Просмотр содержимого документа
«Викторина "Золотая рота"»
ЗОЛОТАЯ РОТА (викторина)
По пьесе М. Горького «На дне»
Игра посвящена пьесе М. Горького «На дне». Провести ее хорошо на итоговом занятии, завершающем обсуждение драмы. Викторина может стать и составной частью вводного урока. Но, как бы то ни было, учитель получает возможность в ненавязчивой форме выявить пресловутое «знание текста». С другой же стороны, организация мероприятия подобного рода стимулирует заинтересованное чтение, а также способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении.
Игра рассчитана на участие в ней трех команд. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Первый конкурс — «Кто ты будешь такой?» — оценивается по трехбалльной шкале. В качестве ведущего выступает либо учитель, либо один из подготовленных учеников.
I. КТО ТЫ БУДЕШЬ ТАКОЙ?
Ведущий. М. Горький признавался, что пьеса «На дне» «явилась итогом... почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей». «...Что за удивительные, живые типы в этой пьесе!..» — восторгался Ф.И. Шаляпин, побывавший на премьере в МХТ в 1902 году. Герои пьесы — в прошлом представители различных классов и социальных слоев. Ныне это босяки, нашедшие временное пристанище под сводами костылевской ночлежки. «Какие они люди? Рвань, золотая рота...» — говорит один из ночлежников.
Задача игроков в ходе настоящего конкурса — узнать персонажей пьесы, исходя из тезисов, предложенных ведущим. Если действующее лицо произведения угадано ребятами сразу же, команда получает три очка. В случае, когда герой оказывается узнанным только со второй или с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно либо два, либо одно очко.
Задания команде № 1 Этот герой:
как утверждают окружающие, «только пьяный и похож на человека»;
«думал, что до самой смерти не отмоет» рук своих;
«задумал укокошить жену... крепко задумал! Но вовремя спохватился...»
(Бубнов.)
Этот герой:
нелюбим окружающими за то, что занимался «скрипучей, беспокойной для всех» работой;
чрезмерно гордился званием «рабочего человека»;
3) «заездил жену-то до полусмерти». (Клещ.)
Этот герой:
по замечанию одного из персонажей, «образованный человек, а карту передернуть не может» за игорным столом;
испытывал неловкость из-за того, что «всю жизнь только» и делал, что «переодевался»;
ностальгировал о былых временах, когда он, лежа в постели, пил кофе со сливками.
(Барон.)
Задания команде № 2
Этот герой:
отказался участвовать в уборке помещения, мотивируя это тем, что ему «вредно дышать пылью»;
с горечью констатировал, что «пропил душу»;
3) страдая тяжелой формой склероза на почве алкоголизма, не мог вспомнить «ни слова» из некогда любимого стихотворения. (Актер.)
Этот герой:
заявлял, что ему «надоели... все человеческие слова», так как «каждое из них слышал» он, «наверное, тысячу раз»;
был не в силах простить окружающим того, что его «однажды обидели и — на всю жизнь сразу»; «презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми»;
3) на улице зачастую удостаивался резких и презрительных замечаний со стороны прохожих: «Мерзавец! Шарлатан!»; объективно и беспощадно оценивал себя сам: «Я — арестант, убийца, шулер...» (Сатин.)
Этот герой:
причину собственного облысения видел в том, что «баб-то... больше знал, чем волос на голове было»;
едва не был «продан» властям за «три копейки», но вовремя «исчез от полиции яко дым от лица огня»;
3) «для многих был... как мякиш для беззубых», «как пластырь для нарывов», на некоторых же «подействовал как кислота на старую и грязную монету». (Лука.)
Задания команде № 3
Этот герой:
имел убеждение, по должности своей, что «человек должен вести себя смирно»;
устами льстивого собеседника был произведен в «ундеры» якобы за «видимость» «самую геройскую»;
3) лишившись родственников, в глазах окружающих стал «и не бутошник, и не дядя... А просто теткин муж». (Медведев.)
Эта героиня:
имела «мяса, жиру кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету»;
не собиралась выходить замуж даже за «принца американского», довольствуясь положением «свободной женщины»;
в день, когда «издох» «муженек», была вне себя от радости, не веря своему счастью.
(Квашня.)
Этот герой:
похвалялся, что его, как и всех ярославских, «голыми руками не возьмешь»;
готов был принять смерть от руки своей возлюбленной у всех на глазах;
Ведущий. Ф.И. Шаляпин в интервью сотруднику «С.-Петербургских ведомостей» заявил: «Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского...» Действительно, речь персонажей пьесы яркая, сочная, афористичная.
Учащиеся получают карточки с записью высказываний, три из которых принадлежат одному и тому же персонажу произведения, а четвертое — совершенно другому. Суть задания как раз и заключается в том, чтобы обнаружить «лишнее» звено.
Задания команде № 1
«В карете прошлого никуда не уедешь...»
«Барство-то — как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются...»
«Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!»
«Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга!»
(№ 1, 3, 4 — Сатин. «Лишнее» звено — № 2, Лука.)
«Снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрется...»
«Все хотят порядка, да разума нехватка».
«Да и все люди на земле лишние...»
«Старику — где тепло, там и родина...»
(№ 1, 2, 3 — Бубнов, «Лишнее» звено — № 4, Лука.)
Задания команде № 2
«Шум смерти не помеха».
«Вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!»
3. «...Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил».
4. «Человек все может, лишь бы захотел...»
(№ 2, 3, 4 — Лука. «Лишнее» звено — № 1, Бубнов.)
1. «Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили... Куда кто хочет — туда и ползет... Человек должен определять себя к месту... а не путаться зря на земле...»
«Есть — люди, а есть — иные — и человеки...»
«Доброта — она превыше всех благ».
4. «Хороший человек должен иметь пачпорт... Все хорошие люди пачпорта имеют... да!»
Ведущий. Материал предыдущего конкурса убедил нас, что реплики персонажей драмы позволяют «выстроить» жизненную философию каждого из них. Суждения героев друг о друге также отличаются меткостью и остротой.
Итак, о ком из героев пьесы «На дне» идет речь в приведенных ниже высказываниях?
Задание команде № 1
«Хороша парочка — баран да ярочка». (Об Анне и Актере.)
«Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь...» (О Костылеве.)
Задание команде № 2
1. «Ты — как молодая елочка — и колешься, а сдержишь...» (О Наташе.)
На данном этапе состязаний учащиеся выбирают правильный ответ на вопрос из четырех имеющихся вариантов. Тестирование может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Задание команде № 1
1. Как назывался роман, который читала Настя?
Варианты ответов: а) «Первая любовь»; б) «Роковая любовь»; в) «Роковая ошибка»; г) «Роковые яйца». (Правильный ответ — б.)
2. Продолжите фразу Сатина: «Нет на свете людей лучше...»
Варианты ответов: а) воров; б) попов; в) странников; г) алкоголиков. (Правильный ответ — а.)
Задание команде № 2
1. Какая песня была любимой у ночлежников? Варианты ответов: а) «Солнце всходит и заходит...»; б) «Сижу за решеткой в темнице сырой...»; в) «Отворите мне темницу...»; г) «Шумел камыш...». (Правильный ответ — а.)
2. Какое сравнение употребил Актер, вспоминая о своем прошлом: «Ты не знаешь, что такой аплодисменты... Это, брат, как...»?
Варианты ответов: а) сигара; б) водка; в) понюшка табаку; г) «опиум для народа». (Правильный ответ — б.)
Задание команде № 3
1. Как герои произведения именовали место на земном шаре, где люди друг дружку... уважают, друг дружке завсяко-просто помогают»?
Варианты ответов: а) святая земля; б) праведная земля; в) земля обетованная; г) Новая Земля. (Правильный ответ — б.)
2. Пепел: «В женщине — [?] должна быть». Лука: «В любимом — вся [?]».
Какое «невещественное» понятие имели в виду оба героя?
Варианты ответов: а) тайна; б) красота; в) душа; г) «изюминка». (Правильный ответ — в.)
V. ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Для успешного выполнения нижеследующих заданий требуется не только глубокое знание художественного текста, но и быстрота реакции, сообразительность.
Каждой команде ведущий адресует определенный набор вопросов. Отвечать нужно тут же, без промедления. Выигрывает команда, правильно назвавшая наибольшее количество реалий в предназначенном ей «наборе».
Задание команде № 1
Блюдо, приготовление которого служило источником дохода Квашни. (Пельмени.)
Напиток, регулярно употребляемый бароном по утрам в прежние времена. (Кофе со сливками.)
Цвет, который приобрели руки одного из героев пьесы в результате соприкосновения с вредным красителем. (Желтый.)
10. Документ, который, по утверждению Костылева, «должен иметь» всякий «хороший человек». (Паспорт.)
Задание команде № 2
Углубление под землей или в горном массиве, на которое походит ночлежка. (Пещера.)
Роль, некогда исполняемая Актером в спектакле по пьесе В. Шекспира «Гамлет». (Могильщик.)
Родственник Анны, которого ей напомнил Лука. (Отец.)
То, чего, по замечанию Медведева, нет у верблюда. (Уши.)
Профессия Бубнова в прошлом. (Скорняк.)
Музыкальное произведение, которое «недавно выучил» Алешка. (Похоронный марш.)
Бесплатное заведение, которое собирался «устроить» Бубнов, «кабы... был богатый...». (Трактир.)
Игра, за которой проводят время Бубнов с Медведевым. (Шашки.)
«Бог свободного человека», в представлении Сатина. (Правда.)
10. Государство в Европе, выходцами из которого являлись предки Барона. (Франция.)
Задание команде № 3
Одежда из гардероба Квашни, которую «таскал» на себе Медведев. (Кофта.)
«Полезная вещь», которую Сатин советовал «завести» Актеру. (Характер.)
Русский самодержец, в период правления которого Бдронов дед, Густав Дебиль, «занимал высокий пост». (Николай I.)
4. Нынешняя профессия Бубнова. (Картузник.)
Персонаж, которого Актер перед самоубийством просил помолиться за него. (Татарин.)
Музыкальный инструмент, который Клещ чинил для Алешки. (Гармонь.)
«Приз», ради которого Барон готов был лаять по-собачьи. («Полбутылки»)
«Золотая сторона», где человеку живется, «как огурцу в парнике». (Сибирь.)
Должность, на которой Лука служил у инженера одного под Томском-городом. (Сторож.)
Время года, когда происходит действие в пьесе. (Весна.)
VI. КЛУБ ЗНАТОКОВ
В конкурсе принимают участие по 1 игроку от каждой соревнующейся стороны. Команда не имеет права помогать своему представителю. Если игрок не в состоянии дать правильный ответ на вопрос, свою версию может высказать «знаток»-соперник и тем самым заработать дополнительное очко.
Вопрос представителю команды № 1
«Наши сети притащили мертвеца...» стихотворение... Б-беранжера!» Эта реплика принадлежит Актеру. Какую фактическую ошибку допустил герой? (Это строчка из стихотворения А.С. Пушкина «Утопленник».)
Вопрос представителю команды № 2
«Ты, Сарданапал! Идем...»
«Идем, Навуходоноссор!»
Какие персонажи пьесы так обращаются друг к другу? Что за «странные» имена они себе присвоили? (Тате переговариваются между собой Сатин и Актер. Сарданапал — ассирийский царь (668-626 гг. до н.э.). Имя Сарданапала, отличавшегося склонностью к роскоши, стало нарицательным. Навуходоноссор — вавилонский царь (604-562 гг. до н.э.), прославившийся войнами, а также разрушением «града Божия» Иерусалима.)
Вопрос представителю команды № 3
«...У меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение...» — сокрушался Актер.
Какое стихотворение было любимым у Актера? Удалось ли ему вспомнить хотя бы несколько строк? (Это стихотворение П.-Ж. Беранже «Безумцы» (пер. Курочкина). Во втором акте появляется подвыпивший Актер. «Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил... слушай», — кричит он, а затем, «принижая позу, читает» два четверостишия из этого стихотворения.)
VII. ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Ведущий. Пьеса М. Горького изобилует всякого рода «цифровыми» подробностями. Они-то и будут центром внимания в продолжение настоящего конкурса.
Участникам игры предлагаются цитаты из произведения, в которых опущены детали, связанные с какими-либо количественными показателями. Ребята должны, ознакомившись с этими цитатами, восполнить пропуски. В помощь соревнующимся заранее оформляется на доске материал для справок: «Два, три, трешница, четыре, пять, пятак, шесть, гривенник, целковый, полдюжины, дюжина, сорок, пятьдесят, сто, сорок тысяч, миллион».
Задание команде № 1
Квашня: «Ни за [?] печеных раков под венец не пойду». (Сто.)
Клещ: «Я здесь полгода прожил... а все равно как [?] лет...» (Шесть.)
Алешка: «А я такой человек, что... ничего не желаю! Давай мне [?] — н-не хочу!» (Миллион.)
Сатин: «Я [?] года семь месяцев в тюрьме отсидел». (Четыре.)
Сатин — Актеру: «Дай мне [?], и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав...» (Пятак.)
Задание команде № 3
Лука: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По [?] лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!» (Сто.)
Кривой Зоб: «Коли им честно жить начать, они в [?] дня с голоду издохнут...» (Три.)
Барон — Татарину: «Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на [?]... еще князь!» («Трешницу».)
VIII. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ведущий. В очерке «Лев Толстой» Горький приводит отклики «великого старца» на прочитанные последнему сцены из пьесы «На дне». Вашему вниманию предлагаются фрагментарно эти отзывы.
Представители команд подходят к столу ведущего и берут карточки с записью высказываний Л. Толстого.
Задание командам
Ознакомьтесь с мнением Л. Толстого по поводу произведения М. Горького.
Согласны ли вы с точкой зрения Толстого? Аргументируйте свой ответ.
Карточка-задание представителю команды № 1
«Вы очень много говорите от себя, потому — у вас нет характеров, и все люди на одно лицо».
Карточка-задание представителю команды № 2
«Женщин вы, должно быть, не понимаете, они у вас не удаются, ни одна. Не помнишь их...» «Проститутка... удалась, такие должны быть».
Карточка-задание представителю команды № 3
«Старик у вас — несимпатичный, в доброту его не веришь».
Старшеклассники читают вслух цитаты, а потом выступают с небольшими устными рассуждениями, высказывая собственную позицию по поводу прочитанного. Творческий конкурс позволяет заработать от одного до трех баллов в зависимости от глубины и оригинальности суждений.
По окончании состязаний подводятся итоги, объявляются команды-победители.
Заключительное слово ведущего. Писатель Л. Андреев, познакомившись с пьесой «На дне», писал известному критику Н. Михайловскому: «...Горький сильно изменился в сторону бодрости и подъема Духа, а его новая драма — нечто неожиданное по силе, смелости и красоте...» «Ново, сильно, смело, краска яркая, горячая, талант, что называется, брызжет из каждой строчки...» — таким был отзыв театрального деятеля и литератора Л.А. Сулержицкого. Сегодняшний интеллектуальный турнир позволил лишний раз убедиться в справедливости слов современников М. Горького.