А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая история романа.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая история романа.
Урок с использованием дистанционных технологий ( в период дистанционного обучения) Цели:познакомиться с историей создания романа, выявить историческую основу произведения, нравственные основы личности отца Петра Гринева, смысл его наставлений и их роли в судьбе героя; особенности образа рассказчика в романе. Развить навык выразительного чтения, лексической работы, формировать нравственно-эстетические представления в процессе выявления лексического значения слов «честь», «благословение».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая история романа.»
Карта для организации занятий с использованием дистанционных технологий обучения
МБОУ СОШ №21 г. Белгорода
Учитель: __________
Предмет: литература
Класс: 8 _
Дата проведения урока:
Записать в тетради дату, тему урока. Выполнить задание.
Выполненную классную работу необходимо предоставить в любом доступном формате (скан, фотография)
- электронным письмом на адрес: _________. Название файла (сообщение) должно содержать название предмета, фамилию ученика и класс. Например: литератураИванов 8Б.doc
- прикрепленным файлом в ВШ
Фотография работы должна быть доступна для чтения.
Тема урока: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая история романа.
Цели:познакомиться с историей создания романа, выявить историческую основу произведения, нравственные основы личности отца Петра Гринева, смысл его наставлений и их роли в судьбе героя; особенности образа рассказчика в романе. Развить навык выразительного чтения, лексической работы, формировать нравственно-эстетические представления в процессе выявления лексического значения слов «честь», «благословение».
Изучение новой темы. Историческая основа, история прообразов Петра Гринева, главного героя произведения
С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра Первого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773-1774 годов. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачевского бунта» (изменено Николаем I).
По первоначальному замыслу центральной фигурой в романе «Капитанская дочка» должен был стать дворянин, поручик Шванвич. Сведения о нем и о подпоручике A. M. Гриневе, арестованном по подозрению «в сообщении со злодеями», но признанным невиновным, Пушкин обнаружил в одном из документов. Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришел к выводу, что дворянство — единственное из всех сословий — осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина-отщепенца не могла послужить основой для художественных обобщений. Шванвич превратился бы в такого же героя-одиночку, как Владимир Дубровский, «благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи. (Роман «Дубровский», 1833.)
Пушкин нашел нового героя — им стал не союзник, а пленник Пугачева Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования — мемуарные записки героя, обращенные к внуку («Любезный внук мой Петруша...» — так начинался черновой набросок вступления). Зимой 1834/35 года возник новый вариант произведения: в нем появились историко-бытовой материал и любовный сюжет. В 1835—1836 годах менялись сюжетные линии, фамилии героев. Так прообраз будущего Гринева Башарин стал Валуевым, потом Буланиным (эта фамилия осталась в «Пропущенной главе»), и только на последнем этапе работы Пушкин назвал мемуариста Гриневым. Его антипод Швабрин, сохранивший некоторые черты дворянина-изменника Шванвича появился тоже в окончательной редакции. Рукопись была переписана набело самим Пушкиным 19 октября 1836 года.В конце октября, уже после того, как роман был представлен в цензуру, он получил название «Капитанская дочка».
Система эпиграфов в романе
В романе использована целая система эпиграфов. Они являются отражением авторской точки зрения. Помимо общего эпиграфа («Береги честь смолоду») все 14 глав имеют свои эпиграфы (главы 3 и 5 - по два эпиграфа). Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Остальные — подлинные фрагменты произведений русских писателей XVIII века или авторские стилизации, написании «старинным слогом». Обе группы эпиграфов «ведут» две основные линии романа: фольклорные — тему народа, а литературные и псевдолитературные — тему молодого дворянина. Каждый эпиграф (вместе с названием главы) либо является лаконичным «конспектом» содержания главы, либо указывает на ее ритмические или эмоциональные особенности.
Система нравственных ценностей романа
В системе нравственных ценностей, отраженных в повести, на первом месте стоит понятие чести.
Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».
«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».
Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.
А. С. Пушкин был убежден, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. «По отцу и сыну честь». Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра Андреевича Гринева — дать своим потомкам представление о чести семьи, о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь ее в новом, XIX веке.
Домашнее задание
Прочитать 1 и 2 главы романа «Капитанская дочка» (стр. 159-174), письменно ответить на вопросы:
Когда Петру пошел семнадцатый год, отец решил, что наступило время отправить сына на военную службу. Почему вместо столицы был избран Оренбург? Каков смысл эпиграфа к первой главе романа?
В чем состоит, с точки зрения Андрея Петровича, долг дворянина?
Какой смысл приобретает эпиграф к главе «Вожатый» (2 глава)?