kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.И. Куприн. Творчество писателя. «Гранатовый браслет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе на тему "А.И. Куприн. Творчество писателя. «Гранатовый браслет» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн. Творчество писателя. «Гранатовый браслет»»

Тема: Вн. чт.: Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». А.И. Куприн. Творчество писателя. «Гранатовый браслет»

Образовательная цель:

  1. формировать информационную и компетенцию решения проблем

  2. формировать представление о биографии и особенностях творчества Куприна

  3. учить анализу художественного пр-ия, характеристике героя пр-ия

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. Подбор ассоциаций к составляющим слова «литература»

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


анализ работ

анализ работ прошлого урока

выставляют отметки, задают возможные вопросы по эссе

дневник

тетради

мотивационный

Инструктаж по заданию

консультирование

1.работа с эпиграфом к уроку

ЛЮБОВЬ ВСЕСИЛЬНА: НЕТ НА ЗЕМЛЕ НИ ГОРЯ-

ВЫШЕ КАРЫ ЕЕ, НИ СЧАСТЬЯ - ВЫШЕ НАСЛАЖДЕ-

НИЯ СЛУЖИТЬ ЕЙ.

В. ШЕКСПИР.

2.определите тему и цели нашего урока, пользуясь речевым шаблоном

3.работа с ключевым понятием «любовь»: составить ассоциативный ряд из трех слов, афиширование

ТиО работа со словарем по анализу понятия

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

тетрадь

речевой шаблон

операционный

Инструктаж по заданию

консультирование

наблюдение

1.работа с биографией автора: самостоятельный просмотр презентации: выписывают 5 фактов о биографии Куприна и то, что связано в его творчестве с любовью.

афиширование

2.викторина на знание текста с взаимопроверкой в парах по ключу и работой с оценочным листом

прием «ошибочное суждение»

1.действие повести происходит осенью

2.главную героиню повести зовут Вера

3.сестру главной героини зовут Наталья (Анна)

4. Густав – это муж главной героини (Василий Львович)

5.гранатовый браслет – это подарок Желткова

6. в браслете было 6 гранат (5)

7. Желтков любит главную героиню в течение семи лет

8.Желтков по профессии – телеграфист

9. в произведении звучит вторая симфония Бетховена

10. именины главной героини были в октябре (17 сентября)

3.групповая работа по анализу текста с представлением информации на постере, афиширование

! определить лидера группы, выставить отметку каждому о вкладе в общее дело в оценочные листы

1 группа: работа с пейзажем

Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?

ПЕЙЗАЖ

Отвратительные погоды Тихие безоблачные дни

Густой туман ясные, солнечные теплые

Сирена ревела, свирепый ураган желтая щетина полей

Размякшее шоссе, густая грязь заблестела слюдяным блеском паутина

Мутная кисея дождя

Пустота оголенность деревья покорно роняли желтые листья

Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки?

ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

2 группа: образ главной героини

Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства. Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры. Найдите описание осеннего сада. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада. Почему кн. Вера не уезжает с дачи?

ПЕЙЗАЖ КН.ВЕРА

Холодная и высокомерная холодное гордое лицо

Красота осенних цветов царственное спокойствие, холодная любез-

ность, практичность

АСОЦИАТИВНЫЙ РЯД: Холодный – высокомерный – гордый – надменный - царственный- аристократический.

Найти эпизод кн. Веры с сестрой; выделить в нем слова героини о море, лесе. Найти эпизод в финале- реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления?

«ОТНОШЕНИЕ КН. ВЕРЫ К ПРИРОДЕ»

МОРЕ: «Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает. Когда я привыкну к нему, я скучаю, глядя на него.»

ЛЕС: ( сосны, мхи, мухоморы- сравнение) «Точно из красного бархата и вышиты белым бисером»

Для Веры Николаевны главное- Взгляд словно скользит по поверхно-

внешнее. Пейзаж воспринимает сти. Нет желания всмотреться, вчувс-

через материальные ценности. твоваться.

- Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной?

ВЫВОД: Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. Вспомним: «Деревья успокоились и покорно роняли желтые листья» В таком же равнодушном состоянии находится героиня: со всеми строго проста, холодно любезна»

3 группа: подарки Вере Шеиной

Подарки Вере Николаевне. В чем их значение? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Найти смысловое сравнение. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание?

выглядит безвкусной безделушкой. но его ценность в другом: гранаты загораются под электрическим светом живыми огнями – точно кровь. Ж дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)

11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)

Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)

11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)

муж – серьги из жемчужин гушевидной формы, сестра – записная книжка в удивительном переплете

4 группа: образ Желткова

сопоставьте внешний и внутренний портрет Желткова. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он изначально мёртвым человеком?

О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.

Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.

ЖЕЛТКОВ

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУША)

  1. дом, лестница, комната.

Бедность.

2. Портрет. Чистота, искренность, умение чувст-

вовать.

3 Поведение во время разговора. За внешней растерянностью, нервоз-

ностью кроется глубокое чувство.

4. Последнее письмо, музыка красота, глубина души.

ВЫВОД: Человек, занимающий низкое положение в обществе способен на глубокие чувства, имеет высокую душу.

5 группа: история любви генерала Аносова

Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

ВЫВОД: Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

6 группа: высказывания героев повести о любви

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? (на выбор)

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

ВЫВОД: любовь – индивидуальна. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

Не в творчестве выражается индивидуальность. Но

В ЛЮБВИ. А.И.Куприн.

тетради

оценочный лист

текст

постеры

рефлексия и оценка

Инструктаж по заданию

1.работа с синквейном на тему «любовь»

2.письмо по кругу: групповая самостоятельная работа

Задание «Письмо по кругу» (критическое мышление) Предполагаю групповую форму работы. Учащимся нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – лист, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Как поняли Вы идею произведения? Сформулируйте её, продолжив высказывание: 1. Любить лучших – это не любовь, а эгоизм. Любить нужно непременно равных себе», - считал А.П. Чехов. Я (не) согласен с писателем, потому что…

  1. В несчастной любви может быть счастливым тот, кто…

  2. рефлексия: работа с вопросами, афиширование по желанию

- сегодня я научился

- у меня сегодня получилось, потому что

- у меня сегодня не получилось, потому что

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: Читать Куприн «Поединок» Готовить сообщение: 1 вариант – особенности изображения офицеров, 2 вариант – особенности изображения полковых дам. Какие герои выражают в повести авторские идеалы, дать им характеристику (письменно). Каково значение названия повести.

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник















































1 группа: работа с пейзажем

Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?

Какова идейно-композиционная роль пейзажной зарисовки зарисовки?


2 группа: образ главной героини

Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства. Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры. Найдите описание осеннего сада. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада. Почему кн. Вера не уезжает с дачи?

Найти эпизод кн. Веры с сестрой; выделить в нем слова героини о море, лесе. Найти эпизод в финале- реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления?

- Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной?


3 группа: подарки Вере Шеиной

Подарки Вере Николаевне. В чем их значение? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Найти смысловое сравнение. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание?


4 группа: образ Желткова

сопоставьте внешний и внутренний портрет Желткова. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он изначально мёртвым человеком?


5 группа: история любви генерала Аносова

Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?


6 группа: высказывания героев повести о любви

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? (на выбор)

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”










Оценочный лист по теме

«Куприн. «Гранатовый браслет».

Фамилия, имя ______________________

викторина

групповая работа

самостоятельная групповая работа






Оценочный лист по теме

«Куприн. «Гранатовый браслет».

Фамилия, имя ______________________

викторина

групповая работа

самостоятельная групповая работа






Оценочный лист по теме

«Куприн. «Гранатовый браслет».

Фамилия, имя ______________________

викторина

групповая работа

самостоятельная групповая работа






Оценочный лист по теме

«Куприн. «Гранатовый браслет».

Фамилия, имя ______________________

викторина

групповая работа

самостоятельная групповая работа






Оценочный лист по теме

«Куприн. «Гранатовый браслет».

Фамилия, имя ______________________

викторина

групповая работа

самостоятельная групповая работа






Оценочный лист по теме

«Куприн. «Гранатовый браслет».

Фамилия, имя ______________________

викторина

групповая работа

самостоятельная групповая работа











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
А.И. Куприн. Творчество писателя. «Гранатовый браслет»

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 397883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ". "
    ["seo_title"] => string(82) "romantichieskoie-izobrazhieniie-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "205402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429877764"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) ""Этапы жизни и творчества А. И. Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»"
    ["seo_title"] => string(80) "etapy_zhizni_i_tvorchestva_a_i_kuprina_liubov_kak_vysshaia_tsennost_mira_v_rassk"
    ["file_id"] => string(6) "567571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608233612"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Любовь – великий дар или проклятие» (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)"
    ["seo_title"] => string(100) "plan-konspiekt-uroka-liubov-vielikii-dar-ili-prokliatiie-po-rasskazu-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "259508"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448782795"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет” (конспект урока)"
    ["seo_title"] => string(70) "talant_liubvi_v_rasskaze_a_i_kuprina_granatovyi_braslet_konspekt_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "594143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639125683"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. И. КУПРИНА. ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА В РАССКАЗЕ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»"
    ["seo_title"] => string(106) "etapy_zhizni_i_tvorchiestva_a_i_kuprina_liubov_kak_vysshaia_tsiennost_mira_v_rasskazie_granatovyi_brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "348238"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476175934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства