«В гостях у сказок А.С.Пушкина». Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии; Развивать память, внимание, творческие способности детей; Прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге. Проектор, презентация, выставка книг с иллюстрациями, портрет А.С.Пушкина, текст сказок у каждого ученика. Ход урока. - Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза и попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. «Жили-были старик и старуха…» Любишь ты сказки? Так слушай, молчи, Добрая сказка, Тёплая, Только что из печи. А что может быть Правдивее хлеба? Отрежешь ломоть – И сразу тепло. В сказках, как в жизни, Земля и небо, Солнце и тучи, Добро и зло. Добрую сказку помню я с детства. Хочу, чтобы сказку Послушал и ты, Чтобы подкралась К самому сердцу И заронила зерно доброты. (ответы детей) - Правильно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие – путешествие в замечательную страну сказок, которую подарил нам великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. А тема нашего урока звучит так: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» (слайд 1) Слушайте меня очень внимательно, потому что в конце урока нас с вами ожидают вопросы. - А что такое сказка? (ответы детей) В разных словарях даются разные определения слова «сказка». (слайд 2) Согласно словарю Даля, сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. А вот какое определение даётся в словаре Ожегова: сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц. - На какие группы по авторской принадлежности можно поделить все сказки? (народные и литературные или авторские) - Именно об авторских сказках мы и будем сегодня говорить. - Ребята, а что вы помните из биографии А.С.Пушкина? - Молодцы! А подробнее о биографии Пушкина нам расскажет Дмитрук Анастасия. А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве в семье потомка знатного дворянского рода.(слайд 3) Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.(слайд 4) Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой. В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.(слайд 5) До семилетнего возраста Пушкин не предвещал ничего особенного: напротив, своей неповоротливостью, тучностью и робостью он приводил мать в отчаяние… Надежда Осиповна заставляла его бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая его леность и молчаливость. В кабинете отца был шкаф, набитый книгами. Пушкин вместе со своей старшей сестрой Ольгой тайком проводили бессонные ночи в кабинете отца. И не заметили, как научились хорошо читать по-русски и по-французски. Иногда по вечерам Александр приходил к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и просил: «Я иду спать, расскажи русскую сказку». Бабушка смеялась: «Хочешь русскую сказку, а просишь по-французски». Народные русские песни, сказки пела и рассказывала ему и няня - Арина Родионовна. Вместе с бабушкой и няней он впервые попал в деревню (Захарьино). Ему все здесь понравилось: просторы полей, лесов, старые клёны и липы в саду, первые дни поздней осени ясное, прозрачное утро зимы. Первые свои детские стихи, по воспоминаниям домашних, он написал на французском языке. Мария Алексеевна качала головой: «Ты же русский, москвич…» Летом 1811 года 12-летний Александр уехал из Москвы в Петербург, где выдержал все вступительные испытания и поступил в лицей. Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения в Царском Селе под Петербургом (слайд 6). В лицее Пушкин стал признанным поэтом. За создание вольнолюбивых произведений Пушкин был наказан и отправлен в ссылку. (слайд 7).Почти два года провел Пушкин в село Михайловское (Псковской области) в полном уединении со своей старой няней. Здесь написано более 90 произведений. Поэт очень любил свою няню, очень трепетно к ней относился.(слайд 8) В конце 1826 года Пушкин написал стихотворение «Няне». Каждая строка в этом стихотворении пронизана любовью и нежностью к няне. Давайте ещё раз послушаем его. (Стихотворение наизусть рассказывает ребенок) Няне. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня! Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. Александр Сергеевич оставил нам много стихотворений, поэм, повестей и изумительные сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии. - Ребята, давайте вместе вспомним знаменитые сказки Пушкина и назовём героев сказок. 1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Золотая рыбка, старуха, старик..) 2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Царевна, царица, богатыри, царевич Елисей …) 3. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Поп, Балда, бес..) 4. «Сказка о золотом петушке». (Царь Додон, шамаханская царица, золотой петушок, мудрец, звездочёт…) 5. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Царь Салтан. Князь Гвидон, царевна Лебедь, коршун, 33 богатыря, Черномор, ….) А.С.Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку – и высмеял и осудил глуповатых, злых царей, жадных попов, хитрых бояр. Сказки Пушкина издавались и переиздавались очень много раз. Но всегда сказка сопровождалась замечательными иллюстрациями. Вот на этой выставке сказки Пушкина, иллюстрировали которые такие художники, как Билибин, Бедарев, Зотов, Маркевич и многие другие. Вот так художники изображали сказочный мир Пушкина. Ну а прежде, чем отправиться в путь по сказкам, давайте немного отдохнём и проведём физминутку. . Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели Заниматься тихо сели. Ну, а сейчас отправляемся в путешествие. И первой нас встречает сказка, которую вы узнаете по рисунку.(на слайде 9 рисунки: корыто, золотая рыбка) (Сказка о рыбаке и рыбке) - Ребята, как старуха называла старика в сказке? (дурачина, простофиля) -Что предложила золотая рыбка за своё спасение? (выкуп) - Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года) - Куда послала служить мужа старуха, когда стала столбовою дворянкой? (на конюшню) -Давайте прочитаем на слайде, как заканчивается сказка: (слайд 10) Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился – Глядь: пред ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. - Чему учит нас эта сказка? (не жадничать, уважительному отношению к своим близким…) - А теперь путь лежит в гости к сказке… (На слайде 11 слова: Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?) - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» -Как звали сенную девушку? (Чернавка) -Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей) - У кого жила царевна в лесу? ( у семи богатырей) - Вспомните, к кому обращался за помощью Елисей, пока искал свою невесту? (К солнцу, месяцу, ветру.) -Давайте найдём в учебнике и прочитаем диалог Елисея с солнцем. (стр.88), с месяцем (стр.88-89) - А сейчас давайте послушаем диалог ветра с царевичем Елисеем.(слайд 12) Его нам расскажет Марков Вячеслав. (Ребёнок наизусть рассказывает стихотворение) -А какими словами заканчивается сказка? Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил. - А следующую сказку мы попробуем узнать по следующим словам: (слайд 12) базар, жадность, работа, оброк, море, верёвка. - («Сказка о попе и о работнике его Балде») - Давайте прочитаем диалог попа и Балды по ролям. - В сказке Балда оказался умнее и хитрее, чем поп. - А какими словами заканчивается сказка? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - (Слайд 13) Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана. - А это что за сказка? (Сказка о царе Салтане, ….) - Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря) - Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор). -В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля) - Как изображает Пушкин царевну Лебедь? (слайд 14) - (Слайд 16) А эта иллюстрация к какой сказке? («Сказка о золотом петушке») - Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочет) Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице) - Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке». -Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Мы попрощаемся с ними, но не навсегда, а на время, чтобы снова и снова возвращаться к этим удивительным сказкам. Восхищаться, радоваться, переживать и говорить: «Что за прелесть эти сказки!..» - Что вы запомнили из биографии А.С.Пушкина? - Чему учат сказки Пушкина? -Чем интересны вам эти сказки? -Какая сказка нравится вам больше всего, почему? Оценивание. Д/З нарисовать иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина. Урок окончен. |