)
Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).
(Сейчас обратите внимание на высказывание, которое представленно на слайде, давайте прочтем! (Дети читают) На уроках русского языка мы часто обращаемся к этому высказыванию, какому великому писателю оно принадлежит?(Ученики отвечают, что Тургеневу) Да действительно, молодцы! Ребята а что же вы знаете о этом писателе?)(Ничего!)
«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык…»
- На уроках русского языка мы не раз обращались к этому высказыванию. Вспомните, пожалуйста, кому принадлежат эти слова.
- А что вы знаете об этом великом русском писателе?
Целеполагание (учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока).
- Итак, о ком сегодня на уроке пойдет речь? (Тема урока, цели урока на слайде)
- Сегодня вы познакомитесь с некоторыми фактами биографии писателя; посетите единственный в России музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»; узнаете об истории создания рассказа И. С. Тургенева «Муму». Именно это произведение мы будем с вами изучать.
А сейчас, ребята, давайте послушаем выступление об основных этапах жизни и творчества писателя , которое приготовила например Катя!
Презентация о И. С. Тургеневе, выполненная заранее подготовленным учеником (очень краткая, 4 слайда – основные этапы жизненного пути). Далее учащиеся должны оценить рассказ одноклассника. Ребята, вам понравилось выступление! Спасибо, катя! А что же вы узнали. А что вы увидели в презентации?(Не хором по одному, по принципу вытянутой руки.(Имение!!!) А хотели бы вы побывать в имение Тургенева и посмотреть как жил великий русский писатель?
Виртуальная экскурсия в Спасское – Лутовиново, проводимая учителем. (Учащиеся садятся за компьютеры по 2,3 человека (по желанию).
Теперь прежде чем приступить к экскурсии давайтеПовторим правила работы в группе!!!!! по три человека сядем за компьютеры(Я распределяю).
- Сегодня мы совершим путешествие на родину И. С. Тургенева. К сожалению у нас нет возможности посетить на самом деле, в живую, это имение, но есть возможность отправиться туда виртуально с помощью интернета!) После экскурсии мы подведем итоги. Обсудим, что мы сегодня узнали и увидели!
Посетим его «родовое гнездо» - имение «Спасское-Лутовиново», которое в наше время является Государственным музеем-заповедником. Задача Государственного литературного музея-заповедника не только бережно сохранять памятные места, но и изучать историю жизни и творчества писателя. Путешествуя по усадьбе, мы окунемся в атмосферу, в которой рос Тургенев. Каким образом мы это сделаем. Сейчас вы все сядете по три человека за компьютеры. Обратите внимание у вас на столах лежат маршрутные листы, которые будут вам своеобразными путеводителями, на этих листах план путешествия, ещё обратите внимание на вопросы В каждом пункте плана, на которые вы должны ответить, наша экскурсия будет не только интересной но и познавательной!! Ответы на свои вопросы вы впишете в рамочки на этих же листах!
Дальше ребята путешествовать по сайту помогут маршрутные листы, которые лежат перед вами, ознакомьтесь с ними. Для того чтобы начать работу, включите монитор, дальше зайдите в интернет и в поисковую строку введите адрес http://www.turgenev.org.ru перед нами открылась начальная страница, здесь портрет На главной странице портрет писателя; на сайте мы можем узнать о биографии писателя, его творчестве писателя и биографические сведенья, но так как нам Катя уже рассказала основные этапы жизни и творчества писателя, мы не будем останавливаться на этом, после биографии писателя, внизу откроим вкладку «Сведенья о музеях И.С. Тургенева» , И откроем вкладку музей-заповедник Спасское-Лутовиново» - перед нами открылась страница с информацией о музее, обратите внимание на статью ( Я сообщаю сведенья о музее кратенько)
1) государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» - один из крупнейших литературных мемориальных комплексов России. Ежегодно музей заповедник принимает около 120 тысяч посетителей. Указом Президента Российской Федерации в 1997 году музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.;
2) теперь откройте вкладку «План усадьбы», Прочитайте внимательно вопрос под этим пунктом, Ответьте на него! ознакомьтесь с планом усадьбы, прочитайте название построек, В строку ответов выпишите несколько названий. Откроем вкладку «Литературный-музей», прочитайте статью, теперь ответьте на вопрос. Прочитаем небольшую статью, ответьте на вопрос; теперь пройдем в дом-музей! Откройте вкладку «Дом-музей» и прочитаем статью, Ответьте на вопрос, который на маршрутных листах. Сейчас давайте познакомимся с интерьером, откройте вкладку «Интерьер» обратите внимание здесь дается описание комнат давайте прочитаем, и познакомимся с их расположением, Ответим на вопрос этого раздела.(Прочитали ответили на вопросы) Так , ребята, нам пора завершать нашу виртуальную прогулку, закройте все окна, выключите компьютеры.
Теперь давайте вернемся в группы, не шумите, а для того, чтоб наши глазки отдохнули, после работы за компьютером, проведем физминутку
Физминутка.).( Руки за спину(Закрыть глаза расслабиться) глазки пускай в потолок поглядят( открыть глазки посмотреть вверх)Головки отпустим – на парту глядим(вниз) И снова наверх там где мушка летит(вверх) Глазами повертим поищем ее(по сторлнам) И снова работать пора уже нам! Садитесь ребята! Давайте подведем итоги нашей виртуальной прогулки- экскурсии.Что же мы узнали из этой виртуальной экскурсии? Итак читаю с маршрутного листа вопросы, ребята отвечают!!!Хорошо Молодцы!!!!
Скажите! Вот мы сейчас посетили Спасское-Лутовиново, а кто же была хозяйка усадьбы? (Мать писателя Варвара Петровна Лутовинова) А хотите по подробней о ней узнать?(да) Тогда послушайте меня, ребята1 Слайд, сообщение учителя)
Рассказ учителя о матери писателя (слайд с портретом матери).
- Усадьба Спасское принадлежала матери писателя Варваре Петровне Лутовиновой. Она была очень богатой: владела еще несколькими имениями и тысячами крепостных крестьян. Несмотря на свой ум и образованность, Варвара Петровна была своевольной, властолюбивой женщиной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика; или могла приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Вот так она обращалась со своими крепостными!!
Коммуникация (поиск новых знаний в группах).
- А что же такое крепостное право? И что послужило поводом для создания рассказа И. С. Тургенева «Муму»? На эти вопросы вы ответите самостоятельно, работая в группах..
Тогда давайте ответим на эти вопросы, вы совместно прочитаете текст, который я вам раздам и ответите на вопросы после текста, тоже совместно!!!Не забывайте о правилах работы в группе!!! Сейчас я вам раздам листочки с текстами( первая и третья группа будет работать над «Крепостным правом» и вторая и четвертая группа будут работать над историей создания!, а потом будете дополнять ответ друг друга)Обратите внимание На листочках, после текста следуют вопросы, на которые вы и отвечаете! На работу дано 7 минут, не забывайте о правилах работы в группе, Работаем. Так ребята время вышло, пожалуйста первая группа, прочитайте ваш вопрос( Кто у вас отвечает? (Ребенок отвечает)Хорошо, вопрос к 3 группе Как вы относитесь к такому явлению как «Крепостное право?, так третья группа есть ли что дополнить?( Хорошо) Теперь прослушаем выступление 2 группы, а четвертая дополнит, сначала прочитайте текст, так теперь вопрос, хорошо, а что такое микролог? 4 группа отвечает? Молодцы, есть еще что дополнить?
1и 2 группы
Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (это называлось барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
Крепостное право в России отменили в 1861году.
Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?
3 и 4 группа
Тургенев знал о сложном характере своей матери и о том, как относилась она к крепостным. В 1852 году Тургенев написал рассказ «Муму», в котором раскрыл весь ужас крепостного права. Вот одна из реальных историй, которая легла в основу рассказа: «Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась его медвежьей силой, пожелала иметь его у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. А что нем да глух как пробка — и того лучше! Но вот и жил Андрей, не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, ни в чем госпоже не перечил. И собачонку свою любимую по кличке Муму безропотно утопил сам, коли барыня приказала...». Поводом для создания рассказа послужило следующее: в 1852 году умирает Гоголь. Тургенев тяжело переживал смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г- статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности). Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанный в газете «Московские ведомости» некролог царь лично приказал посадить Тургенева под арест. В полиции Тургенев жил по соседству с помещением, где секли крепостных слуг. Каждый день писатель слышал хлест розог и крики крепостных.
Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?
Взаимопроверка, взаимоконтроль. Подводим итоги работы в группах.
Учащиеся слушают выступления, например, 1 и 3 групп, а 2 и 4 группы дополняют.
- Итак, Катя (например) рассказала нам о том, что в основу рассказа «Муму» легли детские воспоминания Тургенева о матери, реальная история о крепостном Андрее т.е именно эти люди стали прототипами главных героем рассказха «Муму»!!!А что такое ПРОТОТИП??? Попробуем раскрыть содержание нового для вас понятия «прототип персонажа». Обратите внимание на слайд!!!
Выводим на слайд:
Прототи́п от древнегреческого «протос» — первый и «типос» — отпечаток, образ.
Прототип персонажа – это ……., с которого автор …… образ героя произведения.
Проверим:
Прототип персонажа — это конкретная историческая личность, послужившая основой для образа в литературе.
-Запомните это новое понятие. На следующем уроке мы будем знакомиться с героями рассказа «Муму» и поговорим о том, кто стал их прототипом.
Итак давайте подведем итоги!!Что же вы сегодня узнали? А сейчас небольшая викторина!!
Рефлексия (осознание учащимися и воспроизведение в речи того, что нового они узнали на уроке).
А сейчас небольшая викторина!!(Слайд)
Когда родился писатель? 1818 и т.д идут вопросы на слайде!!
Какие вы все молодцы, отлично поработали!
Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание, на следующем уроке мы познакомимся с произведение И. С. Тургенева «Муму» прочитаете его и обратите внимание на второе задание подготовить рассказ о герое на выбор! Всем спасибо, урок окончен!!!
13. Домашнее задание (комментарий учителя).
1. Прочитайте рассказ «Муму».
2. Задание на выбор.Подготовьте рассказ о герое (портрет, история жизни): а) о барыне;
б) о Герасиме;
в) о любом другом герое рассказа.
Приложение 1 (Маршрутный лист, раскладываются на компьютерные столы)
Маршрутный лист.
Включите монитор
Зайдите в интернет
Введите в поисковую строку адрес сайта: http://www.turgenev.org.ru
Откройте вкладку «Сведенья о музеях заповедниках И.С. Тургенева», далее откройте вкладку «Спасское-Лутовиново»
Откройте вкладку «План усадьбы». Ознакомьтесь и ответьте на вопрос:
Сколько объектов находится на территории усадьбы? Перечислите некоторые из них?
Откройте вкладку «Литературный-музей» , Прочитайте статью и ответьте на вопрос:
Кто построил флигель? Что там сейчас располагается?
Откройте вкладку «Дом-музей», прочитайте статью и ответьте на вопрос:
Что является главным богатством музея?
Откройте вкладку «Интерьер», Прочитайте и ответьте на вопросы:
Вопрос: Какие комнаты считались парадными?
Почему одна из комнат называется «Комнатой Захара?
Почему кабинет и библиотека являются основными комнатами дома?