kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чехов. Культура. Нравственность. Духовность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает возможность раскрыть смысл понятий «культура», нравственность», «духовность» на примере жизни и творчества великого  русского писателя - А.П.Чехова; проследить хронотоп его творческого наследия, отражение в его произведениях таких тем  как любовь, человеческое счастье, смысл жизни, чинопочитание, пошлость общества; изучить афоризмы, письма А.П.Чехова для определения основных качеств его личности,  нравственных проблем в его произведениях, воспитывать нравственные, культурные качества учащихся на примере «Кодекса чести» А.П.Чехова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Чехов. Культура. Нравственность. Духовность"»

Тема: « А.П. Чехов. Культура. Нравственность. Духовность.»

Цель:

* раскрыть смысл понятий «культура», нравственность», «духовность», на примере жизни и творчества великого русского писателя - А.П.Чехова;

* проследить хронотоп творческого наследия писателя и отражение в его произведениях таких тем, как любовь, человеческое счастье, смысл жизни, чинопочитание, пошлость общества;

* составить словесный портрет А.П.Чехова, открыв новые, непонятные, еще неизведанные стороны его прекрасного, загадочного мира;

* изучить афоризмы, письма А.П.Чехова для определения основных качеств его личности; нравственных проблем в его произведениях;

* формировать навыки работы с литературными источниками, словарными статьями;

* воспитывать нравственные, культурные качества личности на примере «Кодекса чести» А.П.Чехова;

* обогащать словарный запас , способствовать развитию культуры речи

Тип: образовательная лекция

Оборудование: презентация, выставка книг, коллажи, портрет писателя, маршрутные листы по теме

ХОД ЛЕКЦИИ

1.Оргмомент

А) Вступительное слово учителя.

Учитель:-Здравствуйте, ребята. Сегодня наша образовательная лекция посвящена великому русскому писателю, известному во всем мире прозаику, выдающемуся драматургу, сотрудничавшему с Московским художественным театром, врачу, человеку, очень любившему путешествовать, меценату, замечательному другу и, конечно же, Человеку с большой буквы.

Учитель:--Скажите, о ком будет идти сегодня речь?

(ответы детей)

2. Сообщение темы лекции и целей.

Открывается слайд №1, на котором написана тема урока, эпиграф

Учитель:-Совершенно верно. И тема нашей лекции: «А.П.Чехов. Культура. Нравственность. Духовность». А эпиграфом будет его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

-Как вы думаете, какие задачи будут стоять сегодня перед нами?

(ответы детей)

Учитель:-Этот год был годом Русской культуры в Донбассе. В теме вы видите слова: культура, нравственность, духовность. Дайте им определение. Воспользуйтесь словарем Ожегова.

(работа со словарными статьями, ответы детей)

КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. Культура древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.).

Нравственность. нра́вственность, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Нравственный кодекс человека.

Духовность - Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Учитель:--Эти три понятия - неотъемлемая часть личности великого русского писателя.-А.П.Чехова. И сегодня мы будем говорить об этом.

3. Лекция учителя Слайд 2.

На фоне классической музыки учитель читает стихотворение о Чехове

Учитель

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Как мне ни странно и как ни печально, увы,

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.


Грустная старая лампа в окне мезонина,

Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Белые бабочки вьются над желтым огнем,

Дом заколочен, и все позабыли о нем.


Пахнет грозою, в погоде видна перемена.

Это ружье еще выстрелит –  о, непременно!

Съедутся гости – покинутый дом оживет.

Маятник медный качнется, струна запоет…


Дышит в саду запустелом прохлада,

Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Сад тот Россией был Чеховым назван

И сохранить его каждый обязан!


Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Как мне ни странно и как ни печально, увы,

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Музыка постепенно замолкает

Б) Составление Литературного и словесного портрета

Учитель:-Недолгую, но очень яркую жизнь прожил А.П.Чехов. В Литературных мемуарах мы читаем:


*Молодой человек выше среднего роста, стройный, с продолговатым, правильным и чистым лицом, обрамленным темно-русой бородой. Его глаза светились умом и приветливостью. Общее впечатление от его наружности было в высшей степени приятное

*Чехов был одним из самых душевных людей, которых я знал когда-либо. Я не скажу ничего нового, отметив, что в Чехове были видны большой ум и большая духовная сила, но, кроме того, в его внешности, в манере держать себя сквозило какое-то врождённое благородство. И мне казалось, что от Чехова не может укрыться ни малейшая фальшь и ему невозможно солгать


*Когда Чехов рассказывал, глаза искрились смехом, улыбка была на губах, глаза его становились полукруглыми и лучистыми, с добрыми морщинками у наружных углов, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детскойнепосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться




На примере личности А.П. Чехова можно убедиться, что независимо от условий жизни каждый человек может самореализоваться, состояться как личность: культурная, глубоко нравственная, духовно богатая. Надо только приложить усилия, вырваться из пут пошлости и увидеть красоту окружающего мира, созданного по законам гармонии, полюбить его, а значит, и себя, и окружающих. Мы с вами уже говорили о мире вещей в творчестве различных писателей.


Учитель:-Давайте вспомним, какие из них лучше всего раскрывают нам образ этого человека.

(ответы детей)

Учитель:-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как характеризуют А.П.Чехова названные вами предметы?

Слайд 3. Антон Чехов. Особые приметы. Учитель дает пояснение предметам .



В жизни он был именно тем, кем был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости, нежности, при редкой правдивости.

Учитель:-Давайте вспомним афоризмы А.П.Чехова. Предлагаю вам продолжить высказывание.

Слайд 4

1.Сострадать всему, чего не увидишь…(простым глазом)

2.Быть чистосердечным и бояться лжикак…(огня)

3.Уважать в себе талант, гордиться им,если…(он есть)

4.Воспитывать в себе…(эстетику)

5.Усилием воли воспитывать в себе…(благородство)

6.Какое это огромное счастье-любить и…(быть любимым)

7.Краткость -…(сестра таланта)

8.Кто испытал наслаждение творчеством, для того все другие наслаждения уже…(не существуют)

9.наука-самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит …(природу и себя)

Учитель:-Скажите, кто из вас не знает героев малых прозаических произведений А.П.Чехова, таких как Толстый и Тонкий, Ионыч, Душечка, Анюта, Ванька Жуков, Дама с собачкой?

Герои этих рассказов - не исключительные люди, окруженные "мелкими" бытовыми заботами. Они рассуждают о жизни, о природе русского человека. Чехов писал в своих дневниках, что

*"Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие"

*"Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она всё равно, что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский человек не верит в бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое".

Учитель:- Вклад Антона Павловича в судьбу человечества — это не только неоценимое культурное наследие и огромное число спасенных жизней. «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно», — говорил Чехов.

Г) Проблемный вопрос

Учитель:-Давайте подумаем, какие нравственные проблемы поднимал А.П.Чехов в своих произведениях?

(ответы детей,таблица)


п\п

Название произведения

Нравственные проблемы

1.

Рассказ «Мальчики»

Душевные терзания, осознание греха

2.

Рассказ «Скрипка Родшильда»

Отсутствие добрых отношений в семье, сострадания

3.

Рассказ «Дама с собачкой»

Любовь, красота-зерно жизни

4.

Рассказ «Ионыч»

Губительное влияние обывательской среды, жажда накопительства

5

Рассказ «Толстый и Тонкий»

Сословное неравенство, унижение человека

6

Рассказ «Хамелеон»

Лицемерие, подхалимство

7.

Рассказ

«Палата №6»

Равнодушие, апатия, болезнь души

8

Рассказ «Тоска»

вопрос о важности взаимопонимания, поддержки и сопереживания в жизни, связанных с потерей ребенка

9.

Рассказ «Человек в футляре»

Омертвление человеческой души - приспособленчество.

10

Рассказ «Попрыгунья»

не следует искать героя необыкновенного, нужно видеть красоту в простом, обыкновенном человеке. 

11

Рассказ «Ванька»

судьба сироты, мещанство, деспотизм


Человек не рождается личностью. Станет он ею или нет – всё зависит от воспитания.

Согласны со мной?

Даже Лев Николаевич Толстой говорил: «Жизнь без нравственного усилия есть сон» Споры о нравственности ведутся очень давно. Что такое добро и зло, почему человек совершает нравственные или безнравственные поступки. В чём счастье человека, где истина? – таковы основные положения вечных споров ученых, философов и просто думающих людей всех времен и народов.

В наше время, как и всегда, перед молодежью стоит цель: выбрать себе идеал, воплощающий благородство жизненных целей, идейную убежденность.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – эти слова А.П. Чехова были и остаются девизом каждого интеллигентного человека. Они призывают к физической и нравственной чистоте, к высокой культуре. Во все времена в России нравственному развитию способствовала художественная литература, искусство. Велико значение творческого наследия А.П. Чехова. В некоторых своих художественных произведениях и в эпистолярном наследии он дал образцы чистых и высоких отношений между людьми. Всей своей жизнью А.П. Чехов дал нам пример того, как должен вести себя настоящий мужчина по отношению к женщине, будь она красавицей или дурнушкой, образованной или малограмотной или вовсе безграмотной крестьянкой, любимой женщиной или назойливой искательницей его внимания. Он никогда не позволял себе оскорбительных выпадов, грубости по отношению к кому бы то ни было, являл собой образец воспитанности, галантности, терпения, уважения к человеческой личности.

Учитель:-История 1. Слайд №5 Рассказ «Крыжовник»



Учитель : - Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает простую, казалось бы, историю о своем родном брате -Николае Ивановиче.

Николай Иванович имел в жизни мечту – он хотел купить домик в деревне с небольшим участком земли, стать помещиком и зажить в свое удовольствие:

«… будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».

Но была в мечтах героя одна маленькая деталь – он грезил о крыжовнике с собственного участка. Эта ягода стала для него символом его тихого уединенного счастья, его жизненной цели, смысла жизни. Но совсем иначе думает об этом писатель. Мы читаем:

«И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но … уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень…»

Автор с иронией пишет: «И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно».

Сначала Николай Иванович Чимша-Гималайский сиднем сидел в своей канцелярии, закрывшись от всего мечтой об усадьбе. Все остальное его не интересовало.

Даже женился герой только к сорока годам лишь ради денег на женщине, которая имела такие вожделенные «три акра земли», морил ее голодом, чтобы купить усадьбу

В итоге герой достиг своей цели, но в чем ценность его жизни? «Есть ли вообще смысл в таком мелком, ничтожном существовании?» - спрашивает автор. Конфликт рассказа «Крыжовник» можно обозначить как контраст между возможностями русского интеллигента и его реальной жизнью, между потенциалом человека и его реальным земным прозябанием, между настоящей жизнью и выдуманным, футлярным существованием.

Учитель :Выберите черты, которые характеризуют главного героя этого рассказа. Слайд 6.

Эгоизм – альтруизм

Равнодушие – жизнерадостность

Деградация личности – самосовершенствование

Прозябание - интерес к жизни

Футлярное существование - счастливая семейная жизнь

Индивидуализм - коллективизм


Учитель: История вторая. Рассказ «Анна на шее» Слайд №7




Учитель: -Какое интересное название! Это может быть орден, который носят на шее, и имя женщины, висящей на шее у мужа. Давайте разберемся.

В рассказе Чехов затрагивает самые животрепещущие темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина.

Основная проблема произведения: социальное неравенство и его влияние на жизнь, мировоззрение и личность человека.

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное. Анна обрела ощущение счастья, богатство и положение в обществе, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи. Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (которую называли Анной и носили только, вешая на шею) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до первого выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.


Учитель: История третья. Слайд 8 Рассказ «Хамелеон»


Городовой Очумелов, ювелир Хрюкин и толпа, которая то смеётся, то требует суда над собакой –вот герои этой миниатюры.

.Автор использовал «говорящие фамилии» - художественную деталь, которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей, но не даёт описание их внешности

С первых строк произведения мы наблюдаем интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ просит стража правопорядка разобраться в случившемся. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто ее хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».

В этой ситуации становится понятной позиция каждого из героев: если бы Хрюкин был трезв и не тыкал в морду щенка, то не пришлось бы требовать компенсацию за моральный и физический ущерб; а надзиратель Очумелов не менял бы свои решения в зависимости от обстоятельств: то пытается найти хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить, то сомневается в правильности своих намерений. Для него неважно, кто прав, а кто виноват .Его волнует лишь то , как не ухудшить отношения с генералом. У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.

После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду.

Таким образом, за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.

Они безропотно внемлют Очумелову и этим одобряют его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств. 


Учитель: История четвертая. Слайд 9. Рассказ «Душечка»


В литературе вы не много найдете произведений, которые написаны были бы в такой короткий срок-всего за 10 дней. Этот рассказ небольшой по объему, в нем одна сюжетная линия- судьба одной героини. Рассказ написан в традициях критического реализма, основные принципы которого — историзм и правдивое изображение действительности.

Название рассказа «Душечка» имеет глубокий смысл. Ольгу Семёновну все называют «душечкой». Это слово образовано от слова «душа» посредством уменьшительно-ласкательного суффикса. В речи самой Ольги Семёновны очень много уменьшительно-ласкательных слов, что выдаёт её восприятие жизни, мира, а точнее — мирка. Её, взрослую женщину, называют Оленькой, как маленькую добрую девочку. «Душечка» произведение о женской душе, сведённой к уровню «душечки» — натуры ограниченной, не самостоятельной ,но милой, доброй и любящей.

Чехов поднял в нем тему неопределившейся женской души. Идея — реализация прекрасных душевных качеств ограниченной мещанки в материнстве. Проблематика рассказа — неспособность человека мыслить самостоятельно и жить своей жизнью. Чехова волновал вопрос, как вывести человека из обезличенного состояния. У его героини горячее любящее сердце и почти девственный разум, чистая, привязчивая душа и отсутствие духовности.

Учитель:-Как вы думаете, что важнее?

(ответы учащихся)

Учитель: Я с вами согласна.

Учитель Сам писатель построил сюжет произведения на череде привязанностей и потерь Оленьки Племянниковой. Первый муж — комическая фигура, антрепренёр Кукин, которого она любит до самозабвения. Ольга Семёновна живет его театральными интересами. После его кончины она искренне скорбит.
Второй муж — Пустовалов, солидный мужчина, управляющий лесным складом. Оленька всецело поглощена им, живёт опять же интересами мужа, про театр и не вспоминает. Счастье было недолгим — Пустовалов умирает от внезапной болезни. Ольга Семёновна была безутешна в продолжение полугода.

Утешилась она полковым ветеринаром Смирниным, разошедшимся с женой. Теперь интересуют проблемы ветеринарии, заботы о животных. Но опять счастье было недолгим. Ветеринар далеко и навсегда уехал со своим полком. Жизнь Оленьки стала пуста и бессмысленна, она только вспоминала прошлое со слезами.

Через несколько лет ветеринар Смирнин вернулся, но уже помирившийся с женой. Приехали они устраивать в гимназию девятилетнего сына Сашу. Душа Оленьки встрепенулась, она без раздумий уступила приехавшей семье свой дом, а сама переселилась во флигель. Ольга Семёновна вдруг полюбила материнской любовью мальчика Сашу, заброшенного родителями, стала его опекать и заботиться о нём. И эта привязанность была несравненно сильнее всех предшествующих её «любовей». У Оленьки был единственный страх, что мать Саши, уехавшая в Харьков, отнимет у неё мальчика.

Душечка — образ сложный. Она трогательная, милая и одновременно недалёкая мещаночка, не способная самостоятельно мыслить. Чехов часто снижает художественными приёмами образ героини, иронизируя по поводу её чувств. Ольга растворяется в своих мужчинах, при этом её индивидуальности наносится урон.

Вместе с тем совершенное бескорыстие Оленьки не может не вызывать сочувствия.

Её можно назвать воплощением женственности, поскольку есть большая потребность любить и заботиться.

4. ВЫВОД


Учитель: Мы с вами рассмотрели произведения с разными нравственными проблемами:

-настоящая жизнь и выдуманное, футлярное существование;

- богатство и бедность, нравственность и духовное падение;

- чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество,

- женственность, потребность любить и заботиться

Эти проблемы тесно связаны с Кодекс воспитанных людей , составленным А.П.Чеховым.

(звучит музыка)

Учитель: «Воспитанные люди, по его мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Пётр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюёт на водку.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в других сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salone, известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастаются тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища…, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…Они не трескают походя водку, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае…Ибо им нужна menssana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле).


5.Составление КЛАСТЕРА слайд 10


А.П. Чехов – патриот, любивший родной край и страстно желавший быть ему полезным;

• меценат, строивший школы и библиотеки; больницы

• образованный человек, всю жизнь занимавшийся самообразованием;

• человек, тонко чувствовавший и понимавший природу, давший образец истинной этики человека в его общении с братьями нашими меньшими;

• человек, ненавидевший деспотизм и ложь во всех их проявлениях, уважавший в человеке человека и превыше всего ценивший человеческое достоинство;

• человек, который всю жизнь занимался самовоспитанием и разработал свой «кодекс нравственности»; это талантливый человек, умевший ценить талант в других;

• человек, которого по праву можно назвать образцом воспитанности и интеллигентности, образцом нравственности, высокой духовности, примером отношения к родителям, семье, женщине;

• человек, занимавшийся трудом, в котором видел нравственную основу жизни.

6.Итог

Учитель: Слайд 11. «Главное в человеке – это… то, что им управляет, сердце, добрые чувства» (Ф.М.Достоевский)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Чехов. Культура. Нравственность. Духовность"

Автор: ИННА ЕВГЕНЬЕВНА ГРИНЬКО

Дата: 11.10.2021

Номер свидетельства: 588349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок по русской литературе. Тема: "А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-a-p-chiekhov-p-iesa-vishnievyi-sad"
    ["file_id"] => string(6) "303666"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457586470"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Пресс-конференция "Культура России" "
    ["seo_title"] => string(38) "priess-konfierientsiia-kul-tura-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "152911"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420917354"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "«Через века несущие свет»: Познавательный час, посвященный празднованию  Дня славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(127) "chieriez-vieka-niesushchiie-sviet-poznavatiel-nyi-chas-posviashchiennyi-prazdnovaniiu-dnia-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "219848"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434386483"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока и презентация по теме А. П. Чехов "Ионыч" "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-a-p-chiekhov-ionych"
    ["file_id"] => string(6) "118297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413101616"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа «Хамелеон»"
    ["seo_title"] => string(70) "a_p_chekhov_kratkii_rasskaz_o_pisatele_problematika_rasskaza_khameleon"
    ["file_id"] => string(6) "599450"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643819346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства