Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа »
Урок 3. Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа
Цели: раскрыть незаурядность натуры Онегина, духовную эволюцию его характера, смысл его духовных исканий, итогов его жизненного пути;
развивать умение и навыки анализа главного героя;
воспитывать умение любить и бороться за свою любовь, воспитывать жизнестойкость учащихся.
Оборудование: портрет Пушкина, текст романа «Евгений Онегин».
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало».
Вопрос:
- Ребята, из какого произведения данный отрывок?
Ответы учащихся.
Вопрос:
- С каким произведением А.С.Пушкина мы познакомимся сегодня?
Ответы учащихся.
Формулировка темы и целей урока. Учитель корректирует и записывает тему урока на доске.
II. Работа по теории литературы.
- Вчитаемся в тему. Слово «роман» – что это такое? Вспомним основные признаки романа: прозаический жанр эпоса большой формы; основную организующую роль играет сюжет (развитие характеров и событий); имеет несколько сюжетных линий; изображается история человеческих судеб на протяжении длительного времени; широко охватывает действительность.
Жанр «не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Почему?
Роман написан в стихотворной форме (стихотворная форма – принадлежность лирики.)
- Роман в стихах написан «онегинской строфой». Эту строфу специально создал Пушкин для своего романа. Она состоит из 14 строчек (как сонет). В ней применяются три главных способа рифмовки: перекрестная (абаб), смежная (аабб) и опоясывающая (абба) рифмы.
- Для чего Пушкин создал особую строфу? Зачем такая разнообразная рифмовка? (Таким приемом автор сделал повествование живым, не однообразным, оно очень легко читается.)
III. Работа над темой урока.
Сообщение или проект творческой группы об истории создания романа в стихах «Евгений Онегин» (в качестве домашнего задания).
Анализ образа Евгения Онегина.
- О чём говорит заглавие романа? (Онегин – главный герой.)
Работа по граням кубика. Учитель:
- Образ Евгения Онегина, как и всякого человека, многогранен. Используя грани кубика, мы постараемся дать такое же количество оценок пушкинскому герою, ответим на проблемный вопрос урока: «Трагичен ли путь Онегина?». Каждая грань характеризует какие-либо его черты. Каким же вы представляете себе Евгения Онегина – главного героя произведения? Сейчас вы нарисуете на листочках Евгения Онегина в вашем представлении.
Листы крепим на доску.
- А теперь будем анализировать героя по граням. У меня в руках кубик.
Первая грань.
- Имя Евгений (древнегреческое) означает «благородный». А что мы можем сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение?
И – интеллектуал, интеллигент, интересныйсобеседник;
Н– незаурядный, непонятный.)
Вторая грань.
- Что общего у Онегина с Чацким?
(Эти герои умные, ищущие и не находящие удовлетворения в обычной жизни дворянского общества, передовые люди своего времени, хотят не прозябать, а ощущать потребность в содержательной, полезной деятельности, испытывают недовольство собой, светским обществом.)
- Какие различия между Онегиным и Чацким?
(Чацкий точно знает, чего хочет, а Онегин – в поисках.)
Третья грань.
- Есть ли что-нибудь общее у Онегина с Молчалиным?
(Только то, что они молодые дворяне.)
- Какие различия между Онегиным и Молчалиным?
(УМолчалина низменные цели – успешная карьера и весело пожить. Онегина это не удовлетворяет.)
Четвертая грань.
- Что общего у Ленского и Онегина?
(Они размышляют и спорят на философские, научные темы, о добре и зле, о судьбе и смысле жизни.)
- Чем отличаются Ленский и Онегин?
(Ленский – романтик, Онегин – реалист.)
Пятая грань.
- Каков был его жизненный путь и каков итог?
Групповая работа.
Исследователи первой группы, опираясь на текст 1,2,8 глав, рассказывают, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество, делают вывод, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а одиночество – удел каждого, кто возвышается над ними.
Вторая группа исследователей, опираясь на текст 1, 6, 8 глав, рассказывает о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою, делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет Онегина и надеется на лучшее в его судьбе.
Шестая грань.
- Так трагичен ли путь Онегина?(Оказывается, у человека с «резким, охлажденным умом» есть сердце!Путь Онегина – это мучительный путь исканий человека, ставшего жертвой «бурных заблуждений необузданных страстей», путь от эгоистического миропонимания «мы почитаем всех нулями, а единицами себя» к самопознанию и самосовершенствованию, к выздоровлению души, – путь понятный и близкий самому автору.)
Вывод:
- А теперь мы составим характеристику Евгения Онегина.
Признаки, характеризующие Евгения Онегина: ирония, самоирония, сомнения, отрицание, притворство, маска, язвительность, разочарованность, независимость, рассудительность, трезвый расчет, самоанализ, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», необычный и сложный характер, холодная прозаичность.
IV. Подведение итогов урока:
- Можем ли мы в чем-то обвинить Онегина? Строго судить его? Обоснуйте свое мнение. Выскажите свою точку зрения, используя метод «Пресс». Напоминаю вам 4 этапа метода:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что...»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что...»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например...»;
4) сделайте вывод: «Таким образом...»
V. Домашнее задание.
1. Создайте страничку читательского дневика (Что понравилось, что запомнилось?):
- Какие главы романа читались с наибольшим интересом?
- К каким главам хотелось бы нарисовать иллюстрации? Опишите одну из них.
- Кто из героев вызвал сочувствие, неприязнь и почему?
- Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в конце романа?