kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие Д.Дефо "Робинзон Крузо" - гимн человеку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Роман «Робинзон Крузо» - гимн человеку.

Цель урока:   1. Познакомить учащихся  с биографией  Д.Дефо и с созданием романа

                             «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

                       2.  Способствовать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-

                            сопоставительного анализа.

                       3.  Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить

                            в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Оборудование: видеофильм, слайды, портрет, плакаты, цветные карандаши, эпиграф.

Тип урока: комбинированный.  

                                                           Ход урока

І Актуализация знаний

Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.

В центре нашего внимания сегодня – роман, которому исполнилось 292 года.

Цель нашего разговора о книге – понять: верно ли, что роман “Робинзон Крузо”, как утверждают исследователи, это гимн Человеку?

Мы будем говорить о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек?

Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?

                                                Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение

                                                     приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие

                                                     вопреки внешним грозам.

                                                                                                                           Даниэль Дефо

2. Д. Дефо  «Жизнь и творчество»

Сообщения учащихся.  Слайды.  Ихсанова  Дана.

3. Создание романа

 Давайте  послушаем  сообщение о создании романа, его жизненной основе.  Слайды.

История создания романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

За свою длинную жизнь Д. Дефо написал много книг. Но ни одна из них не имела такого успеха, как «Приключения Робинзона Крузо». К написанию романа Д. Дефо подтолкнула встреча с Александром Селкирном - штурманом судна «Пять портов». Он и рассказал Дефо свою удивительную историю. Селкирк поссорился на корабле с капитаном, и тот высадил его на необитаемый остров близ берегов Чили. Там он прожил четыре года и четыре месяца, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой. Сначала ему было тяжело, но позднее он научился понимать природу, овладел и припомнил немало ремесел. Однажды к этому острову пристав бристольский корабль «Герцог» под командованием Вудса Роджерса, который и забрал на свой борт Александра Селкирка. Все рассказы Селкирка Роджерс записал к судовом журналу. Когда эти записи были обнародованы, о Селкирке заговорили в Лондоне, как о чуде. Д. Дефо использовал рассказы о приключениях штурмана и написал свой роман о Робинзоне Крузо. Семь раз автор изменял детали жизни героя на острове. Он перенес остров из Тихого океана в Атлантический, а время действия приблизительно на пятьдесят лет отодвинул в прошлое. Писатель также увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз. И вдобавок он подарил ему встреча с верным другом и помощником - с туземцем Пятницей.

Кабдыгали теги Досхан

4. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа).

Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…



 

Кластер                                   одиночество

(тоска, грусть, слезы, страх, отчаяние,

Найдите в тексте его первые размышления о жизни на острове.

- Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/

- Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.

- А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.

- Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.

- Что прежде всего было взято с корабля?

- “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.

Найдите в тексте строки о зеленых ростках,  от радости которых у него помутился рассудок.

Найдите в тесте  строки причины его морской болезни.

                                               Просмотр видеофильма

- Докажите примерами упорство этого человека

- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?

(Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока,  посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.  А главное – он научился не жаловаться  на судьбу,  а принимать всё как должное,  жить, а не существовать, не предаваться унынию).

- Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? (Трудолюбие).

Творческое задание: Как вы представляете остров Робинзона Крузо.  Растения, животные, птицы

(время  5 минут, каждая группа рассказывает о своем острове )

- А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?

(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).

Ученики высказывают свое мнение

- Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница.

Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица

- Скажи, Пятница: твой господин - хороший человек?

- А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона.

Инсценированный рассказ Робинзона от первого лица

Идут годы, полные труда, неимоверных усилий – и Робинзон становится мудрее, многое понимает иначе.

А что именно?

Он начал верить в Бога

“Я научился больше смотреть на светлые, чем на темные стороны моего положения”

“Я был сыт, потребности мои были удовлетворены – для чего же мне было все остальное?” Т.е. человеку не так уж много и надо для счастья.

Был Робинзон Крузо счастлив на острове.

Просмотр видеофильма

- Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?

- Современна ли эта книга?

Творческое задание:  Представьте себе, что вы Робинзон Крузо. Напишите совет людям оказавшимся в такой ситуации. Приклейте на ваш плакат.

- Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.

Домашнее задание: Написать  эссе “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо”

Заключительное слово учителя.

В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились,  очень много  положительных  качеств.  Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

Подведем итог работе -  тестирование.

Тест к роману Дефо «Робинзон Крузо»

1.Где первый раз на острове переночевал Робинзон Крузо?

а) на берегу;

б) на дереве;

в) в шалаше.

2.В каком городе родился Робинзон?

а) Лондон;

б) Нью-Йорк;

в) Йорк.

3.В каком году в первый раз был напечатан роман?

а) 1719 год;

б) 1619 год;

в) 1819 год.

4.Как звали друга Робинзона?

а) Понедельник;

б) Среда;

в) Пятница.

5.Сколько лет находился на острове Робинзон?

а) 28;

б) 29;

в) 30.

6.Восточная часть острова кишмя кишела, какими животными?

а) козами;

б) коровами;

в) овцами.

7.Какие злаки сеял Робинзон?

а) просо и рожь;

б) пшеницу и ячмень;

в) рожь и ячмень.

8.Какую лодку сделал Робинзон?

а) каноэ;

б) фрегат;

в) пирогу.

9.Какой предмет Робинзон ценил меньше всего?

а) деньги;

б) библию;

в) инструменты.

10.Откуда Робинзон хотел стрелять по дикарям?

а) из дупла;

б) из кустов;

в) с дерева.

11.Какие чувства испытывал Робинзон к дикарям?

а) презрение;

б) благодарность;

в) уважение.

12.Как относится автор к своему герою:

а) восторгается и любуется им;

б) насмехается и издевается над ним вместе с читателем;

в) сожалеет о неудавшейся судьбе человека, утратившего свободу.

13.Ваше отношение к этому персонажу:

а) он вызывает смех;

б) восторг;

в) сожаление;

г) другое чувство (какое?)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Д.Дефо "Робинзон Крузо" - гимн человеку.»

Тема: Роман «Робинзон Крузо» - гимн человеку.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с биографией Д.Дефо и с созданием романа

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

2. Способствовать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-

сопоставительного анализа.

3. Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить

в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Оборудование: видеофильм, слайды, портрет, плакаты, цветные карандаши, эпиграф.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


І Актуализация знаний

Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.

В центре нашего внимания сегодня – роман, которому исполнилось 292 года.

Цель нашего разговора о книге – понять: верно ли, что роман “Робинзон Крузо”, как утверждают исследователи, это гимн Человеку?

Мы будем говорить о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек?

Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?


Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение

приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие

вопреки внешним грозам.

Даниэль Дефо


2. Д. Дефо «Жизнь и творчество»

Сообщения учащихся. Слайды . Ихсанова Дана.

3. Создание романа

Давайте послушаем сообщение о создании романа, его жизненной основе. Слайды.

История создания романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

За свою длинную жизнь Д. Дефо написал много книг. Но ни одна из них не имела такого успеха, как «Приключения Робинзона Крузо». К написанию романа Д. Дефо подтолкнула встреча с Александром Селкирном - штурманом судна «Пять портов». Он и рассказал Дефо свою удивительную историю. Селкирк поссорился на корабле с капитаном, и тот высадил его на необитаемый остров близ берегов Чили. Там он прожил четыре года и четыре месяца, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой. Сначала ему было тяжело, но позднее он научился понимать природу, овладел и припомнил немало ремесел. Однажды к этому острову пристав бристольский корабль «Герцог» под командованием Вудса Роджерса, который и забрал на свой борт Александра Селкирка. Все рассказы Селкирка Роджерс записал к судовом журналу. Когда эти записи были обнародованы, о Селкирке заговорили в Лондоне, как о чуде. Д. Дефо использовал рассказы о приключениях штурмана и написал свой роман о Робинзоне Крузо. Семь раз автор изменял детали жизни героя на острове. Он перенес остров из Тихого океана в Атлантический, а время действия приблизительно на пятьдесят лет отодвинул в прошлое. Писатель также увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз. И вдобавок он подарил ему встреча с верным другом и помощником - с туземцем Пятницей.

Кабдыгали теги Досхан



4. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа).

Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…



Кластер одиночество




(тоска, грусть, слезы, страх, отчаяние,

Найдите в тексте его первые размышления о жизни на острове.

- Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/

- Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.

- А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.

- Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.

- Что прежде всего было взято с корабля?


- “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.

Найдите в тексте строки о зеленых ростках, от радости которых у него помутился рассудок.

Найдите в тесте строки причины его морской болезни.


Просмотр видеофильма


- Докажите примерами упорство этого человека

- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?

(Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.. А главное – он научился не жаловаться на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию).


- Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? (Трудолюбие).



Творческое задание: Как вы представляете остров Робинзона Крузо. Растения, животные, птицы

(время 5 минут, каждая группа рассказывает о своем острове )


- А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?

(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).


Ученики высказывают свое мнение

- Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница.

Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица


- Скажи, Пятница: твой господин - хороший человек?

- А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона.


Инсценированный рассказ Робинзона от первого лица

Идут годы, полные труда, неимоверных усилий – и Робинзон становится мудрее, многое понимает иначе.

А что именно?

Он начал верить в Бога

“Я научился больше смотреть на светлые, чем на темные стороны моего положения”

“Я был сыт, потребности мои были удовлетворены – для чего же мне было все остальное?” Т.е. человеку не так уж много и надо для счастья.

Был Робинзон Крузо счастлив на острове.

Просмотр видеофильма


- Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?

- Современна ли эта книга?

Творческое задание: Представьте себе, что вы Робинзон Крузо. Напишите совет людям оказавшимся в такой ситуации. Приклейте на ваш плакат.


- Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.

Домашнее задание: Написать эссе “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо”

Заключительное слово учителя.

В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, очень много положительных качеств. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.


Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

Подведем итог работе - тестирование.


Тест к роману Дефо «Робинзон Крузо»

1.Где первый раз на острове переночевал Робинзон Крузо?

а) на берегу;

б) на дереве;

в) в шалаше.

2.В каком городе родился Робинзон?

а) Лондон;

б) Нью-Йорк;

в) Йорк.

3.В каком году в первый раз был напечатан роман?

а) 1719 год;

б) 1619 год;

в) 1819 год.

4.Как звали друга Робинзона?

а) Понедельник;

б) Среда;

в) Пятница.

5.Сколько лет находился на острове Робинзон?

а) 28;

б) 29;

в) 30.

6.Восточная часть острова кишмя кишела, какими животными?

а) козами;

б) коровами;

в) овцами.

7.Какие злаки сеял Робинзон?

а) просо и рожь;

б) пшеницу и ячмень;

в) рожь и ячмень.

8.Какую лодку сделал Робинзон?

а) каноэ;

б) фрегат;

в) пирогу.

9.Какой предмет Робинзон ценил меньше всего?

а) деньги;

б) библию;

в) инструменты.

10.Откуда Робинзон хотел стрелять по дикарям?

а) из дупла;

б) из кустов;

в) с дерева.

11.Какие чувства испытывал Робинзон к дикарям?

а) презрение;

б) благодарность;

в) уважение.

12.Как относится автор к своему герою:

а) восторгается и любуется им;

б) насмехается и издевается над ним вместе с читателем;

в) сожалеет о неудавшейся судьбе человека, утратившего свободу.

13.Ваше отношение к этому персонажу:

а) он вызывает смех;

б) восторг;

в) сожаление;

г) другое чувство (какое?)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие Д.Дефо "Робинзон Крузо" - гимн человеку.

Автор: Онайбекова Гульмира Рысбаевна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства