Урок по русской литературе. Тема: "А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад"
Урок по русской литературе. Тема: "А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад"
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 15
Предмет: русский язык и литература
Преподаватель: Антонова О.С.
Группа 11 СМ
Тема занятия: А.П.Чехов. «Вишневый сад»
Цели урока:
-учебная: определить место А.П. Чехова в историко-литературном процессе конца 19 - начала 20 веков; ознакомить с новаторством драматурга:
ослабленность внешнего действия, внутренние психологические конфликты, значение подтекста; выявить трагическое, драматическое и комическое в пьесе; выявить жанровые и сюжетные особенности пьесы, значение образов- символов. Драматургия А.П.Чехова в восприятии искусства 20 века (театр, кино).
-развивающая: способствовать развитию навыков анализа драматургического произведения: делать пообразный и проблемный анализ текста; развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения; развивать ассоциативное, образное мышление; навыков исследовательской работы; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора.
-воспитательная: содействовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, ответственности за свои поступки,
формирование интереса к многогранному миру драматургии.
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Вид занятия: урок открытых мыслей.
Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: культурология, основы философии, английский язык.
Опережающие задания для учащихся:
1. прочитать пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад»;
2.подобрать выражения о А.П.Чехове;
2. ответить на вопросы по учебнику «Вишневый сад»: между прошлым и будущим». с.205 с 1- по 6 вопрос письменно.
3. посмотреть «Вишневый сад» пьесу и художественный фильм.
Оснащение: мультимедиа (презентация, видео и аудио материал), урок №15 из рабочей тетради: информационные карточки, таблица «Содержание и чувства», «Отношение к саду героев комедии», «Образы вишневого сада». Текст пьесы «Вишневый сад». Жетоны.
Структура занятия:
№
Элементы структуры занятия
Время
I.
Организационный момент
2 мин.
II
Презентация темы занятия
15 мин.
III.
Изложения нового материала с поэтапным закреплением
43 мин.
IV
Закрепление
10 мин.
V
Рефлексия
12 мин.
VI
Подведение итогов урока
7 мин.
VII
Домашнее задание
1 мин.
Ход занятия
I Орг. момент:
- приветствие-чтение стихотворения;
- проверка внешнего вида учащихся;
- отметка отсутствующих;
II. Презентация темы занятия:
- Видео отрывок «К юбилею Чехова»;
- Запись даты и темы урока в тетрадь;
- Сообщение цели и задач, хода урока, критерий оценок;
- Вступительное слово преподавателя;
- Связь с прошлым уроком: викторина по рассказам;
-Параллельно викторине троим учащимся предлагается игра «домино»: последовательно расположить карточки согласно сюжетам рассказов.
III. Изложение нового материалас поэтапным закреплением:
1.Вступительное слово преподавателя: об историческом фоне конца 19 века.
2.Метод ассоциаций: название пьесы.
Вывод: сравнение ассоциаций вишневого сада учащихся с чеховским представлением образа.
3.Работа с эпиграфом: из трех эпиграфов учащиеся выбирают один, обосновывают своё мнение.
4.История создания пьесы: беседа.
Вывод: комментарий к истории создания пьесы.
5.Жанровое своеобразие пьесы: беседа.
Выполнение задания: приведите примеры, доказывающие, что перед нами – действительно комедия, а так же, что перед нами пьеса другого жанра (драма, трагедия, фарс)? Работа с информационными карточками. Автобиографическое в пьесе.
Вывод: Чехов назвал свою пьесу комедией. Анализ высказываний Чехова, Горького, К.А.Станиславский и др. Учащиеся приводят примеры, что перед нами – действительно комедия, а так же делают вывод, что пьеса включает в себя немало автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета, Чехов наблюдал лично в течение всей жизни.
6. Смысл названия: работа по схеме.
Вывод: сопоставление двух вариантов названия пьесы: вИшневый и вишнЁвый. Анализ отрывка из воспоминаний Станиславского.
7. Афиша пьесы: беседа.
Вывод: перечисление действующих лиц комедии.
8. Работа с сюжетом: беседа, работа с информационными карточками. Заполнение таблицы:
Акт
Содержание
Чувства
Вывод: учащиеся вспоминают сюжет пьесы и дают оценку содержания каждого акта пьесы с точки зрения проявленных чувств персонажей произведения.
9.Конфликт пьесы: работа с информационными карточками, беседа.
Вывод: подводим учащихся к мысли о том, что ярко выраженного конфликта нет, а действие пьесы связано с вопросом о продаже/покупке вишневого сада.
