Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
1. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями:
1. Автор описывает весну 46 года
А. Развязка
2. Автор встречает Андрея с мальчиком
Б. Авторский зачин
3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ
В. Кульминация
4. Все события военных лет
Г. Экспозиция
5. Гибель сына
Д. Развитие действия
6. Встреча с Иваном
Ж. Завязка
7. Прощание с автором
З. Концовка
2. В какую станицу ехал рассказчик?
1. Вешенская 2. Букановская 3. Усть-Медведицкая
3. Какова была довоенная жизнь Андрея Соколова?
Он работал на железной дороге и не имел ни жены, ни детей
Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей
Он работал на заводе и жил с престарелыми родителями
4. Как Соколов попал в плен?
Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага
Он сам сдался в плен после того, как советские войска проиграли сражение
Грузовик с боеприпасами, который вел Соколов, захватили немцы
5. Какое знаменательное событие произошло во время ночевки пленных в церкви?
Фашисты расстреляли находившихся в церкви евреев
Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного
Соколов пытался совершить побег
6. Попав в плен, Андрей Соколов:
всегда думал о побеге
старался выполнять всю работу без нареканий
надеялся на скорое освобождение советскими войсками
смирился со своей судьбой
7. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?
по дороге в Познань
работал в каменном карьере
был отправлен рыть могилы военнопленным
работал на шахте в Руре
8. Как Соколову удалось избежать расстрела?
Он держался достойно и рассказал коменданту остроумную шутку
Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба
Он залпом выпил полбутылки водки и этим заслужил уважение наблюдателей
9. Как Соколов освободился из плена?
Соколов оглушил майора, направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную территорию
Во время строительства укреплений Соколову удалось незаметно выбраться из лагеря
Соколов взял майора в плен и, угрожая убить его, сбежал на машине
10. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:
хотел помочь мальчику-сироте
устал от одиночества
думал, что забудет собственное горе
был потрясён трагической судьбой мальчика
11. Что чувствовал рассказчик, глядя вслед Ванюшке и Соколову?
Он радовался, что эти двое все-таки нашли друг друга
С тяжелой грустью смотрел он им вслед, а потом не смог сдержать слез
Он надеялся, что когда-нибудь снова их увидит
12. Определите тематику рассказа:
1. жизнь и смерть 2. человек на войне 3. человек после войны 4. как война ломает жизнь человека
13.Фраза: «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» – содержит:
1. гиперболу 2. метафору 3.эпитет
14. Что помогло герою выжить и вынести все испытания?
15. Назовите особенности композиции рассказа.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
1. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями:
1. Автор описывает весну 46 года
А. Развязка
2. Автор встречает Андрея с мальчиком
Б. Авторский зачин
3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ
В. Кульминация
4. Все события военных лет
Г. Экспозиция
5. Гибель сына
Д. Развитие действия
6. Встреча с Иваном
Ж. Завязка
7. Прощание с автором
З. Концовка
Правильные ответы: 1-Г 2-Б 3-Ж 4-Д 5-В 6-А 7-З
2. В какую станицу ехал рассказчик?
Вешенская Букановская Усть-Медведицкая
3. Какова была довоенная жизнь Андрея Соколова?
Он работал на железной дороге и не имел ни жены, ни детей
Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей
Он работал на заводе и жил с престарелыми родителями
4. Как звали детей Андрея Соколова?
Андрейка, Иринка, Васютка
Ксюша, Серёжа, Максимка
Ванюша, Танюша, Леночка
Анатолий, Олюшка, Настенька
5. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?
17лет 8лет 10лет 15лет
6. Сколько раз был ранен А.Соколов?
3 2 0 1
7. На автомобиле какой марки возил снаряды на фронте Андрей Соколов?
Опель ГАЗ-67 полуторка ЗИС-5
8. Как Соколов попал в плен?
Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага
Он сам сдался в плен после того, как советские войска проиграли сражение
Грузовик с боеприпасами, который вел Соколов, захватили немцы
9. Какое знаменательное событие произошло во время ночевки пленных в церкви?
Фашисты расстреляли находившихся в церкви евреев
Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного
Соколов пытался совершить побег
10. Попав в плен, Андрей Соколов:
всегда думал о побеге
старался выполнять всю работу без нареканий
надеялся на скорое освобождение советскими войсками
смирился со своей судьбой
11. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?
по дороге в Познань
работал в каменном карьере
был отправлен рыть могилы военнопленным
работал на шахте в Руре
12.Как Соколову удалось совершить попытку побега?
Ему удалось неожиданно напасть на охранников и, оглушив их, сбежать
Один из пленных отвлек охранников и помог Соколову сбежать
Пленных заставили копать могилы, охранники отвлеклись, и Соколову удалось сбежать
13. Определите, какой герой здесь описан: "Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на "о" налегал, будто коренной волжанин".
немец Мюллер
немецкий инженер, в чине майора армии
Крыжнев- друг Соколова, пригласивший его работать водителем
14. Как Соколову удалось избежать расстрела?
Он держался достойно и рассказал коменданту остроумную шутку
Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба
Он залпом выпил полбутылки водки и этим заслужил уважение наблюдателей
15. Как Соколов освободился из плена?
Соколов оглушил майора, направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную территорию
Во время строительства укреплений Соколову удалось незаметно выбраться из лагеря
Соколов взял майора в плен и, угрожая убить его, сбежал на машине
16. Когда был убит сын Андрея Соколова?
10 мая 1945 г.
23 апреля 1945 г.
9 мая 1945 г.
после войны
17. Как погиб сын главного героя?
оказался в доме, на который упала бомба
умер в плену
убит в сражении под Москвой
убит в Берлине
18. Что случилось с Соколовым после войны?
Он вернулся домой, к своей семье
Семья Соколова погибла, он долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника Ванюшку
Семья Соколова погибла, он скитался по городам, сменил множество профессий, но теперь снова возвращается домой
19. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:
хотел помочь мальчику-сироте
устал от одиночества
думал, что забудет собственное горе
был потрясён трагической судьбой мальчика
20. Что чувствовал рассказчик, глядя вслед Ванюшке и Соколову?
Он радовался, что эти двое все-таки нашли друг друга
С тяжелой грустью смотрел он им вслед, а потом не смог сдержать слез
Он надеялся, что когда-нибудь снова их увидит
21. О чьей судьбе повествует рассказ?
о судьбе Андрея Соколова
о судьбе отдельно взятой советской семьи
о судьбе Ванюши
о судьбе человечества в целом
22. Какую форму имеет повествование в произведении Шолохова ?
повествование от 1-го лица повествование от 3-го лица
рассказ в рассказе форму монолога
23. Определите тематику рассказа:
жизнь и смерть человек на войне человек после войны как война ломает жизнь человека
24.Фраза: «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» – содержит:
гиперболу метафору аллегорию
25. Композиция произведения:
кольцевая (повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала, т.е. такое построение текста, при котором финал возвращает (условно говоря) к началу произведения )
последовательная (представляет собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале)
ретроспективная (т.е. когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия сюжета)