Номинация: «Тематический кроссворд по литературе 4 класс»
Автор: Кирсанова Галина Александровна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ№1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Разгадывание кроссвордов помогает решить ряд достаточно актуальных задач:
1.Закрепление и уточнение знания по пройденным темам;
2.Расширение и активизация словарного запаса;
3.Активизация и развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, речь, мышление.
4.Развитие познавательного интереса, любознательности.
Также при разгадывании кроссвордов развиваются следующие УУД:
Познавательные:
1. Логические умения:
а) Анализ (умение анализировать полученную информацию, устанавливать связи между элементами ребусов);
б) Синтез (умение составлять, собирать образ из отдельных элементов)
2. Умения применять информацию (узнать, манипулировать полученными знаниями, получить планируемый ранее результат)
Коммуникативные:
а) Постановка вопросов.
б) Разрешение конфликтов.
в) Воспитание толерантности.
Регулятивные:
а) Постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно ребёнку и того, что ещё ему неизвестно
б) Планирование (умение определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата).
в) Волевая саморегуляция (умение довести начатое до конца).
Личностные:
а) Мотивация (ребёнок интересным способом получает информацию).
б) Нравственно-этическое оценивание
Главное условие при составление кроссвордов - это соблюдение возрастных особенностей.
Данные кроссворды составлены для учеников 4 класса после прохождения темы: литературные сказки народов мира.
Цель создания данного кроссворда:
1. Создать условия для формирования активной читательской позиции
2. Повторить имена женских сказочных героев.
3. Развитие коммуникативных навыков (работа в группе, в паре, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением одноклассников)
1. Маленькой девочке не повезло:
Здесь жаба - Абаж, а … - Яло! (Оля)
2. Эта девочка с цветочком в руке может чудо совершить
И маленькому мальчику здоровье подарить. (Женя)
3. Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? (Герда)
4. Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от неё без разбора.
Имя этой хозяйки - …(Федора)
5. После бала короля девочка домой бежала
Туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи девчушка эта? (Золушка)
6. Она Буратино учила писать
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка – кукла с большими глазами
Как неба лазурного высь – волосами. (Мальвина)
7. Жила в синем море, в подводном дворце
весёлая очень девчонка.
При строгом, серьёзном и грозном отце
росла очень добрым ребёнком.
Смотрела из волн, как плывут корабли.
Играла с дельфинами в салочки.
Мечтала о принце своём и любви.
Была очень юной … ( Русалочка)
8. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
9. Эту милую особу
Угадать скорей попробуй.
Она очень необычна.
Красота её отлична,
Тем, что волосы хозяйки,
Расскажу вам без утайки,
Вниз струятся золотою,
Ослепительной волною.
Про неё у чехов сказка.
Её емя - ..... (ЗЛАТОВЛАСКА)
1
О
Л
Я
2
Ж
Е
Н
Я
3
Г
Е
Р
Д
А
4
Ф
Е
Д
О
Р
А
5
З
О
Л
У
Ш
К
А
6
М
А
Л
Ь
В
И
Н
А
7
Р
У
С
А
Л
О
Ч
К
А
8
Д
Ю
Й
М
О
В
О
Ч
К
А
9
З
Л
А
Т
О
В
Л
А
С
К
А
Также можно создавать кроссворды по ключевому слову. Данный кроссворд составлен по ключевому слову литература.
1
О
Л
Я
2
А
Л
И
С
А
3
Д
И
К
Т
А
Н
Т
4
П
А
Д
Ч
Е
Р
И
Ц
А
5
О
Б
Р
О
К
6
Б
А
Р
А
Н
К
И
7
Н
Е
О
Б
И
Т
А
Е
М
Ы
Й
8
С
Т
У
П
А
9
Б
У
Т
Е
Р
Б
Р
О
Д
10
Б
А
Л
1. Как звали девочку из произведения В. Губарева «Королевство кривых зеркал»?
2. Главная героиня произведения Льюиса Керролла « …. в стране чудес»
3. Что писал Буратино, когда попал в гости к девочке с голубыми волосами.
4. Нелюбимая дочка в сказках.
5. Что собирал Балда у чертей?
6. Что купила девочка Женя из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
7. На какой остров попал герой произведения Д. Дефо Робинзон Крузо
8. Летательный аппарат Бабы Яги.
9. Что неправильно ел Дядя Фёдор из произведения Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
10. Куда очень хотела попасть Золушка из сказки Ш. Перро?
Используемые материалы:
ljubimyj-detskij.ru›zagadki/1722-detyam-zagadki-o…
stihi.ru›2010/09/25/6851
zagadochki.ru›zagadka-na-snezhnyh-sanyah…