kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа «Хамелеон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем.

Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; развивать умение строить суждение, используя конкретный материал; давать устные ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать творческое мышление, речь.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых, духовно-нравственных аспектов её распространения; воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа «Хамелеон»»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА литературы в 7 классе

ТЕМА: А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа «Хамелеон»

Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ, комбинированный.

Цели:

Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем.

Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; развивать умение строить суждение, используя конкретный материал; давать устные ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать творческое мышление, речь.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых, духовно-нравственных аспектов её распространения; воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Предметные:  совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.

Метапредметные: развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);Умение грамотно и связно излагать свои мысли; Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

Личностные: формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор.

Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тестовые задания, карточки-задания для индивидуальной работ.



Структура урока и хронология каждого этапа.


Название этапа и его дидактическая задача.

Содержание этапа

1.Организация начала урока, мотивация учебной деятельности- 1 мин.

Подготовить учащихся к начальной работе на уроке.


Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования.

2. Актуализация знаний – 5мин.

Беседа- опрос с целью подвести к теме урока

Повторение изученного об А. П. Чехове Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

4. Изучение новых знаний – 8-9мин. обеспечить их связь с изученным ранее.

Словарная работа

Работа в группах.

Содержание этапа – исследовательская работа.

5.Первичная проверка усвоения новых знаний – 4 мин.

3.Постановка учебной задачи– 4 мин.


6. Литературная физминутка- 1мин


7.Закрепление знаний – 15-16мин.

На основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.


Выполнение упражнений по применению знаний:

а) на уровне воспроизведения;

б) по образцу:

- в знакомой ситуации;

- в видоизмененной ситуации;

- в новой ситуации.


  1. Диагностика уровня усвоения знаний -4мин.


Выполнение тестового задания

  1. Информация о домашнем задании-2мин.

Продолжить работу учащихся по самообразованию.


Сообщение о домашнем задании, предупреждение затруднений.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

-2-3 мин.

Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся.

Беседа, выступления учащихся; выставление оценок, стимулирование учащихся; самоанализ.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент.

-Добрый день.

Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.Актуализация знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока.


- В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
(А.П.Чехов
)

-Кому они принадлежат?

-1 слайд презентации.

- Кто придумал себе следующие псевдонимы и печатал свои произведения, подписываясь так?

Анче; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; Рувер; Рувер и Ревур; Улисс; Человек без селезёнки.

-Проверьте себя ! 2 слайд презентации!!!

-Посмотрим на 3 слайд!!!

-какое отношение имеет животное к нашему уроку?


-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?

-Просмотрите буктрейлер !!!-1 мин!!!!

 

Определяется тема и цели урока вместе с учениками.

-Посмотрите на 4слайд !!

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

3.Постановка учебной задачи.

Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации.

-Дома вы должны были прочесть рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»!!!

-Какую проблему мы должны поставить на уроке и решить???


Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

4.Решение учебной задачи.

1..Биография А.П.Чехова (Мандрик П.!!! или Фильм)

2.Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон».

Словарная работа.

-Большинство произведений Чехова сатирические и юмористические. Как вы понимаете слова: «сатира», «юмор»? (Слайд 5)

(Сатира- осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни).

-Юмор (слайд 7)

-Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

/ - Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай./

рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

На этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

Запись вопроса на доске.

- Передайте сюжет произведения одним предложением.

(например, кто что делает и как делает это в рассказе)

--Приём «Фишбоун» (доска)

(рыбий скелет») :

в голове помещаем основной вопрос: Почему рассказ называется «Хамелеон»? На хребте разместить основной вопрос сценки: «Чья собака?» На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.


Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?

(Слайд 7) Хамелеон- в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки»).

- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? ( Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные).

- Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова). Заполняем схему Рыбий скелет!!!!

- - Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки).

- Как меняется тон его высказываний? (6 смен интонаций- от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

- Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Закулисные персонажи Их роль в повествовании? (Слайд8 Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина- тоже представитель власти, он жандарм.)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

-Только ли Очумелов – хамелеон?. (Слайд9)

 Варианты:

  1. Хамелеон- Очумелов.

