1.работа с биографией автора: самостоятельный просмотр презентации: выписывают 5 фактов о биографии Куприна и то, что связано в его творчестве с любовью. афиширование 2.викторина на знание текста с взаимопроверкой в парах по ключу и работой с оценочным листом прием «ошибочное суждение» 1.действие повести происходит осенью 2.главную героиню повести зовут Вера 3.сестру главной героини зовут Наталья (Анна) 4. Густав – это муж главной героини (Василий Львович) 5.гранатовый браслет – это подарок Желткова 6. в браслете было 6 гранат (5) 7. Желтков любит главную героиню в течение семи лет 8.Желтков по профессии – телеграфист 9. в произведении звучит вторая симфония Бетховена 10. именины главной героини были в октябре (17 сентября) 3.групповая работа по анализу текста с представлением информации на постере, афиширование ! определить лидера группы, выставить отметку каждому о вкладе в общее дело в оценочные листы 1 группа: работа с пейзажем Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город? ПЕЙЗАЖ Отвратительные погоды Тихие безоблачные дни Густой туман ясные, солнечные теплые Сирена ревела, свирепый ураган желтая щетина полей Размякшее шоссе, густая грязь заблестела слюдяным блеском паутина Мутная кисея дождя Пустота оголенность деревья покорно роняли желтые листья Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки? ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической. 2 группа: образ главной героини Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства. Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры. Найдите описание осеннего сада. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада. Почему кн. Вера не уезжает с дачи? ПЕЙЗАЖ КН.ВЕРА Холодная и высокомерная холодное гордое лицо Красота осенних цветов царственное спокойствие, холодная любез- ность, практичность АСОЦИАТИВНЫЙ РЯД: Холодный – высокомерный – гордый – надменный - царственный- аристократический. Найти эпизод кн. Веры с сестрой; выделить в нем слова героини о море, лесе. Найти эпизод в финале- реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления? «ОТНОШЕНИЕ КН. ВЕРЫ К ПРИРОДЕ» МОРЕ: «Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает. Когда я привыкну к нему, я скучаю, глядя на него.» ЛЕС: ( сосны, мхи, мухоморы- сравнение) «Точно из красного бархата и вышиты белым бисером» Для Веры Николаевны главное- Взгляд словно скользит по поверхно- внешнее. Пейзаж воспринимает сти. Нет желания всмотреться, вчувс- через материальные ценности. твоваться. - Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной? ВЫВОД: Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. Вспомним: «Деревья успокоились и покорно роняли желтые листья» В таком же равнодушном состоянии находится героиня: со всеми строго проста, холодно любезна» 3 группа: подарки Вере Шеиной Подарки Вере Николаевне. В чем их значение? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Найти смысловое сравнение. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание? выглядит безвкусной безделушкой. но его ценность в другом: гранаты загораются под электрическим светом живыми огнями – точно кровь. Ж дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.) 11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.) Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.) 11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.) муж – серьги из жемчужин гушевидной формы, сестра – записная книжка в удивительном переплете 4 группа: образ Желткова сопоставьте внешний и внутренний портрет Желткова. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он изначально мёртвым человеком? О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание. Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек. ЖЕЛТКОВ ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУША) дом, лестница, комната. Бедность. 2. Портрет. Чистота, искренность, умение чувст- вовать. 3 Поведение во время разговора. За внешней растерянностью, нервоз- ностью кроется глубокое чувство. 4. Последнее письмо, музыка красота, глубина души. ВЫВОД: Человек, занимающий низкое положение в обществе способен на глубокие чувства, имеет высокую душу. 5 группа: история любви генерала Аносова Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно? Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим. ВЫВОД: Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов. 6 группа: высказывания героев повести о любви Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? (на выбор) Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования” ВЫВОД: любовь – индивидуальна. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, Не в творчестве выражается индивидуальность. Но В ЛЮБВИ. А.И.Куприн. |