10. Отношение к саду героев комедии: беседа, работа с текстом, просмотр видео отрывка театральной постановки пьесы.
Заполнение таблицы:
Отношение к саду героев комедии
Раневская
Гаев
Фирс
Аня
Лопахин
Петя
Вывод: учащиеся в ходе беседы, работы с текстом, просмотра видео отрывка заполняют таблицу и приходят к выводу, что образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
11. Кульминация и финал пьесы: беседа, чтение по ролям, просмотр видео отрывка – фильм на английском языке.
Вопросы: В чём смысл последней сцены?
«Вишневый сад» - комедия о …настоящей беде России
или о предстоящей беде?
Вывод: дом продан. Героев больше ничего не связывает, иллюзии потеряны. XIX век завершён. Наступает XX век. Бездомье становится судьбой мира.
12. «Вишневый сад» и театр: демонстрация слайдов.
IV. Закрепление: Студенты поделены на 2 подгруппы:
1 вариант заполняет кластер цитатный «Образ вишневого сада». Учащиеся должны правильно расположить цитаты о вишневом саде с точки зрения «кто сказал» в конкретно – бытовом и символическом значение.
2 вариант заполняет кластер образный «Образ вишневого сада». Учащиеся должны написать значение вишневого сада для героев пьесы в символическом значение.
V. Рефлексия:
1.Просмотр видео «Прикоснувшись душой!»;
2.Продолжите фразу: А.П. Чехов мне нужен потому что…
3.Рефлексия: в перфокарте поставить галочку напротив того цвета, которым оцениваешь свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока:
- комментирование и выставление оценок;
- заключительное слово преподавателя.
VII. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):
1) На «5»- предложите свой вариант спасения вишневого сада (письменно);
2) На «4» - найдите комические детали в пьесе (письменно);
3) На «3» напишите свой синквейн по теме «А.П.Чехов. «Вишневый сад».
Преподаватель: Антонова О. С.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе. Тема: "А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад"»
18
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 15
Предмет: русский язык и литература
Преподаватель: Антонова О.С.
Группа 11 СМ
Тема занятия: А.П.Чехов. «Вишневый сад»
Цели урока:
-учебная: определить место А.П. Чехова в историко-литературном процессе конца 19 - начала 20 веков; ознакомить с новаторством драматурга:
ослабленность внешнего действия, внутренние психологические конфликты, значение подтекста; выявить трагическое, драматическое и комическое в пьесе; выявить жанровые и сюжетные особенности пьесы, значение образов- символов. Драматургия А.П.Чехова в восприятии искусства 20 века (театр, кино).
-развивающая: способствовать развитию навыков анализа драматургического произведения: делать пообразный и проблемный анализ текста; развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения; развивать ассоциативное, образное мышление; навыков исследовательской работы; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора.
-воспитательная: содействовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, ответственности за свои поступки,
формирование интереса к многогранному миру драматургии.
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Вид занятия: урок открытых мыслей.
Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: культурология, основы философии, английский язык.
Опережающие задания для учащихся:
1. прочитать пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад»;
2.подобрать выражения о А.П.Чехове;
2. ответить на вопросы по учебнику «Вишневый сад»: между прошлым и будущим». с.205 с 1- по 6 вопрос письменно.
3. посмотреть «Вишневый сад» пьесу и художественный фильм.
Оснащение: мультимедиа (презентация,видео и аудио материал), урок №15 из рабочей тетради: информационные карточки, таблица «Содержание и чувства», «Отношение к саду героев комедии», «Образы вишневого сада». Текст пьесы «Вишневый сад». Жетоны.
Структура занятия:
№
Элементы структуры занятия
Время
I.
Организационный момент
2 мин.
II
Презентация темы занятия
15 мин.
III.
Изложения нового материала с поэтапным закреплением
43 мин.
IV
Закрепление
10 мин.
V
Рефлексия
12 мин.
VI
Подведение итогов урока
7 мин.
VII
Домашнее задание
1 мин.
Ход занятия
I Орг. момент:
- приветствие-чтение стихотворения;
- проверка внешнего вида учащихся;
- отметка отсутствующих;
II. Презентация темы занятия:
- Видео отрывок«К юбилею Чехова»;
- Запись даты и темы урока в тетрадь;
- Сообщение цели и задач, хода урока, критерий оценок;
- Вступительное слово преподавателя;
- Связь с прошлым уроком: викторина по рассказам;
-Параллельно викторине троим учащимся предлагается игра «домино»: последовательно расположить карточки согласно сюжетам рассказов.
