Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс»
Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.
1 вариант
I. Теория литературы
1. Какое средство выразительности использовал автор?
1) Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые;
Умывается снегами рассыпчатыми…
2) Мне виделась Москва, что муравейник.
3) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.
2. Соотнесите термин и его лексическое значение.
1. Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
2.Событие, знаменующее начало развития действия в эпических произведениях.
3. Картина природы в художественном произведении.
Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.
3.Фольклор – это:
1)Устное народное творчество
2)Художественная литература
3)Жанр литературы
4)Жанр устного народного творчества.
II. История литературы.
О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
М. Ю. Лермонтов «Песня …про купца Калашникова»
III. Знание текста литературного произведения.
1. Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.
1). Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге…
2)Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
3) Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга….
2. Назовите произведение и его автора по отрывку.
1). И выходит удалой …. , Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Подправляет другой шапку алую…
2). Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы… одежду носил долгие годы одну и ту же без смены…
3). Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам…
4)С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам
3. Выберите правильный ответ.
1). Почему Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» оказался способен на предательство?
А) из-за любви к полячке;
Б) из-за пылкого горячего характера;
В) не любил Запорожскую Сечь;
Г) из-за трусости.
2). За что бился в кулачном бою купец Калашников в произведении М.Ю.Лермонтова?
А) показать удаль свою; Б) за родину; В) за честь семьи.
3). На день восшествия на престол какой императрицы М.В.Ломоносов написал оду?
А) Екатерина I
Б) Елизавета Петровна;
В) Екатерина II.
4). В чем смысл заглавия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
А) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;
Б) в нем описывается животное хамелеон;
В) так называют чиновников.
5). Чем генералы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина наградили мужика?
А) медалью;
Б) плетьми;
В) рюмкой водки и пятаком;
Г) кафтаном.
6)Кто такой юродивый ( по рассказу «Юшка»):
А)Сумасшедший
Б)Живущий по законам Бога среди людей
В)Добрый человек
Г)Злой человек.
7)В чем главная идея рассказа «О чем плачут лошади»:
А)Жить в гармонии с самим собой и природой
Б)Жить в гармонии с самим собой
В)Противопоставлять себя окружающему миру
Г)Чувствовать свое превосходство над людьми и природой
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов.
1). Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка» и «Кусака»)
2). Какой герой литературного произведения запомнился и почему?
3). В чем актуальность рассказа «О чем плачут лошади»?
4). О чем рассказ «Живое пламя» и как можно объяснить его название?
Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.
2 вариант
I. Теория литературы
1. Какое средство выразительности использовал автор?
1) Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником…
2) Губы бескровные, веки упавшие…
3) Словно ястреб взглянул с высоты небес
Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет.
Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.
3.Что такое былина:
1)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
2)Это поэтическая биография народа
3)Это краткое изречение
4)Это рассказ об исторических деятелях.
II. История литературы.
О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
Н. А. Некрасов «Русские женщины»
3. Знание текста литературного произведения.
1. Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.
1). - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?
2). Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина.
3). Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала….
2. Назовите произведение и его автора по отрывку.
1). Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной.
2). И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом.
3). Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец…
4)…. Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
3. Выберите правильный ответ.
1.Кто такие волхвы из стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
Бродячие артисты
Странники
Колдуны
Предсказатели.
2.Какому социальному слою принадлежал Калашников:
Дворянин
Крестьянин
Купец
Боярин.
3.Как поступил Тарас Бульба с Андрием:
Простил за предательство
Убил собственными руками
Помог бежать к любимой девушке
Отдал на перевоспитание в монастырь.
4.Какому историческому событию посвящена поэма Некрасова «Русские женщины»:
Войне 1812
Восстанию 14 декабря 1825
Отмене крепостного права 1861
Крымской войне 1854-1856.
5.В каком жанре создано произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералом прокормил»:
Повесть
Роман
Сказка
Новелла.
6.Концовка рассказа «Юшка»:
Носит негативный характер
Носит позитивный характер
Автор не дает никаких оценок событиям
Концовка рассказа неясна.
7.Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа «Кукла»:
Человеческое безразличие
Неуважение к чужому труду
Хулиганское поведение подростков
Хамское отношение между людьми
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов.
1). Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка»,«Кусака»)
2). Какой герой литературного произведения запомнился и почему?
3). В чем актуальность рассказа «О чем плачут лошади»?
4). О чем рассказ «Живое пламя» и как можно объяснить его название?
Ответы. Критерии оценивания
1вариант
I. Теория литературы.
Номер задания
Правильный ответ
Баллы
1.1
олицетворение
1
1.2
сравнение
1
1.3
эпитет
1
2.1
сравнение
1
2.2
завязка
1
2.3
пейзаж
1
3
1
1
II. История литературы. Максимально 5 баллов. Ученик должен написать о событиях русской истории, о которых идет речь в этом художественном произведении. Назвать реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
III. Знание текста литературного произведения.
Номер задания
Правильный ответ
Баллы
1.1
А. Платонов «Юшка»
0,5-1
1.2
М.Горький «Данко»
0,5-1
1.3
Ю.Казаков «Тихое утро»
0,5-1
2.1
М.Лермонтов «Песня….»
0,5-1
2.2
А. Платонов «Юшка»
0,5-1
2.3
Л.Толстой «Детство»
0,5-1
2.4
А. Платонов «Юшка»
0,5-1
3.1
А
1
3.2
В
1
3.3
Б
1
3.4
А
1
3.5
В
1
3.6
Б
1
3.7
А
1
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов. Максимально 5 баллов.
Баллы
Отметка
31-26 баллов
«5»
25,5-20 баллов
«4»
19-10 баллов
«3»
9,5 и менее баллов
«2»
Ответы. Критерии оценивания
2 вариант
I. Теория литературы.
Номер задания
Правильный ответ
Баллы
1.1
гипербола
1
1.2
эпитет
1
1.3
сравнение
1
2.1
композиция
1
2.2
антитеза
1
2.3
гипербола
1
3
1
1
II. История литературы. Максимально 5 баллов. Ученик должен написать о событиях русской истории, о которых идет речь в этом художественном произведении. Назвать реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
III. Знание текста литературного произведения.
Номер задания
Правильный ответ
Баллы
1.1
Н.Гоголь «Тарас Бульба»
0,5-1
1.2
А.Чехов «Хамелеон»
0,5-1
1.3
Е.Носов «Живое пламя»
0,5-1
2.1
А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»
0,5-1
2.2
Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»
0,5-1
2.3
М.Горький «Данко»
0,5-1
2.4
Н.Гоголь «Тарас Бульба»
0,5-1
3.1
4
1
3.2
3
1
3.3
2
1
3.4
2
1
3.5
3
1
3.6
2
1
3.7
1
1
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов. Максимально 5 баллов.