kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Шолохов. Рассказ "Судьба человека" конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс, предмет, время

Русская литература  11 «А» класс

Тема

М.Шолохов.Рассказ «Судьба человека»

Цели

а) помочь понять тему и идею произведения

б) способствоть формированию навыков монологической и диалогической речи.

в) учить учащихся умению слушать и слышать товарищей

Ресурсы

слайды по творчеству М.Шолохова,отрывки из фильма «Судьба человека»,учебник «Русская литература ХХ века» для 11 класса

Методы приемы

стратегия «7 Почему?»,частично-поисковый метод,тест,модули «АКТ», «Диалоговое  обучение », «Обучение  талантливых  и одарённых учеников»

Ход урока

Этапы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І.

2 мин

Орг момент

1.

а) Приветствие учащихся

б) Деление на группы  слова  «Тихий Дон» «Чудный Днепр», «Родной Уссек»  написаны на карточках, учащиеся вытягивают и распологаются по группам

2 мин

2.Мотивация к уроку

1. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете,чем названы ваши группы?»

Учащиеся отвечают на вопросы по очереди

ІІ.

по

3 мин

4 мин

Актуализация знаний

слайд №1

слайд №2

Портрет М.А.Шолохова

1.Работа над эпиграфом

2. Тест «Проверь себя!»

Учащиеся  читают слова М.Шолохова,обьясняют смысл эпиграфа.

Учащиеся отвечают на вопросы,выбирая правильный вариант

ІІІ.

3 мин

Переход к новой теме

Развитие речи

Вопросы классу:

І.гр

- Расскажите о связях

   Шолохова  с Казахстаном

ІІ гр

- Кто из казахских писателей

  занимался переводами

   произведений Шолохова?

ІІІ.гр

 -Назовите произведение казахского писателя,которое написано по опыту Шолохова

 Учащиеся рассказывают о творчестве Шолохова и его связи с Казахстаном и о его отнашений к казахскому народу.

Все 4 тома «Тихого Дона», «Поднятая целина», рассказ «Судьба человека» очерк», «Наука ненависти»

А.Нурпеисов «Кан мен тер»

ІV.

1.

3 мин

Изучение нового материала

Работа по учебнику

Ребята,вам дано было опережающее задание.

А теперь давайте поделимся знаниями по рассказу «Судьба человека»

  • Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения
  • Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?
  • Как вы думаете,почему А.Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?
  • Когда были написан рассказ и почему такой рассказ?

Учащиеся отвечают по составленному  плану

Автор пользуется особым композиционным приемом в рассказе

Учащихся находят страницу и отрывок о первой встрече двух попутчиков.

В рассказе нет идеологической позиций.

2.

Гимнастика для ума

Каковы основные  вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять? 

Учащиеся находят слова для характеристики главного героя:смелость, мужество, трудолюбие, самоотверженность

7 мин

Задания группам

Составление алгоритма

Групповая работа

 3№1.Как проявляет себя герой во всех испытаниях?Назовите те черты характера,которые помогли выстоять А.Соколову?

3 №2.Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?

3 №3. В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «человеческое достоинство и гордость»?

Учащиеся готовятся группой,стараются составить алгоритм,схемы,диаграмму Венна

7 мин

Модули

АКТ,Диалоговое обучение

Показ отрывка из кинофильма «Судьба человека»

Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?

просматривают отрывок и выражают свои мысли: неожидонная встреча с ребенком,случайным «осколкам войны» возрождает героя А.Соколов  не только покоряется судьбе, но и сам делает судьбу

Творческое задание

Составить интервью А.Соколову

Учащиеся составляют диалог между собой

Закрепление нов.материала работа с тетрадью

Давайте,назовем те черты характера,которые помогли А.Соколову выстоять? (учащиеся самостоятельно составляют кластер)

                   стойкость

 доброта                     великодушие

Черты  хар

А.Соколова

сострадание                  умение   мужество любить

2 мин

Рефлексия:

В чем проявляется основная  идея произведения?

Учитель направляет внимание учащихся на начало урока,выводы после чтения эпиграфа.

Учащиеся признаются,что рассказ «Судьба человека» помог им стать чище душой, и у них появилось стремление бороться за идеалы гуманизма.

2 мин

Дом.работа

слайд

Написать сочинение на тему: «Чем поучительна история А.Соколова?»

2 мин

Поурочный балл

Учитель дает возможность лидерам  группы оценить своих товарищей

Ученики оценивают своих товарищей по критериям.





 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Шолохов. Рассказ "Судьба человека" конспект урока»

Проверила

Зам директора по увр Б.Р.Сагимбекова

Класс, предмет, время

Русская литература 11 «А» класс

Тема

М.Шолохов.Рассказ «Судьба человека»

Цели

а) помочь понять тему и идею произведения

б) способствоть формированию навыков монологической и диалогической речи.

в) учить учащихся умению слушать и слышать товарищей

Ресурсы

слайды по творчеству М.Шолохова,отрывки из фильма «Судьба человека»,учебник «Русская литература ХХ века» для 11 класса

Методы приемы

стратегия «7 Почему?»,частично-поисковый метод ,тест,модули «АКТ», «Диалоговое обучение », «Обучение талантливых и одарённых учеников»


Ход урока


Этапы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І.

2 мин

Орг момент


1.

а) Приветствие учащихся



б) Деление на группы слова «Тихий Дон» «Чудный Днепр», «Родной Уссек» написаны на карточках, учащиеся вытягивают и распологаются по группам

2 мин

2.Мотивация к уроку

1. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете,чем названы ваши группы?»

Учащиеся отвечают на вопросы по очереди

ІІ.

по

3 мин



4 мин

Актуализация знаний

слайд №1



слайд №2

Портрет М.А.Шолохова


1.Работа над эпиграфом



2. Тест «Проверь себя!»

Учащиеся читают слова М.Шолохова,обьясняют смысл эпиграфа.

Учащиеся отвечают на вопросы,выбирая правильный вариант

ІІІ.

3 мин


Переход к новой теме

Развитие речи


Вопросы классу:

І.гр

- Расскажите о связях

Шолохова с Казахстаном

ІІ гр

- Кто из казахских писателей

занимался переводами

произведений Шолохова?

ІІІ.гр

-Назовите произведение казахского писателя,которое написано по опыту Шолохова

Учащиеся рассказывают о творчестве Шолохова и его связи с Казахстаном и о его отнашений к казахскому народу.


Все 4 тома «Тихого Дона», «Поднятая целина», рассказ «Судьба человека» очерк», «Наука ненависти»


А.Нурпеисов «Кан мен тер»

ІV.





1.

3 мин

Изучение нового материала




Работа по учебнику

Ребята,вам дано было опережающее задание.

А теперь давайте поделимся знаниями по рассказу «Судьба человека»

  • Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения

  • Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?

  • Как вы думаете,почему А.Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

  • Когда были написан рассказ и почему такой рассказ?

Учащиеся отвечают по составленному плану





Автор пользуется особым композиционным приемом в рассказе





Учащихся находят страницу и отрывок о первой встрече двух попутчиков.



В рассказе нет идеологической позиций.


2.

Гимнастика для ума

Каковы основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?

Учащиеся находят слова для характеристики главного героя:смелость, мужество, трудолюбие, самоотверженность

7 мин

Задания группам

Составление алгоритма

Групповая работа

3№1.Как проявляет себя герой во всех испытаниях?Назовите те черты характера,которые помогли выстоять А.Соколову?

3 №2.Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?

3 №3. В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «человеческое достоинство и гордость»?

Учащиеся готовятся группой,стараются составить алгоритм,схемы,диаграмму Венна

7 мин

Модули

АКТ,Диалоговое обучение

Показ отрывка из кинофильма «Судьба человека»

Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?


просматривают отрывок и выражают свои мысли: неожидонная встреча с ребенком,случайным «осколкам войны» возрождает героя А.Соколов не только покоряется судьбе, но и сам делает судьбу


Творческое задание

Составить интервью А.Соколову

Учащиеся составляют диалог между собой


Закрепление нов.материала работа с тетрадью

Давайте,назовем те черты характера,которые помогли А.Соколову выстоять? (учащиеся самостоятельно составляют кластер)



стойкость

доброта великодушие

Черты хар

А.Соколова





сострадание умение мужество любить

2 мин

Рефлексия:

В чем проявляется основная идея произведения?

Учитель направляет внимание учащихся на начало урока,выводы после чтения эпиграфа.

Учащиеся признаются,что рассказ «Судьба человека» помог им стать чище душой, и у них появилось стремление бороться за идеалы гуманизма.

2 мин

Дом.работа

слайд

Написать сочинение на тему: «Чем поучительна история А.Соколова?»


2 мин

Поурочный балл

Учитель дает возможность лидерам группы оценить своих товарищей

Ученики оценивают своих товарищей по критериям.















































Тест по творчеству М.А. Шолохова

  1. В какой газете опубликовалось первое произведение М.Шолохова?

  1. Ленинская правда

  2. Казахстанская правда

  3. Юношеская правда

  4. Пионерская правда

  5. Октябрьская правда

  1. Когда был опубликован первый рассказ писателя?

  1. 1924 б) 1923 в) 1925 г) 1922 д) 1927

  1. Основные герои рассказов Шолохова

  1. Богатые соседи

  2. Казачья беднота

  3. Разбитые бандиты

  4. Колхозники

  5. Красноармейцы

  1. «Тихий Дон» - это

  1. Роман эпопея

  2. Сборник рассказов

  3. Повесть

  4. Сборник очерков

  5. Сборник сказок

  1. Сколько лет было Шолохову когда было опубликована первая книга «Тихого Дона»

  1. 27 б) 28 в) 26 г) 23 д) 20

  1. В каком произведении писателя вписывается период коллективизации?

  1. Алёшкино сердце в) Лазоревая степь

  2. б) Тихий Дон г) Жеребёнок д) Поднятая целина

  1. В каком году Шолохов был призван в ряды Красной Армии?

  1. 1942 б) 1943 в) 1941 г) 1944 д) 1945

  1. Какой роман воссоздаёт тяжёлые дни войны?

  1. Комсомольская правда

  2. Они сражались за Родину

  3. Тихий Дон

  4. Жеребёнок

  5. Наука ненависти



  1. Когда был создан рассказ «Судьба человека»

  1. 1946 б) 1948 в) 1950 г) 1957 д) 1955

  1. Главный герой романа эпопеи «Тихий Дон»

  1. Семён Давыдов

  2. Лушка Нагульнова

  3. Варюх Горюха

  4. Григорий Мелехов

  5. Есаул Половцев

  1. В каком годы впервые Шолохов приехал в Казахстан

  1. 1945 б) 1943 в) 1944 г) 1941 д) 1942

  1. Творчеству какого казахстанского писателя повлияло написание романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон»?

  1. З.Шашкин б) А.Нурпеисов в) М.Ауэзов г) Ж.Жабаев д) С.Муканов






Лист оценивания по руссой литературе

Класс__________

Всего учащися в группе__________

Оценивал

ФИО учащихся

Выполнение дом.задания

Чтение произведения

Участие в обсуждениях в группе

Пересказ текста

(отрывка)

Выпол.заданий творческого

характера

итоговая оценка











































































Лист оценивания по руссой литературе

Класс__________

Всего учащися в группе__________

Оценивал

ФИО учащихся

Выполнения дом.задания

Чтение пройзведения

Участие в обсуждениях в группе

Пересказ текста

(отрывка)

Выпол.заданий творч..хар

итоговая оценка



















































Лист оценивания по руссой литературе

Класс__________

Всего учащися в группе__________

Оценивал

ФИО учащихся

Выполнения дом.задания

Чтение пройзведения

Участие в обсуждениях в группе

Пересказ текста

(отрывка)

Выпол.заданий творч..хар

итоговая оценка























































Лист оценивания по руссой литературе















Проверила

Зам директора по увр Б.Р.Сагимбекова

Класс, предмет, время

Русская литература 11 «А» класс

Тема

Роль профессии учителя в наше время.

Цели

а) сформировать понятие основной идеи рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»

б)способствовать развитию логического мышления.

в) учить учащихся умению работать в группе

Ресурсы

слайды по уроку, видеоматериал « Позитивный настрой»,учебник «Русская литература ХХ века» для 11 класса каз.школы.

Методы приемы

стратегия «7 Почему?»,частично-поисковый метод ,модули «ИКТ», «Диалоговое обучение », «Обучение талантливых и одарённых учеников»,ОКТ

Ожидаемый результат

1.учащиеся поняли и осмыслили содержание рассказа «Песчаная учительница»

2.Пересказать содержание рассказа

3.Умеют креативно оценивать поступки действующих лиц.

4.Составляют постер по прочитанному отрывку.

5. Пишут эссе на тему: «Роль профессии учителя в наше время».


Ход урока


Этапы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І.

2 мин

Орг момент


1.

1.Приветствие

2.Психологический настрой

3.Деление на группы


1.сообщение дежурного

2.делятся на группы рисунками ручки, журнала

3.Показ в\ф «Позитивный настрой»

ІІ.

2 мин

2.Мотивация к уроку

Вопрос к классу:

  • Что вы увидили на экране, что можете сказать по этому в в\фильму ?

Ребята говорят свои мнения: в жизни бывают разные случай и на все это нужно смотреть с позитивной точки зрения и т.д.

ІІІ.

3 мин


Переход к теме. Модуль

«Диалоговое об»

Слово учителя: Все ваши мнения правильны

У каждого человека и существа своя судьба и какие бы препятствия не втречались на вашем жизненном пути, вы должны достойно преодолеть их. Мы сегодня будем говорить о прфесии педагога, а для этого нам нужно вспомнить краткое содержание рассказа

А. Платонова «Песчаная учительница»




Учащ-ся слушают и настраиваются к ответу

ІV.






Опрос пройденного материала стратегия «7 «Почему?»

«ОКМ»




Работа по учебнику

  1. Почему М.Нарышкина приехала в село Хонеутово?

  2. Почему там был суровый климат?

  3. Почему дети перестали ходить в школу?

  4. Почему она решила преподовать другие предметы?

  5. Почему Мария Никифоровна пошла к вождю кочевников?

  6. Почему она ездила к завокроно?

  7. Почему М.Нарышкина решила, что вождь умен, чем ее начальник?

Уч-ся отвечают на эти вопросы, так как содержание рассказа им знакомо.

Y

Подача нового материала


Групповая работа (5мин)

Раздаются листы с концовкой рассказа, где М.Нарышкиной завокроно предлагает ехать в село Сафута, где жили не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость.

Уч-ся читают, объясняют, постолковывают содержание отрывка из рассказа

Закреплие темы


Групповая работа (7 мин)

Задание: Правильно ли поступила М.Нарышкина, соглашаясь ехать в отдаленное от цивилизации село? Свои мнения можете защитить, применяя стратегию «Фишбоун»


Уч-ся дружно обсуждают, за тем пишут свои факты, аргументы, причины на плакатах

YІІ

Обобщение урока


Защита проектов (2мин)

Учитель объясняет критерий к защите проекта: точность, краткость, умение постановки проблемы и вывода.

Каждая гуппа у доски защищает свой проект.

YІІІ

Выводы по уроку

Эссе на тему:

« Роль професии учителя в наше время».

Вопрос к классу

  • Какими качествами должен обладать современный учитель?

  • Какова роль професий учителя в наше время?

  • Правильно ли поступила М.Нарышкина, соглашаясь работать в Сафуте?

Уч-ся пишут эссе, где будут отвечать на вопросы.

ІХ

Дом. Задание (2мин)

  1. Написать соч-е на тему: «Роль професии учителя в современном обществе».

  2. Опережающее задание прочитать страница 184-192 «Жизнь и литературная деятельность Б.Л.Пастернака»

Уч-ся записывают в дневники дом. задание

Х

Оценивание

(3мин)

Само и взаимооценивание уч-ся

Комментир-е оценка учителя


ХІ

Рефлексия

(2мин)

Раздаются стикеры

1.Что вы узнали на этом уроке....?

2.Чему вы научились..?

Уч-ся делают выводы и пишут свой мнения на стикерах



Мектеп бітірушілерге кәсіптік бағдар беру мақсатында Платоновтың «Құм мұғалімі» әңгімесінің желісімен өткізілген дөңгелек үстел басындағы сұхбаттың өзім үшін сәтті шыққан тұстары: басты кейіпкердің өмірімен қазіргі мұғалім мамандығы туралы ойларын оқушылар орыс тілінде еркін жеткізе алды; «Фишбоун» стратегиясымен шығарманың түйінді идеясын өздері таба білді; топ мүшелерінің белсенділігі жоғары болды; мұғалм мамандығының қоғамдағы рөлінің маңыздылығын түсінді, талқылауды қажет ететін өзекті тақырып екені байқалды.

Сәтсіз тұстары: топтағы кейбір оқушылардың ойын еркін жеткізуіне сөздік қорының аздығы кедергі болды; үлгерімі төмен оқушыларға деңгейлі тапсырмалар ойластыру қажет.









































Класс, предмет, время

Русская речь 7 «А» класс

Тема

Синтаксическая роль деепричастий

Цели

а)научить правильно находить деепричастия в предложении, правильно ставить к ним вопросы.

б) способствоть формированию навыков диалогической речи.

в) учить учащихся умению слушать и слышать товарищей

Ресурсы

слайды по теме «Деепричастие»,учебник «Русская речь» для 7 класса

Методы приемы

стратегия «» частично-поисковый метод ,тест,модули «АКТ», «Диалоговое обучение », «Обучение талантливых и одарённых учеников»

Задачи

-Умеют различать деепричастия от других частей речи,

-правильно ставят вопросы,

-составляют сдеепричасчиями предложения


Ход урока




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Шолохов. Рассказ "Судьба человека" конспект урока

Автор: Нусупбекова Майнур Оразгуловна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293452


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства