Просмотр содержимого документа
«Антуан де Сент –Экзюпери «Маленький принц» »
Тема: Антуан де Сент –Экзюпери «Маленький принц»
Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А. де Сент - Экзюпери
Образовательные цели:
раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
формировать у ребят данные качества характера;
воспитывать уважение к чувствам другого.
Оборудование:
Слайды
Ход урока
Вводно-мотивационный этап:
Звучит музыка «» , учитель читает эпиграф к уроку «Быть человеком- это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». Сообщает , что речь на уроке пойдет о талантливом писателе и его замечательном произведении.
Совместная деятельность учителя и учащихся:
Класс разбит на 3 группы: историки, культурологи, аксиологи
Выступление 1-ой группы:
1 уч-ся: Биография А.де Сент-Экзюпери.
Французский писатель и профессиональный летчик. Родился в городе Лионе, в семье профессионального дворянина. В возрасте 4-х лет потерял отца, воспитанием маленького Антуана занималась мать, замечательная женщина, талантливая художница, подарившая сыну счастливое и радостное детство. Экзюпери окончил школу иезуитов в Монтре, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры. Поворотным в его судьбе стал 1921 год, когда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Главные книги выросли из его опыта летчика.
Слайд 1:
2-й уч-ся: Авиация и литература- любимые дела Экзюпери .
Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, выполнил много опасных рейсов, побывал на фронтах республиканской Испании, печатал репортажи об этой войне во французских газетах, не раз был на грани смерти.
И в его книгах тоже все необычно: новая тема- полеты, дальние страны, новый герой- мужественный, самоотверженный, полный ответственности за все. Когда его однажды спросили, что он предпочитает- летать или писать, Сент-Экзюпери ответил: «Не понимаю, как можно разделять эти вещи, тем более противопоставлять. Для меня летать и писать- одно и то же».
Слайд 2:
3- уч-ся: История создания сказки «Маленький принц».
Мысль о создании принадлежит Элизабет Рейнал, жене американского издателя, выпускавшего в свет сочинения Экзюпери. Однажды она попросила «выпустить в жизнь» того, кого он уже много лет рисовал на страницах своих рукописей- удивительного мальчика с золотыми волосами. Сказка была написана в Нью-Йорке, в эмиграции и опубликована в 1943 году. Она посвящена лучшему другу Экзюпери, который жил во Франции и скрывался от нацистов в подполье.
Слайд 3:
??-сы:
- почему Антуан выбирает авиацию, что его привлекает: большие деньги или романтика?
- для кого написана сказка: для детей или для взрослых?
Выступление 2-ой группы (культурологи)
1-й уч-ся: Национальный пейзаж Франции
Слайд 1.
2-й уч-ся: Национальная идея- это идеи, сформированные в историческом прошлом, отражающие национальные ценности. Например у Франции "свобода, равенство, братство"
Слайд 2
Синее знамя использовалось еще со времен Хлодвига I, первого франкского короля, и было связано с цветом облачения святого Мартина Турского, покровителя Франции. По легенде святой поделился своим плащом (синего цвета) с нищим у Амьена, а Хлодвиг после принятия христианства около 498 года сменил в честь него белое знамя на синее.
Белый цвет в период с 1638 по 1790 гг. являлся цветом королевского флага и некоторых морских знамён. С 1814 по 1830 гг., он также был цветом стягов королевской армии. Белый цвет символизирует Францию и все то, что связано с божественным порядком, с Богом (отсюда и выбор этого цвета в качестве основной эмблемы королевства — по официальной доктрине власть короля имела божественное происхождение).
Во времена правления Гуго Капета и его потомков короли Франции имели красную орифламму в честь святого Дионисия, так как он был легендарным основателем аббатства, которое со времён Дагоберта I было особенно почитаемо.
3-й уч-ся:
Слайд 3:
??-сы:
-
-
Выступление 3-ей группы (аксиологи)
1 уч-ся: Дружба- самый ценный подарок.
Маленький принц заботится о Розе, хотя он и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в его душе пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.
Инсценирование диалога: Роза и Маленький принц
Встреча с Лисом помогает Маленькому принцу понять, что его Роза- единственная в мире.
Лис открывает свой секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» . И дает Маленькому принцу наказ: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…».
Инсценирование диалога: Лис и Маленький принц
Вопросы: Чему научил героя Лис?
Как вы понимаете слова Лиса?
Слайд 2: Вспомните, на каких планетах побывал Маленький принц. Назовите их общие черты.
- нет названия;
- маленькие;
- живет один человек;
- этот человек – взрослый;
- автор обращает внимание на одно качество человека;
- черта характера обитателя планеты явно преувеличено.
На экране демонстрируется определение качества того или иного обитателя планеты, а учащиеся называют героя.
- властолюбие (Король)
- честолюбие (Честолюбец)
- пьянство (Пьяница)
- жадность (Деловой человек)
- фатализм (Фонарщик)
- невежество (Географ)
2-й уч-ся: Равнодушие-
Читает: «Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»-совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.»
Слайд 2:
3-й уч-ся: Быть человеком - это значит чувствовать свою ответственность
Слайд 3:- Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
О ком и о чем заботиться маленький принц?
Жизнь, по мнению автора – это труд любви, каждодневное выпалывание баобабов зла, забота о близких людях и о своей планете.
Заключительный этап:
Слова автора: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы»
Вопрос: Почему?
Писатель стал невольным свидетелем того, что может произойти, если вовремя не выполоть баобабы зла, если в душе каждого взрослого человека умрет ребенок.