kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Благородный разбойник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского».

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • обучать анализу художественного произведения;
    • формировать внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;
    • выявить авторскую оценку героя.
  2. Развивающие:
    • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
    • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
  3. Воспитательные:
    • развивать систему ценностных отношений к русской литературе;
    • совершенствовать навыки этичного межличностного общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Благородный разбойник »

Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: « Благородный разбойник»

( урок - размышление)



Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

      • обучать анализу художественного произведения;

      • формировать внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;

      • выявить авторскую оценку героя.

  1. Развивающие:

      • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

      • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

  1. Воспитательные:

      • развивать систему ценностных отношений к русской литературе;

      • совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент.



Слово учителя.

Введение в тему урока.












Лексическая работа.











Цель





























Тема урока.




Проблематичные вопросы урока.




Лексическая работа.


(Толкование слова по словарю Ефремовой даёт учитель, а по словарю Ожегова- ученики).








Проблемные вопросы.























Сжатые пересказы, чтение отрывков.






























Диалог смотрителя и его жены. Чтение по лицам.































Вывод.



















































Композиция произведения.

















Коллективная творческая работа.























































































































Эпиграф урока: «…он рождён был для иного назначения…»



- Мы продолжаем изучение романа А. С. Пушкина « Дубровский». Назовите, пожалуйста, героев этого произведения.

-А почему Пушкин назвал свой роман «Дубровский» и кого из Дубровских он имел в виду?


- Какие чувства вы испытываете к Владимиру Дубровскому? Аргументируйте свои ответы.

(жалость, сочувствие, уважение, осуждение, восхищение…)


- Несмотря на наши симпатии, мы должны признать, что Владимир выбрал опасный путь - он стал разбойником.


-Разбойник. Каково значение данного слова?

Обратимся к словарям:

  1. « Словарь русского языка С. И. Ожегова»

Разбойник- человек, который занимается разбоем, грабитель с большой дороги, отъявленный негодяй.

  1. « Словарь синонимов» Н . Абрамова

Разбойник- грабитель, злодей ,преступник.

Обратим внимание на ключевые слова: грабитель, негодяй, злодей, преступник.

- Как вы думаете, соответствует ли Вл. Дубровский такому определению? Какие из этих слов вы бы вычеркнули, а какие оставили?

Какова цель урока? ( показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского)

Какими качествами обладает Дубровский?

Положительными качествами характера

Составление схемы

4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

- Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.


-Назовём его «благородным разбойником». Именно так звучит тема нашего урока: « Благородный разбойник».

- А вот основные вопросы, на которые мы должны ответить в течение этого урока:

Работа в группах:

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

2.В чём проявилось благородство Дубровского?


- Со значением слова «разбойник» мы разобрались. А понятно ли вам слово «благородный»? И опять нам поможет словарь.

По Ефремовой:

Благородный-1.Тот, кто принадлежал к знатному, старинному роду, дворянству( в Российском государстве до 1917г.)

2.подобное

3.перен. Тот, кто отличается высокими моральными качествами.


По Ожегову:

Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

- Какое же понятие мы примем за основу?


- Итак, начинаем.

1-ый вопрос: -Какие же обстоятельства заставили В. Дубровского стать разбойником? (разбойник поневоле).

(смерть отца, причиной которой стал Троекуров, потеря крова и всего состояния, крушение карьеры, одиночество и т. д.)


- Почему же он не искал защиты у правосудия, власти?


(Для таких людей, как Троекуров, закон не существует. Все подкупны: и судьи, и заседатели, и исправники, и другие помещики, которые дали ложные показания о владении Троекуровым имением Кистенёвка. Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам- правилам силы и жестокости. Он не стал, подобно многим помещикам, преклоняться перед властным Кирилой Петровичем. Воспитанный в духе офицерской чести, Владимир стал искать мщения.


2-ой вопрос: В каких поступках главного героя проявляется его благородство?


Рассказ Анны Савишны Глобовой.

(стр. 104. « Это странно, -сказал он,- я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого…

Стр. 105. « Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером,, он не захочет обидеть товарища».)


А теперь рассмотрим эпизод с ограблением Спицына.

- Какие обстоятельства, по вашему мнению, могли бы смягчить вину Дубровского в этом случае?

(стр. 102. « Не я ли в удовольствие ваше…

Стр. 116. Стечение обстоятельств. « Ночуя в одной комнате с человеком, коего он мог почесть личным своим врагом…

Каким Дубровский предстает в в рассказе Анны Савишны Глобовой и Антона Пафнутьича Спицына?

Рассказ Глобовой свидетельствует о благородстве, смелости, чувстве собственного достоинства, самообладании героя. Анна Савишна благодарна герою за то , тот помог восстановить справедливость. Она не боится, что рассказ о благородном разбойнике может вызвать недовольство окружающих, искренняя в проявлении своих чувств.

Спицын признает, что Дубровский « малый не промах» и не рассчитывает на пощаду.

Спицын знает. Что его совесть нечиста и боится Дубровского.

Почему Дубровский разоблачил себя перед Спицыным?

Чувство одержало верх. Теперь он лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.

- Интересна также история перевоплощения Дубровского в Дефоржа.

Коротко расскажите её.

- А как в этом эпизоде проявилось великодушие и добропорядочность Дубровского?

(Дал деньги, пожелал здоровья его матушке, заботится о его судьбе).(стр. 115).


- Испугалась ли смотрительша, узнав от мужа, что здесь только что был Дубровский? Какое чувство он у неё вызывает? ( чисто женское любопытство)


- Важную смысловую нагрузку в разрешении нашего вопроса играет сцена откровенного разговора Владимира и Маши.

( стр. 119). Выборочное чтение. «… Я отказался от мщения, как от безумства.»

Итак, сделаем вывод.

Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

Выводы : 1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.


Итак, сделаем вывод.


Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

- Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)


- А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

- Каким бы он стал?

- Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

- Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

- Что такое композиция?

( стр. 149- читаем)

Почему Пушкин в этом произведении нарушил хронологическую( временную) последовательность событий?

Дубровский играет разные роли, протестуя против беззакония. Герой пытается найти выход, и в какой-то момент ему кажется, что цель близка. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создает иллюзию найденного героем выхода.

Можно ли считать, что герой нашел выход?

Роль Дефоржа не может ничего изменить. Прежний порядок жизни не нарушен. Любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут быть вместе, несмотря на то, что любят друг друга. Читатель это хорошо понимает, сразу догадываясь, кто на самом деле учитель. Пушкин , напоминая реальный ход событий , возвращает героя к действительности. Роль Дефоржа лишь попытка найти выход.

Способен ли герой , наделенный лучшими личностными качествами, изменить законы, признанными обществом?

Владимир Дубровский наделен благородством, самообладанием, мужеством, способностью к перевоплощению. Однако в каждой своей роли он остается прежним- сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый слуга). Человечество в Дубровском побеждает враждебность. Он так же, как и отец, не в силах изменить законы, признанные обществом.

Почему Дубровский оставляет разбойников, отказывается от сопротивления?

Герой понимает, что добрые чувства людей не смогут изменить несправедливый социальный закон

Домашнее задание: Написать сочинение - рассуждение на тему « Что явилось причиной поражения Владимира Дубровского?













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Благородный разбойник

Автор: Чирва Ирина Васильевна

Дата: 21.06.2015

Номер свидетельства: 220785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Традиции Байрона в    творчестве  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова». "
    ["seo_title"] => string(65) "traditsii-bairona-v-tvorchiestvie-a-s-pushkina-i-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "161019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422173150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Презентация о Робин Гуде "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-o-robin-gudie"
    ["file_id"] => string(6) "193885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427707736"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Разработка конспекта урока «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-konspiekta-uroka-dubrovskii-roman-o-blaghorodnom-razboinikie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253135"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447523920"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Разработка конспекта урока «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-konspiekta-uroka-dubrovskii-roman-o-blaghorodnom-razboinikie-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "253136"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447523927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Владимир Дубровский – доблестный офицер или благородный разбойник?"
    ["seo_title"] => string(67) "vladimir-dubrovskii-dobliestnyi-ofitsier-ili-blaghorodnyi-razboinik"
    ["file_id"] => string(6) "262851"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449417881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства