Воспитание чувства патриотизма на уроках литературы. (выступление на научно –практической конференции)
Воспитание чувства патриотизма на уроках литературы. (выступление на научно –практической конференции)
Чтобы полюбить Родину сильно и страстно, как саму жизнь, надо знать её прошлое, задумываться над настоящим, верить в будущее. Важно не допустить искажения исторических фактов, передать подрастающему поколению правду о событиях далёких лет, воспитать в детях высокую нравственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание чувства патриотизма на уроках литературы. (выступление на научно –практической конференции)»
Воспитание чувства патриотизма на уроках литературы.
(выступление на научно –практической конференции)
В словаре Ожегова говорится: «Патриотизм – это чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» .
Чтобы полюбить Родину сильно и страстно, как саму жизнь, надо знать её прошлое, задумываться над настоящим, верить в будущее. Важно не допустить искажения исторических фактов, передать подрастающему поколению правду о событиях далёких лет, воспитать в детях высокую нравственность.
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлениями, когда патриотизм подменяется другими понятиями. Молодые люди не хотят идти служить в армию, так как служба в армии, профессия военного перестали быть престижными. Одновременно утрачиваются чувство патриотизма, дружественные связи между народами. И хотя Российская Федерация является многонациональным государством, внутри страны все чаще возникают конфликты на национальной почве.
Исходя из этого, патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и образовательных организаций и учреждений. И по своему содержанию выступает как часть политического воспитания, близко к нравственному и трудовому воспитанию, так как верность Родине служит одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность является воплощением патриотического сознания и чувств.
Нельзя отрицать роли уроков литературы в патриотическом воспитании учащихся. Произведения русских писателей – это произведения, проверенные временем, и они существуют не только для удовольствия, но и для опыта, для извлечения уроков, для воспи
Ратные подвиги литературных героев вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения. Учащиеся получают конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Патриотический пафос произведений заставляет учеников задуматься об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, чувство чести и достоинства, чувство патриотизма; побуждает учеников совершать достойные поступки. У учащихся формируется самосознание, готовность следовать нравственным идеалам.
Беседуя с учащимися о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», уместно использовать компьютерную презентацию и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию.
Дорога к сердцам учащихся лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Донести до учащихся мысль о том, что война в действительности – зло, жестокость, смерть помогают книги о Великой Отечественной войне.
Планируя уроки данной темы, учитель ставит перед собой цель воспитать у обучающихся, не знавших войны, любовь и уважение к своей Родине. На примере величия народного подвига учащиеся осознают внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, искренность, которые сочетаются с поразительной стойкостью и самоотверженностью.
Эффективными формами работы по патриотическому воспитанию учащихся кроме анализа изучаемых произведений являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов, организация литературных вечеров и литературных гостиных, работа над проектами. Учащиеся посещают ветеранов, берут у них интервью, записывают воспоминания. Материал оформляется в форме интервью, эссе, сочинений, презентаций. В результате творческой и исследовательской работы у учащихся повышается чувство гражданского долга, развиваются коммуникативные качества, возрастает интерес к литературе и языку, к истории своей страны.
Таким образом, трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Учащиеся, изучая литературные произведения, понимают, что патриотизм – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, Родине; понимают, что на Руси всегда было делом чести отдавать долги; что самый святой долг – долг памяти. Долг нашим отцам, дедам и прадедам, от которых по наследству получили самое дорогое – Русь-матушку. Готовность к этому воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.