  2. Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)

  3. Хамелеоны - Очумелов, Хрюкин, и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.)

В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на Очумелову присущи черты хамелеонства?

- Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.)

- Как вы думаете, почему Чехов обращает внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд10.)                                      (Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.)

-Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (Слайд 11)

 1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

- Как вы понимаете слово  «конфискованный»? (Конфискованный - отобранный.)

2. Узелок.

- Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь , уже собрали «дань».)

Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

- Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(Слайд Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу».

- Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает?

3. Следующая деталь. Шинель.

- А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».

- Определите лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему  пальто Елдырин?

(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)

  1. Следующая деталь. Палец.

 Окровавленный палец Хрюкина - это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

  1. Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки.(Слайд 11)

6.  А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

-Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.) (Слайд12)

(Очумелов- от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.)

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

- Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

(Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.)

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

- Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд 13-14.)

(Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жигалова.)

Учитель: Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста.

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.


Физкультминутка. «Физкультпривет!»

-Если я права, то руки вверх, а если нет,

Чехов-писатель, Лермонтов – поэт, Некрасов –писатель, Пушкин-поэт, Лев Толстой-поэт, Есенин – поэт, Гоголь-поэт!



5.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного.

Работа в группах

1. Артисты

Карточка №1(индивидуальная работа)

1.Распределите роли: Очумелов, Хрюкин, голос из толпы.

2.Подготовьте выразительное чтение по ролям

Отрывок начинается со слов: «Очумелов делает полуоборот налево…» И заканчивается словами: «Шустрая такая собачка…»

Вывод: Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).

2.Исследователи

Разбейтесь на 2 подгруппы. Проанализируйте отрывок

Отрывок начинается со слов: «Очумелов делает полуоборот налево…» И заканчивается словами: «Шустрая такая собачка…»

Найдите: а) мнение толпы б) реакцию Очумелова

Коротко запишите ключевые слова на карточки

Вывод: 6 раз меняет Очумелов мнение в зависимости от принадлежности собаки

3.Аналитики

1.Какие человеческие качества высмеивает автор?(подчеркнуть)

Трусость, остроумие, жадность, доброта, стремление помочь, угодничество, сострадание, законопослушание, чинопочитание, тунеядство, лень?

2.Какова роль художественной детали в рассказе? (Шинель Очумелова)

3 Сколько раз Очумелов снимает и надевает шинель и в какие моменты это делает?

4.Каково значение этой личности, если в ней наиболее заметна шинель?

Вывод: Деталь – мелочь, черточка. Художественная деталь имеет композиционно – структурное значение, позволяет увидеть смену настроения Очумелова.

Чехов высмеивает такие качества: угодничество, чинопочитание , трусость.

--Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость- зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая сошка)- всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы.

Прослушивание чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулировать ответ на вопрос.

Регулятивные УУД:сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД:формирование интереса к чтению произведений Чехова.

6.Домашнее задание.

  Обеспечить понимание учащимися целей содержания и способов выполнения домашнего задания. Информация о домашнем задании. Мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

1.Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».

2.Написать сочинение – миниатюру по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

А. П. Чехов – это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…

Индивидуальное домашнее задание:

3.Прочитать отрывок из очерка  М. Горького «А.П. Чехов» и ответить на вопрос: совпадает ли точка зрения Чехова и следователя? Почему?


Записывают домашнее задание.


7.Итог. Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Выбрать из лежащих на столе карандашей один и закрасить силуэт хамелеона (все по очереди)

Зелёный, жёлтый, синий, красный и т.п. свидетельствуют о хорошем настроении и уверенном освоении материала. Коричневый, чёрный – цвета тревоги, неуверенности.


- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Сегодня было интересно…

-Мне захотелось…

-Урок дал мне для жизни…

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные УУД: самооценка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа «Хамелеон»

Автор: Рашутина Елена Анатольевна

Дата: 02.02.2022

Номер свидетельства: 599450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства