конспект урока на тему "И.С.Тургенев. Биография и творчество писателя. Рассказ "Муму"".
Конспект урока на тему "И.С.Тургенев. Биография и творчество писателя. Рассказ "Муму"".
Конспект урока на тему "И.С. Тургенев "Муму" с использованием сингапурских структур. Таких как конэрс, эй-ар-гайд, микс-фриз-груп, коннэки экстенд челендж.Цели урока:
Образовательная:
познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».
Развивающие:
• формировать умение анализировать текст художественного произведения
• развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитание общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.
• учить излагать и комментировать повествовательный текст;
• обогащать словарный запас.
• уважать мнение высказывающего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "И.С.Тургенев. Биография и творчество писателя. Рассказ "Муму"".»
Тема И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».
Развивающие:
формировать умение анализировать текст художественного произведения
развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитание общечеловеческих ценностей.
Задачи:
начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.
учить излагать и комментировать повествовательный текст;
обогащать словарный запас.
уважать мнение высказывающего.
Ход урока
Орг. момент.
Актуализация знаний
Конэрс
- Ребята, посмотрите наш класс разделен условно на 4 угла- Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тургенев. Подойдите к части аудитории с нужным вам словом. Найдите партнера из вашей команды. В парах в течение 30 с объясните своему партнеру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнер, у которого больше букв в имени.
-Выслушаем команды. Расскажите, что рассказал вам ваш партнер.
Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей. Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи. В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.
III. Сообщение учителя о крепостном праве
На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?
Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.
Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права. «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Прототипами героев рассказа стали реальные люди
Рассказ подготовленного ученика
В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
Физминутка
Микс Фриз Груп.
Вопросы:
Сколько видов сказок вы знаете?
Сколько участников в басне Крылова «Квартет»?
Сколько братьев в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»?
Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
Эй-ар-гайд.
- Поставьте знак «+» или «-« в графе «до»
До
После
В рассказе «Му-му» речь идет о собаке
Герасим - это хороший человек, любящий собаку
Барыня- хорошая женщина, которая уважает своих крепостных
Чтение 1 главы
Беседа
— Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. — Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость — совсем мрачной.
– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Нарисуйте словесный портрет барыни.
- Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889) — Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина? Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой. Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей. Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы. Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.
- Сравните двух помещиц.
-— Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов? - Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)
- Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими. Найдите портрет Герасима.
- Что главное отмечает в портрете Герасима автор? ( «… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).
- Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь.)
- Как автор называет его работу? (неистомной) Как вы понимаете значение этого слов ( не знает усталости, хотя работает с утра до вечера)
- Почему автор говорит: «…весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, взрезывал упругую грудь земли...»? (труд для Герасима-радость)
- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? ( Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)
- Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? ( «Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.)
- Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником.)
- Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы. «...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...» - С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? ( «Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)
- Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)
- Каморка Герасима. ( Зачитываем описание жилища Герасима).
- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Делаем вывод, что всё прочное и крепкое, с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный, основательный).
- Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)
- Как относился он к дворне? «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых
Эй - ар – гайд.
- Поставьте знаки в графе «после». Изменились ли ваши мнения?
VI. Выводы
Коннект-экстенд-челендж
3-2-1
3.Что нового узнали?
2.Над чем ещё нужно поработать?
1.Вопрос, который возник у вас во время урока?
- Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)
- Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
- Каково авторское отношение автора к главному герою? (Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя). - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
VII. Домашнее задание.
читать гл.2,
инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30