kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»»

Класс: 3

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Ознакомление с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Личностные:

1.Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте.

  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.


ХОД УРОКА


Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

6 минут

«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?»

- Как вы знаете, Кот учёный ходил по цепи, расположенной на дубе. Вот и у нас есть сказочный дуб, на листьях которого я предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. 

Можете начать словами:

Я научусь…..

Я узнаю…….

Мне будет….

А в конце урока мы проверим оправдались ли ваши ожидания

Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. В этом мне будет помогать……Она читает, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ  - это лепесток .

1 лепесток.

 Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. 

2 лепесток. 

Проворонила ворона вороненка

3 лепесток.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи. 

4 лепесток.

Нет земли краше, чем Родина наша

5 лепесток.

Из какого произведения строки?

«уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!»

6 лепесток

Три поездки Ильи Муромца?

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»?

Курочка ряба?

Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом все это назовем?

На доске появляется цветок.

На какие две большие группы мы можем разделить сказки?

Какие виды сказок вы знаете?

Какие признаки сказки вы можете назвать?

Как вы думаете, с каким жанром будем сегодня работать?

А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете отгадав загадку:

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь …….

Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

Какие задачи поставим перед собой?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу.




















-загадка




-Скороговорка





-считалка


-пословица



-народная песня




-былина


-Заклички, небылицы, потешки.

-сказка


-Устное народное творчество





-Авторские и народные

-сказки о животных, волшебные и бытовые

-животные разговаривают, волшебство, вымысел

-со сказкой

-Гвидон




-познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы. А еще мы будем говорить о чудесах, познакомимся с биографией писателя и поработаем в паре

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 Актуализация знаний


6 минут

-Назовите автора сказки (слайд 1)

Звучит тихая музыка

-6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

(слайд 3)

-Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

(слайд 4)

-Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

(слайд 5)

-В семье Пушкиных было трое детей. Старшая - Ольга, средний - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

(слайд 6)

-Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

-Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

«-Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их

Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

Учитель: И он, как заворожённый, слушал»

-Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

Внимательно слушают учителя.

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Первичное усвоение новых знаний


16 минут

- Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.

- Как появилась сказка, вы знаете? 

- Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

- А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.

- Послушайте начало народной сказки: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц 

-Как они называются?

- Давайте посмотрим на их значение:

Молвить – говорить

Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора - за забором

К исходу сентября - к концу сентября

Светлица- светлая парадная комната в доме

Сени-  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.

Красная девица – красивая

Аршин- старорусская единица измерения длины

Гонец- вестник, посыльный, курьер.

-Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка?

(включается фонограмма «пряха», выходят девицы)

1 девица: Кабы я была царица,

То на весь крещёный мир приготовила б я пир

2 девица: Кабы я была царица,

То на весь бы мир одна наткала я полотна

3 девица: Кабы я была царица,

Я б для батюшки царя родила богатыря

-Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Во все время разговора он стоял позадь забора;

Речь последней по всему полюбилася ему.

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица,

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха

-Как бы вы охарактеризовали этих девушек?

-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? 

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше.

Чтение следующей части учителем до слов: с первой ночи понесла…

Дальше я вам предлагаю почитать хором: до слов…… Для законного решенья… Читаем в полголоса, не следует выкрикивать, и бежать вперед. Обращайте внимание на ударения.

Далее чтение по цепочке: до слов……..и вышел вон.











-рассказала Арина Родионовна









- вам ничего это не напоминает?


-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи



-устаревшие – архаизмы

















-три девицы под окном…


-говорит одна девица

- говорит её сестрица

-третья молвила сестрица


-все охают


-кланяется третьей сестре

- говорит он


-сёстры охают

-1 - любит готовить и вкусно поесть, 2 - любит шить и модно одеваться, 3 - любит детей и мечтает о семье.

-важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник

Предположения детей

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Физкультминутка

1 минута

А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Детки должны приседать.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Дети должны ходить на месте.)

Повторяют движения.

Личностные УУД

 Первичная проверка понимания.


7 минут

- Куда после свадьбы отправился царь Салтан? Найдите эти строчки и прочитайте.

-Какой вы представляете царицу?

Какие слова передают то, что она заботливая мать? найдите в тексте.

Какими были сестры царевны ? Найдите строчки, где говорится о том, как они завидуют сестре. Строчки, где они извести ее хотят. (Работа в паре)

А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, составить цветок.

На столах у вас лежат лепестки цветка, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы ( подписать рядом ответ) и приклеить лепестки на бумагу с сердцевиной цветка.

1) Простые вопросы: Кто услышал разговор сестриц? 

2) Уточняющие вопросы: Я правильно поняла, что царь уехал на войну?

3) Интерпретационные: Почему сестры решили извести сестру?

4)Творческие: Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?

5) Практические: Как бы вы поступили на месте царя?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер? 

-На войну

-доброй женой, заботливой матерью

-Как орлица над орленком

- злыми, лживыми, завистливыми и коварными

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Первичное закрепление


3 минуты

Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

В чём особенность сказок А.С.Пушкина?

- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи?

- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-написаны в стихах

Ответы детей.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Итог урока. Рефлексия.


5 минут

– Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.

1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? 

2) Какими по содержанию бывают сказки? 

3) Для чего придумали сказки? 

4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? 

5) Как по - другому сказать о сказке? 

В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Продолжите: 

Я узнал…

Мне было непонятно…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

-Сказка

-Волшебные, бытовые

-Читать, пересказывать, учить

-Сказка – ложь, да в ней намек.

-Фантазия, выдумка

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Домашнее задание

1 минута

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина

А я хочу закончить наш урок такими словами:

«Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.»

Слушают учителя





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рогачёва Анастасия Сергеевна

Дата: 04.03.2022

Номер свидетельства: 601678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Игра «Волшебный мир СИНЕМА» по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»"
    ["seo_title"] => string(80) "ighra_volshiebnyi_mir_siniema_po_proizviedieniiu_a_s_pushkina_skazka_o_tsarie_sa"
    ["file_id"] => string(6) "447969"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515132638"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок литературного чтения по теме:  "А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-a-s-pushkin-skazka-o-zolotom-pietushkie"
    ["file_id"] => string(6) "301429"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456919197"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(38) "a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "238994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444676913"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapotiemieaspushkinskazkaotsariesaltanie"
    ["file_id"] => string(6) "339843"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471524413"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Викторина по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.""
    ["seo_title"] => string(66) "viktorina_po_proizviedieniiu_a_s_pushkina_skazka_o_tsarie_saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "398965"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489142434"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства