kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус»»


Тема урока: Биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус»

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся. (слайд №1)

Учитель: Постановка целей и задач: Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение «Парус», вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.

Эпиграф урока: ( Звучит отрывок из стихотворения Лермонтова.)

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Учитель. Душа- свеча…

У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья-с отблесками, что бросает вокруг себя.

(слайд 4)В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули ещё от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», Москву и Петербург облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт!- невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – М.Ю. Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

4. Словарная работа.

На доске слова написаны: вольный, одарённый, трагический, тревожный, неспокойный.

- Прочтите слова, написанные на доске. Все ли слова знакомы? (Объяснение лексического значения слов, запись слов в тетрадь).

Вольный –свободный ,независимый

Одарённый-талантливый

Трагический-полный страдания

Тревожный-полный тревоги

Неспокойный-наполненный тревогой.

Именно эти слова могут стать главными в нашем рассказе о личности и судьбе М.Ю.Лермонтова.

Имя Лермонтова, его стихотворения вы знаете, наверное, с детства.

- А знаете ли вы, что поэт М.Ю.Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником.

Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов изображен в возрасте 4–5 лет с мелком в правой руке.

Аким Павлович Шан-Гирей вспоминает о детских годах поэта: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины…» (слайд 5)

Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, – дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии.

Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника, живописца и графика оказал Ре,мбрандт. (Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669) — голландский художник, Живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно раз нообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.(слайд 6-7)

Дарование Лермонтова-живописца раскрылось в полной мере во время и после первой ссылки. Почти все лучшие его произведения в области изобразительного искусства связаны с Кавказом. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи.

(слайд 8) Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями на груди, шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Это одно из лучших и достовернейших изображений поэта. Автопортрет передает глубокий, напряженный мир поэта, его страдания, его «душу».

Работа с классом :

- Каким изобразил себя поэт?

Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.

- А каким его запомнили другие люди, те, кто его знал?

- Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу обнаружим, что люди, знавшие его лично, совершенно расходятся в представлении о его внешности. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с маленькими глазами. Лермонтов был очень разным: злым и угрюмым, скучным и ласковым, добрым и раздражительным, спокойным.

« С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…», – так рассказывал Лермонтов в письме Раевскому о своих вынужденных поездках по Кавказу.

Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его поэмам и стихам. Но рисовались они раньше, чем поэт создавал свои произведения. По существу для него это были памятные записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только волновали его, но и рождали новые поэтические образы.

В последние месяцы своей жизни в Пятигорске Лермонтов продолжал рисовать пером, карандашом и акварелью, делал зарисовки в альбомах знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки того времени пропали.

- Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти годы написать прекрасные произведения. Он был человеком необычайно одарённым. Он играл на скрипке, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Познакомимся с тем, как прошло детство поэта, кто его воспитывал, где он вырос.

Видеоролик о Тарханах

Сообщения учеников о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Обобщение учителем выступлений учеников:

(слайд 9 )Детство поэта, несмотря на то, что его очень любила бабушка, было безрадостным, так как мама умерла, а с отцом он не виделся. Чувство глубокого одиночества с самого детства терзало ребёнка. Финалом своей жизни М.Ю. Лермонтов повторил А.С.Пушкина.

Лермонтов прожил всего 27 лет. Жизнь его оборвалась от пули Николая Мартынова в июле 1841 г. на дуэли у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно. Мартынов быстро подошёл к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельным. Прах поэта покоится в часовне усадьбы Тарханы.

Выразительное чтение стихотворения «Парус» учеником 6 «А» класса

Словарная работа.(слайд 10)

Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.

Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

Синоним – беспокойный.(Словарь «Лексические трудности русского языка».)

Работа с текстом( слайд 10)

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)

  2. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом «одинокий», это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет «мятежный»? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)

  3. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)

  4. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)

  5. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).

Просмотр видео Сергей Лемешев исполняет романс «Парус» на стихи М.Ю.Лермонтова

Введение новых понятий(слайд 12).

  1. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?

Такой прием называется инверсия.

  1. Прочитаем строки:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.

В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? («Зимнее утро» - Мороз и солнце, день чудесный…)

Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.

Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

(слайд 13) Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.

Закрепление: Выполнение тестовых заданий. Выразительное чтение учениками стихотворения «Парус»

Это интересно: (Плагиат-Выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем)

Конечно, в том, что именно Лермонтов написал легендарное стихотворение «Парус», никто не сомневается. Но дело в том, что первая строка этого произведения изначально была написана вовсе не Михаилом Юрьевичем. Поэт процитировал строку из поэмы декабриста Александра Бестужева, который раньше него написал:

Белеет парус одинокий,

Как лебединое крыло,

И грустен путник ясноокий;

У ног колчан, в руках весло.

Релаксация : Ученики делятся на группы, каждой группе достается несколько изображений паруса в море.

Задача группы найти наиболее похожее по настроению изображение паруса, обосновать свой ответ

Подведение итогов урока

- Что нового для себя ученики открыли на уроке?

-Что стало наиболее запоминающимся?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?(5,4,3,2…).Обоснуйте свой ответ.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус»

Автор: Батманова Виктория Владимировна

Дата: 08.11.2022

Номер свидетельства: 616956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Литературный вечер"Был ли Лермонтов в Крыму?" "
    ["seo_title"] => string(48) "litieraturnyi-viechier-byl-li-liermontov-v-krymu"
    ["file_id"] => string(6) "161453"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422215858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства