kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Четыре встречи» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы  в 9 классе.

        Тема урока. Четыре встречи (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Четыре встречи» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»









Разработка урока литературы

на тему: «Четыре встречи» по роману

А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»,

проведённого в 9 «Б» классе

в рамках месячника

русского языка

и литературы

Провела: Турдиева Г. И.












2016-2017 учебный год



Урок литературы в 9 классе.

Тема урока. Четыре встречи (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цель урока:

проследить за возникновением любви Татьяны и Онегина, изменением чувств героев;

учить ребят давать собственные оценки поступкам героев;

проинсценировать главные сцены романа.

Оборудование.Портрет А.С.Пушкина (худ. Кипренский), ноутбук, слайды, раздаточный материал, видеоролики


Озвучивание (инсценирование) эпизодов:

Письмо Татьяны (3 глава)

Исповедь Онегина в саду (4 глава)

Письмо Онегина (8 глава)

Последнее свидание (8 глава).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

(Видеоролик «Вальс дождя »)

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души ... Ведь она о любви, о красоте…

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь.


В чем заключается истинная красота человека? (внутренний мир человека)

Итак, что же такое счастье?

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству.

А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа А.С.Пушкина? (Нет)

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми???

Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои Евгений Онегин и Татьяна.

Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.

Прежде чем приступить к главной работе, давайте послушаем выступления групп, которые подготовили:

  1. Образ Татьяны (краткая характеристика)

2. Черты сходства в характерах Татьяны и Онегина»:

  1. Образ Онегина (краткая характеристика)

4. Черты различия в характерах Татьяны и Онегина»:


1 группа. Татьяна Ларина – главная героиня романа.

Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными корнями, с миром провинциальной русской жизни.

В первой части романа Т. предстает уездной 17-летней барышней. С детства она тиха, задумчива, дика. Ее внутренний мир сформирован, с одной стороны, укладом русской помещичьей жизни, с другой стороны, миром сентиментальных романов, которые она так любила. В миг, когда пред ней предстает Онегин, Т. ждет возвышенной любви и готова влюбиться «в кого-нибудь», лишь бы он походил на романтического героя. Т. пишет о своей любви к О. в письме, нарушая все нормы поведения ее времени. Но Онегин отказывает девушке, а позже совсем уезжает из деревни. Оставшись одна, Т. посещает деревенский кабинет О., пытаясь понять его внутренний мир. Зимою Т. везут в Москву на «ярмарку невест», где на нее обращает внимание «какой-то важный генерал». В конце романа мы видим совсем другую Т. – светскую красавицу-даму, молодую княгиню. Несмотря на внешние изменения, героиня сумела сохранить все лучшие внутренние качества: душевную тонкость, глубину, благородство и т. д. О. влюбляется в Т., но та не отвечает на его письмо и при встрече «делает отповедь» герою: «Тогда …Я вам не нравилась…Что ж ныне Меня преследуете вы?» В ее монологе чувствуется тайная любовь к Онегину, но в то же время достоинство и смирение пред жизненным долгом («Но я другому отдана И буду век ему верна»).

Вопросы: Итак:

1. Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной?

( Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца).

2. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт?

(Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, отстранённостью от суеты жизни, поэтичностью, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)

3.Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно?

( Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых, Скотининых).

4.С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

( Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли).


Работа у доски

2 группа. Черты сходства в характерах Татьяны и Онегина»:

У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где "воспитаньем немудрено блеснуть", наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, "читал Адама Смита", хорошо разбирался в театральном искусстве.

Татьяне с детства книги "заменяли все". За чтением романов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника.

И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина — заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей "какой-то пошлый мадригал", с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин.

Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделенная "своенравной головой", Татьяна резко высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях.

На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает "признаньем также без искусства".

Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одинокими в той среде, к которой они принадлежали по рождению?

Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе "казался чужим". Татьяна даже в родной семье "казалась девочкой чужой".


Вывод: Составление кластера

3 группа. Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.

О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»).

Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.

Вопросы:


5. Почему Онегин покидает деревню?

( Он потрясён смертью Ленского, казнит себя, ведь это он ради мнения «глупцов готов убить на поединке друга» Онегин бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской).


6.Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги?

( Поняла, что Онегин не таков, какого она вообразила раньше. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре человек. Таков Онегин, каким она узнала его здесь, ей не нравится, но разлюбить его она не в силах и ещё она понимает, что Онегин сам себя ненавидит за многое).


Работа у доски

4 группа. Черты различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость Татьяны.

Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности.

С юных лет "наука страсти нежной" заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, часто меняя привязанности. В минуту откровения он признается Татьяне, что "семейная картина" его не пленяет, что он не способен никого долго любить.

В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состраданию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя продолжает его по-прежнему любить.

Однако основным различием между героями является полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к "низкой" природе и народу.

Главное, что различает их, - это наличие жизненного опыта (большей частью печального) у Онегина и отсутствие его у Татьяны. Отсюда - простота, доверчивость и искренность героини и осторожность и рассудительность ее возлюбленного.

Татьяна руководствуется в своих поступках только чувствами, а Евгений - доводами разума. Героиня оказалась смелее и решительнее своего избранника. Вопреки традициям и мнению света она первая пишет Онегину и объясняется в любви. Онегин же настолько дорожит общественным мнением, что убивает на дуэли друга.

Встреча героев влияет на дальнейшее развитие их характеров. Они как будто поделились друг с другом тем, что имели в душе. Татьяна пробудила в Онегине чувства, способность любить и совершать "неблагоразумные" поступки. Сама же, по совету Онегина, научилась властвовать собой. Да так, что Онегин едва узнал ее:

Вывод: Концептуальная таблица

II. Беседа, инсценирование эпизодов.


Учитель: И вот она одна.

Всё тихо. Светит ей луна.

Облокотясь, Татьяна пишет.

Видеоролик «Письмо Татьяны». 1 группа


7.Почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку?

( Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке).


Отправив письмо Онегину, Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого. В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца.

но только повернула

В аллею, - прямо перед ней,

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени.


2 группа Инсценировка «Исповедь Онегина».

Минуты две они молчали,

Но к ней Онегин подошел

И молвил: «Вы ко мне писали,

Не отпирайтесь. Я прочел

Души доверчивой признанья,

Любви невинной излиянья;

Мне ваша искренность мила;

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства;

Но вас хвалить я не хочу;

Я за нее вам отплачу

Признаньем также без искусства;

Примите исповедь мою:

Себя на суд вам отдаю.


Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единой, —

То, верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.


Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.


Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;


Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.


Полюбите вы снова: но…

Учитесь властвовать собою:

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет»


8.Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны?

( Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу. Он не понял Татьяны, он считает, что встретил её слишком поздно. Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую судьбу Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни).


9. Что изменилось в судьбе Татьяны? ( Выходит замуж).

Почему? Ведь она по-прежнему любит Онегина?

(мечты о счастье разбиты, ей были «все жребии равны», «Меня слезами заклинаний молила мать»).


10.Изменился ли Онегин после странствий?

( Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь, и он вовсе не умеет её таить, к него «слова нейдут» в присутствии Татьяны. Он сохнет и «едва ль уж не чахоткою страдает».

11.

3 группа Инсценировка «Письмо Онегина»


12.Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

( Зрелому человеку труднее любить. Страшно купить своё счастье ценою несчастья другого. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

4 группа Инсценировка «Последняя встреча»

13. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему любит его?

( Их разлучает то, что называется долгом.)


14. Как заканчивается встреча героев?

( Трагически- полным разрывом, «она ушла»- ушла навсегда, не может человек строить своё счастье на несчастье другого- это закон жизни).


Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы


-Учитель: Пушкин проводит своих героев через испытание любовью.

Онегин не выдержал этого испытания. Перед нами раскрылась большая человеческая драма.

Вывод:

Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.


Вот так заканчивается роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но это только произведение, я вам искренне желаю стать счастливыми и когда речь пойдет о вашем счастье, пусть рядом с этим словом никогда не окажется слово «возможно». Будьте всегда в окружении красоты и прекрасной любви…

Оценивание учащихся.

Подведение итого урока.

Домашнее задание:

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Четыре встречи» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор: Турдиева Гулнора Икрамовна

Дата: 16.11.2018

Номер свидетельства: 485971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Четыре времени года в романе А. С. Пушкина " Евгений Онегин" "
    ["seo_title"] => string(68) "chietyrie-vriemieni-ghoda-v-romanie-a-s-pushkina-ievghienii-onieghin"
    ["file_id"] => string(6) "132785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416408589"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект внеклассного мероприятия по литературе по теме "Повести Белкина" А.С. Пушкина" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-litieraturie-po-tiemie-poviesti-bielkina-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "139529"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417727845"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства