Конспект урока по литературе для 6 класса
Автор: Хватова А.Ю.
ТЕМА: «Чему может научить Робинзон Крузо?».
Цель. В ходе решения практических задач закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.
Планируемые результаты:
Предметные: литература - обобщение и систематизация знаний по роману Д Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
английский язык –закрепление английской лексики по теме, составление текста
Познавательные: используя игровые моменты, реализовать интеллектуальный потенциал учащихся, продолжить развитие навыка работы с текстом.
Личностные: формировать умение анализировать ситуацию, доказывать свою точку зрения, развивать быстроту мышления и коммуникативные способности.
Коммуникативные: формировать понятие взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Ход урока
1.Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.
СЛАЙД 1
Учитель: Посмотрите на слайд. Кто живет в этой комнате?
Ученики описывают комнату, делают вывод, что это комната морского путешественника, может быть писателя. Звучит тема урока.
Английская часть. Учитель объявляет тему урока на английском языке.
Учитель: Мы завершаем работу над замечательнейшим произведением Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли Робинзона и его друга – Пятницы..
Откройте тетради и запишите тему урока на русском и английском языке.
СЛАЙД 2
2. Мотивация к учебной деятельности/
Объявление целей урока (записаны на доске).
Учитель: У нас 2 команды смелых и знающих, решившихся на столь отчаянное приключение. Ваши группы будут маленькими корабликами, путешествующими по бескрайнему морю. Ведут корабли увлечённые и эрудированные капитаны. …именно они в конце урока оценят работу членов экипажа. Я буду оценивать в целом работу команд.
А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
Представим, что мы слышим шум моря, в небе ярко светит солнце, а кругом только непроходимый лес…
СЛАЙД 3
Итак, мы оказались на острове среди океана.
3.1. Организация и самоорганизация учащихся.
Команде дается 15 сек. на размышление. Если команда не дает правильного ответа, то команда-соперник может ответить на вопрос, заработав дополнительный балл.)
- Вспомните полное название романа «Робинзон Крузо»?
( Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо - моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве, на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; С изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим)
- На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё, что с ним происходит. Скажите, какова цель ведения этого дневника?
(Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником.)
- Как Робинзон относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?
("Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.)
- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?
(Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.)
- Можете ли вы назвать главные, на ваш взгляд, качества Робинзона, которые помогли ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше?
(Энергия, настойчивость и трудолюбие, вера в свои силы.)
- Скажите, какого человека вы можете назвать Робинзоном?
(Человек, который, оказавшись в трудной жизненной ситуации, без поддержки других людей, самостоятельно преодолевает трудности, не унывает, верит.)
Итак, первый этап позади, и мы отправляемся дальше.
3.2. Английская часть – составление текста.
СЛАЙД 4,5
4.1.Анализ текста. Словарная работа.
Команды в течение минуты должны записать на листах перечень продуктов, которые Робинзон смог переправить на остров с корабля. После этого каждая команда по очереди называет по одному слову. Балл присуждается той команде, у которой названий продуктов оказалось больше. Затем в таком же порядке команды перечисляют инструменты и вещи, которые Робинзон смог переправить.
( Продукты: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков вяленой козлятины, несколько ящиков вина, до шести галлонов рисовой водки и др. Инструменты: Три мешка с гвоздями, отвертка, два десятка топоров, точило, трос, бечевки, большой кусок запасной парусины, канаты и др.)
- А теперь давайте подведем итог двух конкурсов. (Жюри объявляет баллы)
ИЛИ
Обеим командам выдается компьютерная распечатка отрывка из произведения, в этом отрывке пропущены глаголы. Задача команд – вписать правильные слова.
Текст для первой команды: «30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то, что шел дождь».
Текст для второй команды: «1 октября. Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно».
Работы сдаются жюри для оценивания.
4.2. Английская часть
Из букв, составляющих имя РОБИНЗОН КРУЗО, ДАНИЭЛЬ ДЕФО составить как можно больше английских слов
СЛАЙД 6
5. Физкультминутка.
Какая из команд быстрее двигается по следу – игра.
6. Мини – исследование.
Творческие группы получают задание.
Изобразить символически основные мысли после прочтения романа. Жизненные уроки Робинзона Крузо. Работа осуществляется на листе ватмана.
7. Интерактивный тест. СЛАЙД 7
Конкурс проходит в форме блиц-опроса. В течение минуты участнику задаются вопросы, на которые он должен дать быстрый верный ответ. Побеждает тот, у кого окажется большее количество верных ответов.
Вопросы:
1. Кто был прототипом Робинзона Крузо? (Александр Селькирк)
2. В каком городе родился Робинзон? (Йорк)
3. Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет)
4. К кому в плен попадал Робинзон? (К туркам)
5. Сколько лет Робинзон прожил в плену у турок? (Два года)
6. Где Робинзон провел первую ночь после кораблекрушения? (На дереве)
7. На чем Робинзон переправлял вещи на остров? ( На плоту)
8. Каких животных взял с корабля Робинзон? (Двух кошек и собаку)
9. Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон? (12)
10. В какой одежде ходил Робинзон? (Которую сшил из шкур убитых животных)
11. Какую вещь сделал себе Робинзон? (Зонтик)
12. Почему зонтик и одежду Робинзон шил мехом наружу? (Чтобы стекала по нему дождевая вода)
13. Сколько лодок построил Робинзон? (Две)
14. Что придумал Робинзон, чтоб не терять счет времени? (Столб, на котором делал зарубки)
15. Какую дату написал Робинзон на доске, которую прибил к столбу? (30 сентября 1659)
16. Робинзон вел дневник. Чем и на чем он писал? (Он взял с корабля чернила, перо и бумагу)
17. Какие предметы мебели Робинзон сделал прежде всего? (Стол и стул)
18. Какие животные обитали на восточной части острова? (Козы)
19. Из чего Робинзон изготовил свечи? (Из козьего жира)
20. Из каких зерен вырастил урожай Робинзон? (Ячменя и риса)
21. Когда Робинзон смог отделить себе часть зерна на еду? (На четвертый год)
22. Почему Робинзон хотел перенести свою палатку в другое место? (Он боялся землетрясения)
23. Чем лечился Робинзон, когда заболел лихорадкой? (Табаком)
24. На корабле Робинзон нашел книги. Какую книгу он читал чаще всего? (Библию)
25. В каком виде Робинзон придумал употреблять виноград? ( В виде изюма)
26. Какие погодные периоды были на острове? (Период дождей и период засухи)
27. Как часто Робинзон мог сеять зерна и собирать урожай? (Дважды в год)
28. От каких врагов Робинзон защищал урожай? (От коз, зайцев, птиц)
29. Что научился плести Робинзон? (Корзины)
30. Как звали попугая, которого приручил Робинзон? (Попка)
31. Какой посудой пользовался Робинзон? (Глиняной)
32. Какую фразу научился произносить попугай Робинзона? (Бедный, Робинзон! Где ты был?)
33. Откуда Робинзон собирался стрелять по дикарям? (С дерева)
34. Робинзон спас на острове дикаря. Как его звали? (Пятница)
35. Сколько лет прожил на острове Робинзон? (28)
36. На каком корабле спасся Робинзон? ( На пиратском)
37. Кого взял с собой Робинзон, когда покидал остров? (Пятницу и попугая)
8. Подведение итогов урока.
Отчет творческих групп. Листы вывешиваются на доску.
НУЖНО:
Любить жизнь .
Упорно преодолевать препятствия.
Не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию
Любить труд.
Человеку не так уж много и надо для счастья.
Деньги – ненужный хлам
В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.
9. Рефлексия.СЛАЙД
Итак, все испытания остались позади. Вы отлично справились с заданиями. Скажите, что вам запомнилось больше всего на нашем уроке? Какое задание вам показалось наиболее интересным? Чем оно вам понравилось? А какое задание вызвало трудности?
Вы сегодня все молодцы, ребята! Очень понравилось, как вы работали на уроке. А теперь передаем слово нашему жюри. Жюри подводит итоги, вручает дипломы.