kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. П. Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Хамелеон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет  познакомить обучающихся с краткими сведениями о жизни и творчестве А. Чехова, с понятием «рассказ» и его жанровыми особенностями, с содержанием рассказа «Хамелеон», углубить навыки анализа и пересказа  текста, формировать ключевые жизненные компетентности обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Хамелеон»»


Тема. А. П. Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Хамелеон»

Цель: познакомить обучающихся с краткими сведениями о жизни и творчестве А. Чехова, с понятием «рассказ» и его жанровыми особенностями, с содержанием рассказа «Хамелеон», углубить навыки анализа и пересказа текста, формировать ключевые жизненные компетентности обучающихся; развивать память, внимание, устную связную речь, навыки выразительного чтения, умение самостоятельно работать над материалом; воспитывать негативное отношение к человеческим изъянам.

Оборудование: аудиозапись медленной музыки, портрет писателя, карточки – лепестки для выполнения упражнения «ожидание», компьютерная презентация темы, цели, заданий, эпиграфа урока, слайды с незаконченными предложениями, иллюстрация с изображением хамелеона, словарик – советчик.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок – диалог

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут

​ рассказывать о жизненном и творческом пути А. Чехова;

​  раскрывать понятие «рассказ»;

​ называть жанровые особенности рассказа;

​ анализировать и пересказывать текст;

​ самостоятельно работать над материалом.

На уроке будут формироваться такие группы компетентностей:

​ социальная;

​ поликультурная;

​  коммуникативная;

​ информационная;

​ самообразовательная;

​ познавательная;

​ личностная.

Ключевые понятия: рассказ, сюжет, композиция, художественные средства, виды комичного.

Структура урока

І. Организационная часть

ІІ. Актуализация опорных знаний

1.​ Технология пароль

2.​ Ассоциирование

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

1.​ Вступительное слово учителя.

2.​ Компьютерная презентация темы урока.

3.​ Проведение упражнения «Ожидание».

4.​ Компьютерная презентация цели, заданий, эпиграфа урока.

ІV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала .

1.​ Пресс – конференция «Жизненный и творческий путь А. Чехова».

2.​ Мозговая атака.

3.​ Слово учителя.

4.​ Работа с учебником.

5.​ Экспресс – опрос.

6.​ Работа с текстом.

7.​ Физминутка.

8.​ Творческая работа.

V. Закрепление изученного материала .

1. Беседа.

VІ. Рефлексия.

1.​ Технология незаконченных предложений.

VІІ. Домашнее задание.

Ход урока

Есть таланты писательские, сценические,

художественные, у него же особенный талант -

человечный.

А. П. Чехов

І. Организационная часть

1. Приветствие.

2. Релаксационное упражнение «Прекрасный цветок».

Звучит медленная спокойная музыка, дети занимают удобное положение.

Слово учителя

Попробуйте представить себе, что вы — прекрасный цветок…

Вы — прекрасный цветок и растете навстречу солнцу...

Почувствуйте себя цветком: почувствуйте свой стебель, листья.

Вы прекрасный цветок Вы растете навстречу солнцу...

Почувствуйте, как ваши листья шевелятся под дуновением ветра.

Почувствуйте, как на ваши листья падают лучи солнечного света.

Почувствуйте, как в ваших листьях энергия солнца превращается в энергию жизни.

Почувствуйте, как энергия жизни растекается по листьям, стеблю, корням.

Почувствуйте свои корни.

Почувствуйте, как ваши корни вбирают влагу, минеральные элементы, питательные вещества.

Почувствуйте силу и энергию земли. Почувствуйте, как энергия, питательные вещества поднимаются по корням, по жилам — в стебель, в листья. Пусть эта энергия поможет Вам плодотворно работать на сегодняшнем уроке.

Вы — прекрасный цветок...

ІІ. Актуализация опорных знаний учеников.

1.​ Технология «Пароль»

Эта интерактивная технология предусматривает, что, поздоровавшись, учитель не предлагает всем ученикам сесть, а просит каждого назвать, не повторяясь ( цепочкой ), существенное для материала предыдущего урока слово ( словосочетание ), ключевое слово – своеобразный пароль.

Паролем этого урока могут быть слова: басня, баснописцы, аллегория, персонификация

2.​ Ассоциирование

Постройте ассоциативный ряд к словам: басня, особенности поэтики басен, известны поэты – баснописцы.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учеников.

1.​ Вступительное слово учителя

Исследователь творчества А. П. Чехова Валерий Гейдеко в одной из своих монографий писал, что если бы Чехов не стал большим писателем, он бы стал большим человеком. Его жизнь может служить примером странной победы человека над самой собой.

Все, кто знали писателя, подчеркивали его деликатность, терпение, учтивость. Оказывается, это результат самовоспитания. Сам Чехов в письме к жене сознавался: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резок, я вспыльчив. Но привык сдерживаться, ведь распускать себя порядочному человеку не годится». В чем секрет моральной силы этого человека? Возможно, ответ на этот вопрос вы найдете на нашем уроке, тема которого звучит так «А. П. Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Хамелеон».

2.​ Компьютерная презентация темы урока

3.​ Проведение упражнения «Ожидание»

Ученики пишут на карточках – лепесточках несколькими словами свои ожидания от урока. По очереди закрепляют их, формируя чудо – цветок «ожиданий».

На основе ожиданий формулируется цель урока.

4.​ Компьютерная презентация цели, заданий, эпиграфа урока

ІV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1.​ Пресс – конференция «Жизненный и творческий путь А. Чехова»

2.​ Мозговая атака

Подумайте, как слова чеховского героя, которые служат эпиграфом урока, перекликаются с личной жизнью писателя .

3.​  Слово учителя

А. Чехов известен мастер рассказа. А что же это такой рассказ. Давайте выясним, используя материал учебника.

4.​ Экспресс – опрос.

​ Что же такой рассказ?

​ Какой сюжет рассказа за строением?

​ Какие описания имеющиеся в рассказе?

5.​ Работа с текстом рассказа «Хамелеон».

1)Где происходит действие рассказа?

2) Назовите главных персонажей.

3)Какое приключение произошло на площади?

4) Что такое толпа? ( Совокупность людей, между которыми возможны контакты, и которые испытывают одинаковые чувства).

5) Подберите синонимы к слову толпа.

6) Какой была реакция толпы?

7) Какими изображены город и его жители. Зачитайте.

8) О чем свидетельствует такое описание?

9) Найдите и зачитайте описание Очумелова?

10) Одинаково ли ведёт себя герой на протяжении произведения? От чего изменяется его поведение?

11) Как внешне проявляются изменения в поведении?

12) Дайте характеристику поведения Очумелова.

13) Какие чувства вызывает у вас этот персонаж?

14) Какой из видов комического использует автор в этом рассказе?

15)Як вы считаете, толпа сочувствует Хрюкину?

16)Что известно вам о хамелеоне? (Это ящерица, которая изменяет цвет в зависимости от окружающей среды.)

5. Демонстрация иллюстрации с изображением хамелеона

17) Почему рассказ имеет название «Хамелеон»?

18) Кто в произведении назван хамелеоном?

19) Какую проблему поднимает Чехов в своем произведении?

6. Физминутка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Развести руки в стороны,выдох.)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

7 . Слово учителя

Конечно, хамелеоном в произведении является Очумелов, поскольку именно его поведение изменяется в зависимости от ситуации. Его хамелеонство объясняется подхалимажем, пресмыкательством, лицемерием.

8. Творческая работа

Докажите, что произведение «Хамелеон» является рассказом. Определите элементы композиции.

Экспозиция —изображение базарной площади.

Завязка — собака укусила Хрюкина.

Развитие действия — Очумелов расследует это событие.

Кульминация — выясняется, что собака брата генерала.

Развязка — собаку забирают, толпа хохочет над Хрюкиним. Угроза Очумелова.

V. Закрепление изученного материала

Вопросы для контроля

1)Какой предстала перед вами личность писателя?

2) Какие черты характера Чехова достойны, по вашему мнению, наследование?

3) Дайте определение рассказа.

4) Как вы считаете, является ли актуальной проблема, освещенная автором «Хамелеона»?

VІ. Рефлексия.

1.​ Технология незаконченных предложений.

​ На уроке для меня интересным было ...

​ Больше всего мне понравилось...

​ Я иду с урока с ...

2.​ Самоанализ учеников

3.​ Оценивание ответов учеников учителем

VІ. Домашнее задание

1.​ Прочитать и пересказать рассказ «Хамелеон».

2.​ Используя цитаты, охарактеризовать образ Очумелова.

3.​ Создать киносценарий по рассказу.







Имя ученика _______________________________________________

Самоанализ

Проанализируйте свою работу на уроке.

На каждый из вопросов дайте ответ да ( 2 балла ) или нет ( 0 баллов )

1. Вы активно участвовали в работе на уроке ________________

2. Вы активно участвовали в «пресс – конференции»_______

3. Вы давали правильные ответы на предложенные вопросы______________________________________

4. Вы объясняли эпиграф урока __________

5. Вы доказывали, что «Хамелеон» является рассказом____________

6. Вы удачно строили ассоциативный ряд _________________

Всего баллов_____



















Словарик – советчик

Рассказ – небольшое по размеру художественное повествовательное прозаическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека .

Главные признаки рассказа:

​ прозаическое произведение;

​ небольшой размер;

​ описаны события за малый промежуток времени;

​ изображение одного эпизода из жизни героя;

​ небольшое количество персонажей.

Толпа - совокупность людей, между которыми возможны контакты, и которые испытывают одинаковые чувства.

Сюжет – события, взаимоотношения и конфликты между персонажами, все содержание произведения .

Описание – последовательное описание отдельных признаков, черт и свойств лиц, вещей, явлений, природы и тому подобное.

Виды комического в литературе:

​ Юмор веселая, добродушная насмешка над кем-то или над чем-то.

​ Ирония – скрытая насмешка.

​ Сатира – беспощадное высмеивание человеческих изъянов.

​ Сарказм – въедливая насмешка с откровенно обличительным содержанием.

Элементы композиции:

Экспозиция — часть художественного произведения, в которой раскрываются обстановка и среда, время и место действия.

Завязка — часть художественного произведения, где возникает конфликт между персонажами.

Развитие действия — развертывание событий в произведении.

Кульминация решающее, самое главное столкновение сил, которые ведут борьбу, момент наивысшего напряжения в развитии изображенных в произведении событий.

Развязка — решение конфликтов, которые были положены в основу произведения, окончательное решение судьбы героев, полное раскрытие идеи и всего содержания произведения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
А. П. Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Хамелеон»

Автор: Белых Наталья Анатольевна

Дата: 15.08.2022

Номер свидетельства: 611750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "А.П.Чехов. Рассказ  "Хамелеон"."
    ["seo_title"] => string(28) "apchiekhovrasskazkhamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "288572"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454652607"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "А.П.Чехов. Рассказ  "Хамелеон"."
    ["seo_title"] => string(29) "apchiekhovrasskazkhamielieon1"
    ["file_id"] => string(6) "288573"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454652615"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "КВН по творчеству А.П. Чехова "
    ["seo_title"] => string(33) "kvn-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "206989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430315803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства