Просмотр содержимого документа
«Буква как знак звука»
Урок чтения в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова (Букварь авт. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин)
Тема: Буква как знак звука.
Цели:
Предметные:Сформировать представление о букве как о значке для обозначения звука; закрепить знания детей о мягкости-твёрдости, звонкости-глухости согласных звуков;
Метапредметные: коммуникативные: формирование умения слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; умение договариваться о распределении функций и ролей; развивать навыки групповой работы
регулятивные: формирование действия контроля и самоконтроля;
рефлексивные: самоанализ деятельности, проводимый каждым ребенком.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма работы: комбинированная
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картинки героев-Дедушки Уса, Небойсика, песочные часы, 6 листов бумаги и маркеры для групповой работы
Ход урока
Ӏ. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели, на гостей посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Ӏ Ӏ. Целеполагание.
-Чему учимся на уроках чтения?
(учимся строить звуковые модели слов и даём характеристику звукам, находим секреты)
-Кому уже легко строить звуковые модели слов?
-Кому ещё сложно это делать?
-Какую цель поставим на урок?(находить секреты, строить звуковые модели слов)
-Откройте тетради для печатания. Отразите настроение на начало урока, в первом кружочке. Поднимите руку, у кого плохое настроение. Почему? Давайте так будем работать, чтобы настроение у всех было хорошим.
Ӏ Ӏ Ӏ. Разминка.
-Чтобы отчётливо произносить звуки, нам необходимо провести разминку.
-Как воет волк? У-у-у
-Как звенит комар? З-з-з
Чистоговорки: Арь-арь-арь-на столе лежит букварь.
Аш-аш-аш-схемы чертит карандаш.
Ел-ел-ел- у нас с вами много дел.
Скороговорка. Купила бабуся бусы Марусе.
Чтение алфавита звуками.
ӀV. Актуализация
Дедушка Ус приготовил для вас задание. (слайд1)
Он просит, чтобы вы назвали звуковые схемы и разделили их на группы.
-Пока мы «ловили слова», Небойсик записал слово (слайд 2)
-Отгадайте его.
мама
ваза
норы
зубы
роза
рана
рама
Рома и другие
-Небойсик обозначил в схеме каждый звук, на вы так и не сумели прочитать загаданное слово. Почему?
(Согласных и гласных звуков много, а мы использовали для них одинаковые значки, поэтому нельзя сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков)
- Какие звуки могут стоять на первом месте?(Любой согласный звонкий твёрдый звук)
- Какие звуки могут стоять на втором месте?(Любой гласный звук)
Что делать?
vӀ. Решение учебной задачи.
-Я предлагаю вам побыть изобретателями. Кто такие изобретатели?
-Давайте для каждого звука придумаем свой знак. Тогда этот звук не спутаешь с другими. Вы будете придумывать самостоятельно или в группах?
-Что вы будете делать в группах?(придумывать значки для звуков)
-Но сначала вспомним правила работы в группе.
1.Не мешать другим группам.
2.Уметь договориться.
3. Выбрать ответственного за оформление работы.
4. Выбрать ответственного за представление работы у доски
5. По окончании работы показать знак.
-Время ограничено. 2 минуты.
Время истекло. Если вы не успели придумать значки для всех звуков, не страшно. С помощью свих знаков запишите слова: (шёпотом говорю слово каждой группе) 1-дом,2-сыр, 3-сор, 4-нос, 5-рот, 6-кот,7-дым
Представители групп, прикрепите на доску листы с записанными словами.
(дети из других групп прочитывают слова (не могут справиться)
Физминутка
(кто согласен, должен присесть)
Ветер подул на того, кто считает, что звук[а] -гласный.
Ветер подул на того, кто считает, что звук[б]-мягкий.
Ветер подул на того, кто считает, что звук[м']-мягкий.
Ветер подул на того, кто считает, что звук[0]-гласный.
-Как вы думаете, будут ли понятны другим людям наши значки? Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами прочитать наши слова, которые мы записали нашими значками?
-Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться?
-А кто знает, какими значками люди обозначают звуки? Как называются такие значки? (буквы)
-Тогда обозначьте звуки своего слова буквами. Представители, пожалуйста.
(Дети выходят и пишут слова)
-Если мы хотим научиться читать и писать по-русски, то мы должны пользоваться общепринятыми значками-буквами, понятными всем русским людям. Иначе наше письмо не будет понятным для других.
-Давайте попросим наших гостей прочитать то, что вы записали.
-Что я должна сделать, чтобы вы узнали, какое слово загадал Небойсик? (записать звуки буквами). (Записываю: горы)
-Итак, в чём же теперь состоит наша главная задача? Чему же теперь нам надо учиться?(обозначать звуки буквами)
-Да, теперь вам нужно научиться пользоваться буквами для обозначения гласных и согласных звуков так, как ими пользуются русские люди.
-Посмотрите на слайд.
Главная задача:
-Какими буквами обозначаются гласные звуки в русском языке. И согласные?
-В тетради для печатания отразите своё настроение на конец урока. Поднимите руки у кого хорошее настроение?
-Поднимите руку те, кому было интересно на уроке?
-Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке?
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(278) "Разработка урока обучения грамоте по теме: Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. "
["seo_title"] => string(159) "razrabotka-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-glasnyi-zvuk-o-bukvy-o-o-osobiennosti-proizniesieniia-zvuka-iegho-kharaktieristika-bukvy-o-o-kak-znaki-zvuka-o"
["file_id"] => string(6) "149506"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420213987"
}
}