1..Биография А.П.Чехова (Мандрик П.!!! или Фильм) 2.Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон». Словарная работа. -Большинство произведений Чехова сатирические и юмористические. Как вы понимаете слова: «сатира», «юмор»? (Слайд 5) (Сатира- осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни). -Юмор (слайд 7) -Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему? / - Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай./ -В рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? На этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить. Запись вопроса на доске. - Передайте сюжет произведения одним предложением. (например, кто что делает и как делает это в рассказе) --Приём «Фишбоун» (доска) (рыбий скелет») : в голове помещаем основной вопрос: Почему рассказ называется «Хамелеон»? На хребте разместить основной вопрос сценки: «Чья собака?» На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд 7) Хамелеон- в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки»). - Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? ( Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные). - Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова). Заполняем схему Рыбий скелет!!!! - - Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки). - Как меняется тон его высказываний? (6 смен интонаций- от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.) - Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Закулисные персонажи Их роль в повествовании? (Слайд8) Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина- тоже представитель власти, он жандарм.) Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. -Только ли Очумелов – хамелеон?. (Слайд9) Варианты: Хамелеон- Очумелов. Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.) Хамелеоны - Очумелов, Хрюкин, и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.) В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на Очумелову присущи черты хамелеонства? - Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.) - Как вы думаете, почему Чехов обращает внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд10.) (Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.) -Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (Слайд 11) 1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. - Как вы понимаете слово «конфискованный»? (Конфискованный - отобранный.) 2. Узелок. - Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь , уже собрали «дань».) Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! - Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон. (Слайд Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу». - Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает? 3. Следующая деталь. Шинель. - А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.) В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто». - Определите лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.) - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему пальто Елдырин? (Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.) Следующая деталь. Палец. Окровавленный палец Хрюкина - это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости. Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки.(Слайд 11) 6. А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах? -Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова. - Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.) (Слайд12) (Очумелов- от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.) Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет. - Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. (Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.) Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника. - Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд 13-14.) (Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жигалова.) Учитель: Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века. |