kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по литературе " Как учились на Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мероприятии рассказывается о том, как учились дети на Руси в средние века. также предложена инсценировка по книге В. Яна " Никита и Микитка".

По церковному календарю 14 декабря – день памяти святого пророка Наума.

Известно, что родился он в Галилее, в 7 веке до рождества Христова. Несмотря на то, что подробности его жизни не известны, русский народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего его и прозвали Грамотником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе " Как учились на Руси"»



Открытое внеклассное мероприятие

«Как учились на Руси».









Провела учитель русского языка и литературы Хуснутдинова Л.В.

МОУ «Первомайская сош»







Декабрь 2015 года.































Ведущий 1. По церковному календарю 14 декабря – день памяти святого пророка Наума.

Известно, что родился он в Галилее, в 7 веке до рождества Христова. Несмотря на то, что подробности его жизни не известны, русский народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего его и прозвали Грамотником.

Ведущий 2. В детских прописях и Азбуковниках 17 века можно было прочесть такую молитву:

Чтец1 Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати.

Ведущий 1 Обучение на Руси начиналось осенью, в день Козьмы и Демьяна, 14 ноября, а через месяц, в день Наума Грамотника, ученики могли уже показать свои успехи. Этот день отмечали как праздник посвящения в ученики. Поднимали детишек рано, приговаривали:

Чтец1 Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько.

В Божию церковь собирайтесь,

За Азбуку принимайтесь.

Богу помолитеся,

До всего дойдётё.

Святой Наум наставит на ум.

Ведущий 2 Пословицы и поговорки, посвящённые грамотности, показывают, как высоко ценили её наши предки.

Чтец 1 Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Голова без ума , что фонарь без свечи.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Ведущий1 Отцы семейства приглашали учителя на дом. Учителем чаще всего был церковный дьячок. Он приносил с собой Букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал свои успехи. Но иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда её вбивали силой – и подтверждение этому тоже есть в пословицах.

Чтец 1 Азбуку учат – на всю избу кричат.

Азбука – наука, а ребятам – мука.

Родителям советовали: -Учи сына, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет,так поздно будет.

Ведущий 2 Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усеянный монетами. Но чаще всего учителя благодарили продуктами: салом, мясом, яйцами.

Ведущий 1. А вот как процесс обучения детей описала Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

Чтец 2 В старину учились дети,

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б - -как Аз да Буки.

В – как Веди,Г - Глагол.

И учитель для науки по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале наша грамота была!

Вот каким пером писали – из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался перочинный.

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Чтец 3. Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки на славянском языке.

Так из летописей старых знали дети москвичей

О литовцах, о татарах и о Родине своей.

Ведущий 3.Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил крестить Русь и обратить в христианскую веру всех своих подданных.Вот как об этом говорится в летописи:

Чтец 4 И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы Князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.

Чтец 5 Создавались школы, как и в Европе, при монастырях и церквах. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался дружиной. Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика.

Ведущий 3.К 17 веку школ было уже довольно много ива городах , и в сёлах. Это подтверждает существование книг под названием Азбуковник. Эта книга состояла из азбуки, кратких сведений по русской грамматике и религиозно – нравственных поучений.

Чтец 4 В Азбуковнике мы находим подтверждение одного важного факта: образование на Руси не было привилегией богатых и знатных. В рукописи одного Азбуковника содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков « для обучения прехитрой словесности».

«Сего ради присно глаголю и глаголя не перестану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».

Ведущий 3 Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на «грядку» - общую полку, поклонился образам, учителю и всей ученической дружине. Здесь ему предстоит провести целый день, до звона к вечерней службе, что служило сигналом к концу учения. В Азбуковнике по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

Ученики хором В доме своём, ото сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися.

В поклонении святым образам продолжися.

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди и товарища своего веди.

В школу с молитвой входи, тако же вон исходи.

