Просмотр содержимого документа
«Технология проектной деятельности в практике учителя русского языка и литературы»
Технология проектной деятельности в практике учителя
русского языка и литературы
Иващенко Лариса Альфредовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноярская СОШ Омского района Омской области»
Наверное, каждый педагог хотя бы раз задавался вопросом: «Какие условия необходимо создавать для воспитания творческой личности?» Ответить на него не так просто, поскольку классно-урочная система хоть и удобна своей определённостью, чёткостью, организованностью, но, к сожалению, не позволяет ученику проявить себя в полной мере, а учителю так организовать работу, чтобы детям понравился сам процесс учения. Существует альтернатива? Существует. Это проектная технология.
На обычном уроке учитель предстаёт перед детьми всезнающим оракулом, излагающим истины, но процесс познания этих истин остаётся часто за рамками учения. Вот тут-то и возникает необходимость развития творческого мышления учащихся и, как обязательное условие реализации этого на практике, устранение доминирующей роли педагога в процессе обучения. Введение в образовательный процесс проектной технологии позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность. Проектный метод сближает учителя и ученика. Метод проектирования позволяет ребёнку проявить свои способности, почувствовать себя успешным, а в группе необходимым. Понятно, что при выполнении учащимися проектов качественно меняется роль учителя. В определённом смысле, он перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, ему предстоит стать генератором развития у ребёнка творческого потенциала и познавательного интереса. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, перед ним необходимо поставить значимую для него проблему, чтобы он мог применить для её решения свои знания и умения, приобрести новые, и получить в итоге реальный результат. Другими словами, помочь ему дойти до истины, опираясь на свой опыт, свои знания. Недаром, психологи и педагоги разных стран отмечают следующее обстоятельство: прочнее всего сохраняется в памяти та информация, которая стала достоянием собственного опыта – жизненного, познавательного, интеллектуального. Наша жизнь не что иное, как вечный поиск ответов на разные вопросы. Проектная технология помогает направить учащегося на поиск этих ответов, на результат: внешнийрезультат (продукт – в спец.литературе) можно будет увидеть, прочитать, применить на практике, а внутреннийрезультат – опыт деятельности – более ценный, останется с учеником навсегда, поможет ему грамотно проектировать свою работу, которая, на первый взгляд, может показаться нам далёкой от школы, (например, проект будущего сада).
Таким образом, проектное обучение:
Личностно-ориентировано;
Позволяет использовать множество дидактических подходов;
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Вначале управление проектами осуществляется учителем, постепенно определяются явные лидеры, они образуют координационный совет. В обязанности совета входит выбор темы проекта, распределение обязанностей внутри групп, оказание помощи участникам проектов в нахождении необходимого материала, в оформлении проектных папок – всё это внутренние связи. Внешние же сводятся к сотрудничеству с различными организациями села, школьным музеем, библиотеками, ДК, краеведами и ветеранами.
Приступая к выполнению проекта, следует помнить о правилах шести «П»: проблема – планирование - поиск информации – продукт – презентация - портфолио (проектная папка). Другими словами, перед вами шесть стадий работы над проектом.
Проектное обучение – альтернатива классно-урочной системы, но оно может совмещаться с ней достаточно успешно, особенно, если проект монопредметный. Проектную технологию я взяла за основу на уроках истории края в словесности, элементы проектной технологии использую на уроках литературы и русского языка.
Работа учащихся над индивидуальными исследовательскими проектами «Наши истоки» постепенно переросла в работу над общим творческим проектом, который мы назвали «Мир на ладони». Моя задача как учителя-словесника: помочь детям выплеснуть свои мысли, чувства, запечатлеть прекрасное вокруг себя.
Целью проекта является: выявление творческих детей, создание условий для дальнейшего развития их индивидуальных способностей, личностных качеств.
Задачи проекта: 1. Проведение поэтических вечеров, оформление фотогазет, выставок рисунков, просмотр видеозарисовок, участие в различных творческих конкурсах.
2. Создание банка данных в рамках проекта «Мир на ладони», включающего сборники стихов, сказок, песенок, частушек, страшилок, считалок собственного сочинения и т.п. За два последних года мы выпустили три сборника сочинений «Тихая моя Родина», сборник сочинений о предках «Веков связующая нить», сборники стихотворений «Искринки детства», «Вдохновение». Банк творческих работ включает также альбомы с фотографиями и рисунками, макеты старинных домов и эскизы крестьянской одежды, проектные папки, видеофильмы, электронную базу данных.
Приведу примеры того, как можно использовать проектную технологию на уроках литературы и русского языка. Удачными бывают уроки-знакомства с биографией писателей и поэтов, каждая группа выбирает определённый этап жизни и творчества автора, оформляет информацию, защищает работу, затем листы соединяются, получается альбом. С 9 классом читаем «Мёртвые души», даю задание: выбрать любого помещика и написать о нём книгу, оформить титульный лист, выходные данные, предисловие, придумать герб, девиз, эпиграмму на героя, нарисовать портрет, описать его комнату, внешность, черты характера, реакцию на предложение Чичикова продать мёртвые души. Презентация книг проходит на театрализованном уроке «Суд над помещиками». На уроках русского языка проектную технологию использую на обобщающих уроках по какой-либо теме, в прошедшем учебном году разработала уроки-проекты по темам «Путешествие в город Наречие», «Ох, уж эти междометия!», «Кому они служат? (о служебных частях речи)».
Конечно же, проектная технология не решит всех проблем педагогики, есть у неё свои минусы, но иногда всё-таки стоит попробовать провести урок в форме проекта. Лично мне проектная технология позволила стать ближе к детям, узнать их с неожиданной стороны.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}