III. Изложение нового материалас поэтапным закреплением:
1.Вступительное слово преподавателя: об историческом фоне конца 19 века.
2.Метод ассоциаций: название пьесы.
Вывод: сравнение ассоциаций вишневого сада учащихся с чеховским представлением образа.
3.Работа с эпиграфом: из трех эпиграфов учащиеся выбирают один, обосновывают своё мнение.
4.История создания пьесы: беседа.
Вывод: комментарий к истории создания пьесы.
5.Жанровое своеобразие пьесы: беседа.
Выполнение задания: приведите примеры, доказывающие, что перед нами – действительно комедия, а так же, что перед нами пьеса другого жанра (драма, трагедия, фарс)? Работа с информационными карточками. Автобиографическое в пьесе.
Вывод: Чехов назвал свою пьесу комедией. Анализ высказываний Чехова, Горького, К.А.Станиславский и др. Учащиеся приводят примеры, что перед нами – действительно комедия, а так же делают вывод, что пьеса включает в себя немало автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета, Чехов наблюдал лично в течение всей жизни.
6. Смысл названия: работа по схеме.
Вывод: сопоставление двух вариантов названия пьесы: вИшневый и вишнЁвый. Анализ отрывка из воспоминаний Станиславского.
7. Афиша пьесы: беседа.
Вывод: перечисление действующих лиц комедии.
8. Работа с сюжетом: беседа, работа с информационными карточками. Заполнение таблицы:
Акт
Содержание
Чувства
Вывод: учащиеся вспоминают сюжет пьесы и дают оценку содержания каждого акта пьесы с точки зрения проявленных чувств персонажей произведения. 9.Конфликт пьесы: работа с информационными карточками, беседа.
Вывод: подводим учащихся к мысли о том, что ярко выраженного конфликта нет, а действие пьесы связано с вопросом о продаже/покупке вишневого сада.
10. Отношение к саду героев комедии: беседа, работа с текстом, просмотр видео отрывка театральной постановки пьесы.
Заполнение таблицы:
Отношение к саду героев комедии
Раневская
Гаев
Фирс
Аня
Лопахин
Петя
Вывод: учащиеся в ходе беседы, работы с текстом, просмотра видео отрывка заполняют таблицу и приходят к выводу, что образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
11. Кульминация и финал пьесы: беседа, чтение по ролям, просмотр видео отрывка – фильм на английском языке.
Вопросы: В чём смысл последней сцены?
«Вишневый сад» - комедия о …настоящей беде России
или о предстоящей беде?
Вывод:дом продан. Героев больше ничего не связывает, иллюзии потеряны. XIX век завершён. Наступает XX век. Бездомье становится судьбой мира.
12. «Вишневый сад» и театр: демонстрация слайдов.
IV. Закрепление: Студенты поделены на 2 подгруппы:
1 вариант заполняет кластер цитатный «Образ вишневого сада». Учащиеся должны правильно расположить цитаты о вишневом саде с точки зрения «кто сказал» в конкретно – бытовом и символическом значение.
2 вариант заполняет кластер образный «Образ вишневого сада». Учащиеся должны написать значение вишневого сада для героев пьесы в символическом значение.
V. Рефлексия:
1.Просмотр видео «Прикоснувшись душой!»;
2.Продолжите фразу: А.П. Чехов мне нужен потому что…
3.Рефлексия: в перфокарте поставить галочку напротив того цвета, которым оцениваешь свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока:
- комментирование и выставление оценок;
- заключительное слово преподавателя.
VII. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):
1) На «5»- предложите свой вариант спасения вишневого сада (письменно); 2) На «4» - найдите комические детали в пьесе (письменно);
3) На «3» напишите свой синквейн по теме «А.П.Чехов. «Вишневый сад».
Преподаватель: Антонова О. С.
Лекционный материал
Тема курса: Русская литература 60-90-ходов 19 века.
Тема урока: А.П.Чехов. «Вишневый сад».
На перемене звучит песня «Летний сад» на сл.А.Ахматовой.
Этап урока
I Орг. момент:
- приветствие-чтение стихотворения;
- проверка внешнего вида учащихся;
- отметка отсутствующих;
-чтение стихотворения:
Мы встретились не в первый раз, И от меня вы можете не прятать Сиянье ваших умных глаз. Пусть будут поиски, сомненья. И, как ни краток встречи срок, Быть может, мы сойдемся в мненьях И вместе проведем урок.
II. Презентация темы занятия:
- Видео отрывок«К юбилею Чехова»;
Прошлый урок мы приступили к изучению биографии творчества А.П.Чехова. Рассмотрели трилогию «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Чехова- драматурга на примере его пьесы «Вишневый сад».
- Запись даты и темы урока в тетрадь;
Прошу в тетрадях записать тему урока, поставить дату 22.10.2015., урок № 15. Сегодня мы будем работать в рабочих тетрадях, они лежат перед вами, и все необходимые записи делать в них.
- Сообщение цели и задач, хода урока, критерий оценок;
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад».
-рассмотреть историю создания пьесы;
-определить особенности сюжета, своеобразие жанра, конфликта, образной системы, роль подтекста, образов-символов;
-рассмотреть драматургию А.П.Чехова в восприятии искусства 20 века (театр, кино).
Ход урока:
1.Опрос домашнего задания: Викторина по рассказам А.П.Чехова;
2.Изучение нового материала: работа с текстом пьесы, проверим знание сюжета пьесы и выясним отношение героев к вишневому саду с помощью заполнения таблиц, остановимся на кульминации и финале произведения.
Критерий оценок: каждый учащийся зарабатывает жетон за правильный ответ в собственную копилку, по окончании у
рока сумма и цвет жетонов суммируются в оценку за урок. Цвет жетона: черный – викторина, красный и желтый - полный ответ, другие цвета- ответ, но не полный.
- Вступительное слово преподавателя;
Предлагаю повторить материал прошлого урока, сыграв «Свою игру».Правила: каждый ряд играет по очереди, без права перехода хода другому ряду. Отвечает один учащийся, если он не дает ответа, то права ответа перехода учащемуся этого же ряда. За правильный ответ учащийся получает черный жетон, который равен одному баллу. Перед вами табло с четырьмя блоками:
Блок 1: Общие вопросы
Блок 2:Узнай рассказ по иллюстрации
Блок 3: Узнай рассказ по предметам
Блок 4: Чьи слова
Всего 9 вопросов. При ответе поднимаем руку.
А троим учащимся предлагается игра «домино», где надо последовательно расположить карточки согласно сюжетам рассказов.
Выбор учащихся и раздача карточек игры «Домино».
- Связь с прошлым уроком: викторина по рассказам;
Параллельно викторине троим учащимся предлагается игра «домино»: последовательно расположить карточки согласно сюжетам рассказов.
Вопросы «Своей игры»
Блок 1: Общие вопросы
Псевдоним Чехова, которым он подписывал ранние рассказы
(Антоша Чехонте);
2. Что объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» в трилогию?
(Герой, рассказчик- слушатель- действующее лицо;
конструкция- рассказ в рассказе;
общий образ человека в футляре);
3. Что такое сарказм?
(Едкая, злая насмешка).
Блок 2:Узнай рассказ по иллюстрации
1. («Человек в футляре»);
2. («Крыжовник»);
3. («О любви»).
Блок 3: Узнай рассказ по предметам
1. («Крыжовник»);
2. («Человек в футляре»);
3. («О любви»).
Блок 4: Чьи слова
1. Всё время повторял одну фразу: «Как бы чего не вышло»?
(Беликов, «Человек в футляре»);
2. -Как вкусно!
И он с жадностью ел и все повторял:
Ах, как вкусно! Ты попробуй!
(Николай Иваныч, «Крыжовник»);
3. «Я живу в Софии и занимаюсь хозяйством уже давно, с тех пор как кончил университет»
(Алехин, «О любви»)
-Проверка троих учащихся-игры «Домино», раздача жетонов за правильно расположенный сюжет рассказов.
Ответы игры «Домино»
«Человек в футляре»: 1,3.5.6,4,2
«Крыжовник»: 4.5,3,1,6,2
«О любви»:4,1,5,3,6,2
Молодцы, умнички, мы справились с повторением.
III. Изложение нового материалас поэтапным закреплением:
вступительное слово преподавателя: исторический фон 2 половины 19 века:
Внешняя политика:
- поражение России в Крымской войне (1853—56 гг.),
Внутренняя политика:
-крестьянская реформа 1961 год.
-реформы 60—70-х годов: прогресс в развитии металлургической и обрабатывающей промышленности.
-убийством народовольцами 1 марта 1881 года Александра II, на престол взошел его сын Александр III.
-менялся социальный состав населения за счет роста рабочего класса и городского населения. Рабочие выдвигали лишь экономические требования — повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.
-формирование слоя интеллигенции, разночинцев.
- в конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии.
Живопись: русская живопись дала таких замечательных художников, как Васнецов, Левитан, Репин, Суриков.
Литература: основное направление – критический реализм.
Обратимся к драматургии А.П.Чехова. Какие пьесы А.П.Чехова вы знаете? («Чайка», «Дядя Ваня», «Тир сестры».)
Метод ассоциаций:
– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”?
(Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”.)
А.П.Чехов, когда писал пьесу в имении Мелохово писал: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”.
– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.
3.Работа с эпиграфом
Переходим к работе с эпиграфом. Вниманию у предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.
Преподаватель: “Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М.Горький. Слайд 11)
Учащийся: “Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С.Станиславский. Слайд 12)
Учащийся: “...Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина. Слайд 13)
-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Обведите высказывание, которое вам наиболее понравилось.
4.История создания пьесы:
Преподаватель: В конце 1890-х гг. в настроениях А.П. Чехова в его восприятии жизни происходит перелом. Начинается новый этап его творческого пути. В 1901 г. М. Горький сообщал в одном из своих писем В.А. Поссе: «А.П. Чехов пишет какую-то большую вещь и говорит мне: «Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строгого и честного». На ее создание ушло больше двух лет напряженного труда.
-Когда была начата работа над пьесой и когда завершена?
- Где состоялась премьера пьесы?
Предполагаемые ответы учащихся:
Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».
Март 1903 г. – начало работы над комедией.
Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой.
17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского театра в день рождения А.П.Чехова Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию его литературной деятельности.
5.Жанровое своеобразие пьесы.
Вспомним определение терминов, обратимся к информационным карточкам.
Драма– изображает, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом.
Трагедия– жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу.
Комедия- (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») — жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.
Фарс— комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Почему?
Предполагаемые ответы учащихся:
Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов.
А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.
Что есть в пьесе автобиографического?
Предполагаемые ответы учащихся:
Пьеса включает в себя немало автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета, Чехов наблюдал лично в течение всей жизни.
В родословной драматурга было страница социального восхождения, напоминающая прошлое Лопахина: дед Чехова был крепостным отец, как и Лопахин открыл свое собственное «дело».
В семье Чеховых произошло событие, близкое тому, что происходит в третьем действии «Вишневого сада»: за неуплату долга дому грозила продажа с аукциона. Служащий Г.П. Селиванов, живший несколько лет в этом доме и считавшийся другом семьи Чеховых, обещая спасти положение, сам купил дом.
И еще одна параллель: как юный Чехов после продажи дома получает свободу и независимость, так и дня в «Вишневом саде» после продажи становится свободным человеком.
Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»?
Предполагаемые ответы учащихся:
А.П.Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией.
Преподаватель: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией.
А комедийность подтверждается – недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
6. Смысл названия.
Кто постарается объяснить название пьесы? Обратимся к высказыванию К. С. Станиславского«А. П. Чехов в воспоминаниях современников».
Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.
К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников».
Предполагаемые ответы учащихся:
7.Афиша пьесы.
Вспомним всех героев пьесы.
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
8. Работа с сюжетом:Обратимся к сюжету комедии
Вспомним определение сюжета.
Работа с информационными карточками
Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) –
- последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы, запомнив таблицу. Работаем устно.
Работа с таблицей
Акт
Содержание
Чувства
1 акт
Приезд Раневской в родовое гнездо.
Радость возвращения и встреч.
2 акт
Прогулки, разговоры, признания.
Тревога ожидания.
3 акт
Бал у Раневской.
Ощущение катастрофы.
4 акт
Бегство Раневской за границу.
Аня идет в жизнь.
Контраст безнадежности и надежды.
9. Особенности конфликта пьесы.
– В основе сюжета пьесы – конфликт. Дайте определение конфликта.
Конфликт– острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия.
Ярко выраженный конфликт отсутствует.
Что же приводит в движение сюжетное действие?
(Борьба вокруг вишневого сада.)
В центре действия –вопрос о продаже вишневого сада.
10.Отношение к саду героев комедии.
Выяснять отношение к саду героев комедии мы будем через заполнение таблицы. Напоминаю, работаем в рабочих тетрадях.
Видео из театральной постановки. Встреча Раневской. 2 мин. 30 сек.
Заполнение таблицы:
Отношение к саду героев комедии
Раневская
Гаев
Фирс
Аня
Лопахин
Петя
– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)
– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?
– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
- Так сколько же планов у этого образа?
Кульминация и финал пьесы. - Кто купил? - Я купил.
Что происходит в кульминации пьесы?
Предполагаемые ответы учащихся:
Бал у Раневской, где она узнает, что вишневый сад выкупил Лопахин.
Предлагаю обратиться к тексту (Действие третье) и зачитать по ролям: Автор, Пищик, Любовь Андреевна, Лопахин, Гаев.
Голоса в зале: "Лопахин приехал! Ермолай Алексеич!"
Пищик. Видом видать, слыхом слыхать... (Целуется с Лопахиным.) Коньячком от тебя попахивает, милый мой, душа моя. А мы тут тоже веселимся.
Входит Любовь Андреевна.
Любовь Андреевна. Это вы, Ермолай Алексеич? Отчего так долго? Где Леонид?
Лопахин. Леонид Андреич со мной приехал, он идет...
Любовь Андреевна (волнуясь). Ну что? Были торги? Говорите же!
Лопахин (сконфуженно, боясь обнаружить свою радость). Торги кончились к четырем часам... Мы к поезду опоздали, пришлось ждать до половины десятого. (Тяжело вздохнув.) Уф! У меня немножко голова кружится...
Входит Гаев; в правой руке у него покупки, левой он утирает слезы.
Любовь Андреевна. Леня, что? Леня, ну? (Нетерпеливо, со слезами.) Скорей же, бога ради...
Гаев (ничего ей не отвечает, только машет рукой; Фирсу, плача). Вот возьми... Тут анчоусы, керченские сельди... Я сегодня ничего не ел... Столько я выстрадал!
Дверь в бильярдную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: "Семь и восемнадцать!" У Гаева меняется выражение, он уже не плачет.
Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс.)
Пищик. Что на торгах? Рассказывайте же!
Любовь Андреевна. Продан вишневый сад?
Лопахин. Продан.
Любовь Андреевна. Кто купил?
Лопахин. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти... Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.)Ну, да все равно.
Слышно, как настраивается оркестр.
Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!
В чем загадка и отгадка монолога Лопахина?
Он купил имение для них, для Нее.
Лопахин: Ну да все равно.
Как расценить реплику?
Он понял, что с имением НЕ купил Раневскую. Он и прежде не верил мечте.
Прежде, чем ответить на вопрос «В чём смысл последней сцены?», предлагаю просмотреть видео отрывок – фильм на английском языке из художественного фильма.
Предполагаемые ответы учащихся:
В I V действии доминирует образ пустого дома. Порядок, мир в нём нарушены. Во всём чувствуется абсолютная пустота. Бывшие хозяева покидают дом. Двери запирают на ключ, забывая в доме Фирса…
Преподаватель: Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно…
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву. Вставить информацию о словах символах.
Что приобретают герои пьесы Чехова,
продав вишнёвый сад и попрощавшись с домом?
Предполагаемые ответы учащихся:
Дом продан. Героев больше ничего не связывает, иллюзии потеряны.
XIX век завершён. Наступает XX век. Бездомье становится судьбой мира.
Преподаватель: «Вишневый сад» - комедия о …настоящей беде России
или о предстоящей беде?
Предполагаемые ответы учащихся:
О настоящей беде России и о предстоящей беде? (потрет Сталина и Ленина)
IV. Закрепление: Студенты поделены на 2 подгруппы:
1 вариант заполняет кластер цитатный «Образ вишневого сада». Учащиеся должны правильно расположить цитаты о вишневом саде с точки зрения «кто сказал» в конкретно – бытовом и символическом значение.
1 вариант.
2 вариант заполняет кластер образный «Образ вишневого сада». Учащиеся должны написать значение вишневого сада для героев пьесы в символическом значение.
12. «Вишневый сад» и театр: демонстрация слайдов (70-81слайд).
V. Рефлексия:
1.Просмотр видео 4 «Прикоснувшись душой!»;
2.Продолжите фразу: А.П. Чехов мне нужен потому что…
3.Рефлексия: в перфокарте поставить галочку напротив того цвета, которым оцениваешь свою работу на уроке.
Задание: в перфокарте поставить галочку напротив цвета,
которым оцениваешь свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока:
- комментирование и выставление оценок;
- заключительное слово преподавателя.
VII. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):
1) На «5»- предложите свой вариант спасения вишневого сада (письменно); 2) На «4» - найдите комические детали в пьесе (письменно);
3) На «3» напишите свой синквейн по теме «А.П.Чехов. «Вишневый сад».