Чтец 4 Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся дружина совершала перед дальнейшими занятиями молитву, в которой просили бога:

Ученики хором: Вразуми мя и научи книжного писания…

Чтец 4 Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным столом – каждый на своё место, указанное учителем, соблюдая при этом следующие наставления:

Учитель Мали в вас и велицыи все равны,

Учений же ради вящих местом да будут знатны.

Не потесняй ближнего твоего,

И не называй прозвищем товарища своего.

Тесно друг к другу не сочитайтеся,

Коленями и локтями не присвояйтеся.

Данное тебе учителем кое место ,

Тут житие твоё да будет вместно.

Чтец 5 Первые шаги в чтении ученики делали по богослужебным книгам: Часовнику , Псалтири и Священному писанию.

Нелегко давалась Азбука детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв, Аз, Буки, Веди, Глаголь Добро, Есть. Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать именем каждую букву слова, пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно начиналось! Представьте себя учениками из 16 века. Сложите из букв слова:

Добро, Он, Мыслете,

Ша, Како, Он, Люди, Аз.

Ведущий 3.

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой бумаге, о которую перо без конца цеплялось, оставляя кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

В 1574 году диакон Иван Фёдоров составил первую азбуку для школьников. По ней дети учились до 1634 года, то есть 70 лет. А в 1634 году был издан первый букварь.

В 1692 году знаменитый поэт Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый Букварь с картинками. Он принципиально отличался от старой азбуки тем, что на каждой странице было показано, как по – разному можно писать одну и туже букву, ещё там помещались картинки на туже букву, А вместо церковных текстов в нём широко были представлены стихи нравоучительного характера. Вот ,например, какие стихи были представлены на букву К:

Чтец 1 Како кто хощит видом си познати,

В первых вещей сих будет то писати,

Киты суть в морях, кипарис на суши,

Юный, отверзай, в разум твоя уши.

В колесницу сядь, копиём борися,

Конём поежай, ключом отоприся,

Корабль на воде, а в дому корова.

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

Чтец 2 Книги были собственностью школы, они являлись главной её ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой , которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Вот как о них записано в Азбуковнике:

Книги ваши добре храните

И Опасно на место кладите.

Книгу кладя, печатью вверх закрывай.

Указательного древца в нею отнюдь не влагай.

Книги старосте во обладание

Со молитвой приносите.

Тако же заутро принимая,

С поклонением относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт, таковый души своей не бережёт.

Чтец 3 За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Розга в ряду наказаний была последней.

Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан».

Но не нужно думать, что учитель пользовался своей властью сверх всякой меры – хорошее учение искусной поркой не заменишь. В книге «Стоглав», бывшей руководством для учителей, говорилось:

«не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Чтец 4 Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину.

Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели .Отсюда и пошло выражение «однокашники».А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

Чтец 5 Труд учителя оплачивался родителями. За одного школяра учителю давали полпуда муки(8 кг),мерку картофеля и воз дров. За зиму учитель получал 2 рубля. Это были большие деньги по тем временам. Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги, поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Особо усердные ученики становились писцами – переписчиками книг. Это была почётная профессия, ведь книги являлись большой ценностью в средние века.

Учитель А теперь вашему вниманию предлагаем инсценировку по повести В.Г.Яна «Никита и Микитка».

Начало 16 века, царствование Ивана Грозного.

Дети гурьбой входят в класс.

Слуга Поклонитесь мастеру Козьме Демьяновичу и скажите приветное слово.

Дети хором Здравствуйте, Кузьма Демьянович!

Учитель Снять шапку, когда входишь к учителю!

Дети кланяются.

Учитель В школу входи и тако же из неё , молясь, выходи. Повернитесь к святым образам. Совершите крестное знамение трижды и поклонитесь до земли. Да поживее!(ударяет тростью)

Станьте рядком на половой доске! Кто великовозрастен, тот будет подальше от меня, а малыши, недоростки – поближе. Шапки на гвоздях древесных повесьте и чинно на скамью садитесь. (Стучит пальцем по лбу севшего с края мальчика). – Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.

Учитель садится на стул, раскрывает большую книгу. Дети кладут на стол книжицы и указки. Один мальчик раскрывает книжку и кладёт в неё указку. Учитель ударяет его тростью в ухо.

Учитель Книжицы ваши добре храните и указательные деревца в них отнюдь не кладите. Книги свои не очень разгибайте и листов в них понапрасну не перебирайте.

Книгу аще кто не бережёт, таковой души своей не стережёт.

Единого из вас я в старосты изберу и вас ему в повиновение приведу. Ты будешь староста! (Тыкает тростью в грудь самого старшего мальчика). Принесённые с собою книжицы, уходя, старосте сдавайте. А ты(к старосте) их в уготованное место на этой полке благоискусно полагай. Утром, когда ваша дружина придёт, каждому его книжицу отдавай.(Зажигает свечи).

Если все вы в приказаниях моих пребудете, то никогда от меня избиенны не будете. Теперь, наставив ко вниманию ухо, тихо слушайте. Начинается первый урок. Сидите смирно, не празднословьте, не смейтесь, глазами не поводите туда и сюда, точно зачумлённые.

(Учитель на доске углём пишет букву А.) Первым начинается вам сей зримый знак Аз. Потом и на прочие пойдёт вам мой указ. Как зовётся сей зримый знак? Скажите!

Дети хором Аз!

А этот другой зримый знак есть Буки.(Пишет рядом Б).И с этим знаком Буки вы одолеете хитрость науки. Повторите громогласно за мной: Буки и Аз изрекаются БА!

Дети хором повторяют. Один мальчик дремлет, сосед его щиплет, тот вскакивает и громко кричит.

Учитель кричит Слышу я шум и крик неполезный, а за сие будет ваш плач слезный! Кто урока данного не изучит, таковой свободного выхода из школы не получит. А кто упирается во зле, тот на школьном полежит козле!

Мальчик А где он?

Учитель Из угла выдвигает скамейку.

Все вы у меня полежите на козле. Ну-ка иди сюда. Сядь вершником, спусти ноги по обе стороны. Руки тоже спусти и теперь обхвати скамейку.

(Учитель стегает мальчика ремённой плетью, засучив рукава. Мальчик кричит:

«Ой, маменька», извивается).

Учитель Внимайте, отроки, как школьный козёл блеет. Заблеял раз, заблеял два,- просветлела голова. А коли молчит на козле, значит, упорствует во зле. Старые люди мудро учили: За одного битого двух небитых дают, и то не берут. Раны, мною нанесённые, добро детям приносят и не мерзостны, а сладостны, кротости и мудрости вас научая. Вставай, блеющий козёл, и передохни.

А теперь свершите перед святыми образами молитву да идите обедать. Да остерегайтесь дома рассказывать, что здесь видели и слышали. Словесного сору из избы не выносите, иначе все на школьном козле полежите.

Дети хотят гурьбой выбежать из избы, но учитель стоит в дверях и выпускает их по одному, наставляя: - Поклонитесь в пояс, прощенье от мастера получив. Из школы выходя, тихо и благоискусно двери за собой затворяйте и в благонравии шагайте.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по литературе " Как учились на Руси"

Автор: Хуснутдинова Лариса Валентиновна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие по математике "Математика - гимнастика ума" "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-matiematikie-matiematika-ghimnastika-uma"
    ["file_id"] => string(6) "161684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422267351"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Внеклассное мероприятие "Литературная шкатулка" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-litieraturnaia-shkatulka"
    ["file_id"] => string(6) "118420"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413132051"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Внеклассное мероприятие для 3 класса  "Поле чудес". Тема "Народная игрушка" "
    ["seo_title"] => string(82) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-3-klassa-polie-chudies-tiema-narodnaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "135062"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416848065"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в мир русского языка»"
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoiemieropriiatiienatiemuputieshiestviievmirrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "303030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457379365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в мир русского языка»"
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoiemieropriiatiienatiemuputieshiestviievmirrusskoghoiazyka1"
    ["file_id"] => string(6) "303031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457379371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства