kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество А.С. Пушкина.Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина  объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у поэта родное, близкое своей индивидуальности, вдохновляться поэтическим даром. Недаром  сказал А. Н. Серов: «Пушкин -  неисчерпаемый родник для русской музыки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«пушкин»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

села Новая Кука






Исследовательская работа



«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»




Пушкин в музыке








11 класс,

Павлова Елизавета.

Руководитель:

Абакумова Галина Геннадьевна.


















Новая Кука, 2017 год

Оглавление:

  1. Вступление…………………………………………………………….3

  2. А. С. Пушкин в музыке……………………………………………….4

2.1.Устное народное творчество – основа пушкинских произведений…………………………………………………………4-7

2.2. Воплощение пушкинских произведений в музыке…………….7

2.2.1. Романсы. Анализ музыки романсов на стихотворения А.С. Пушкина……………………………………………………………….7-9

2.2.2. Оперы…………………………………………………………9-12

2.2.3. Музыка в кинофильмах…………………………………......12-13

3. Заключение……………………………………………………………..14

4. Список литературы…………………………………………………….15



















  1. Вступление.

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество Александра Сергеевича Пушкина. Художественный мир поэта – явление многогранное, стабильное. А в стихотворениях не только мудрость, но и гармония. Поэзия, проза и драматургия поэта неслучайно стали литературной основой для создания не менее гениальных опер и романсов.

Ещё в лицейские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами, далее круг музыкантов, обращающихся к поэзии поэта, постепенно расширялся. С тех пор процесс не прекращался.

Почему же произведения именно Александра Сергеевича Пушкина оказали настолько сильное впечатление на композиторов, заставившее их отразить свои чувства в музыке? Объектом исследования стали произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику. Нами была выдвинута гипотеза о том, что близость пушкинских произведений к музыке заложена в истоках его творчества. В работе была поставлена цель: доказать единство произведений А.С. Пушкина и музыки русских композиторов.

Цель реализовывалась через поставленные задачи:

- найти истоки музыкальности творений А.С. Пушкина;

- выяснить, творчество каких композиторов связано с именем великого поэта;

- найти и проанализировать тексты и музыкальные композиции, написанные на стихи поэта;

- изучить историю создания музыкальных композиций по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке.



3

2. Пушкин в музыке

2.1. Устное народное творчество – основа пушкинских произведений.

В развитии русской музыкальной культуры роль творчества Пушкина велика, а какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта. Сила воздействия музыки на Пушкина была тоже очень велика.

Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней нужно говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука. Известно, что няня будущего поэта не только знала множество сказок, поговорок, былин, но и пела много русских песен. Вспоминая юношеские годы, Пушкин писал, обращаясь к Арине Родионовне:

…Наперсница волшебной старины…….

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Народное искусство питало и творчество великого поэта. Пушкин неоднократно обращался к сюжетам народных сказок, преданий. Язык пушкинских произведений близок к народной речи. Отсюда и лёгкость, напевность, музыкальность.

Попробуем рассмотреть это на замечательном произведении «Руслан и Людмила». Уже здесь мы встречаемся с одним из излюбленных приёмов поэта – введением в стихотворную ткань нить песни. Этот приём весьма характерен для многих его произведений. Песни эти, как правило, несут весомую смысловую нагрузку, являясь порой ключом для раскрытия внутреннего содержания.

4

Ратмир, юный хан, как и другие витязи, отправился на поиски исчезнувшей Людмилы. Но его страсть не сравнится с верной любовью Руслана. Его манит песня девы, тихая, полная неги, томления.

Ложится в поле мрак ночной, Здесь ночью нега и покой,

От волн поднялся ветер хладный. А днём и шум, и пированье.

Уж поздно, путник молодой! Приди на дружное призванье,

Укройся в терем наш отрадный. Приди, о путник молодой!


Тебе мы с утренней зарёй Ложится в поле мрак ночной,

Наполним кубок на прощанье. От волн поднялся ветер хладный.

Приди на мирное призванье, Уж поздно, путник молодой!

Приди, о путник молодой! Укройся в терем наш отрадный.


Какое изумительное владение формой демонстрирует здесь молодой Пушкин. Насколько органична кольцевая композиция песни, когда последняя строфа повторяет первую.

А в «Евгении Онегине»… Третья глава романа. Татьяна уже отправила письмо Евгению. Но нет ответа. Наконец, скачут… Татьяна бежит, нет, не бежит, а летит навстречу своему герою. Задыхаясь, упала на скамью, ждёт… И тут Пушкин делает необычную модуляцию. От напряжения, взволнованности – к тонкой, не без социального смысла, иронии:

В саду служанки на грядах,

Сбирали ягоды в кустах

И хором по наказу пели

(Наказ, основанный на том,

Чтоб барской ягоды тайком

Уста лукавые не ели,

И пеньем были заняты:

Затея сельской остроты!)

5

А далее – как передышка, как привольный вздох – Песня девушек. Гениальный композиционный приём. В черновом варианте Пушкин остановился на своеобразном перепеве народного подлинника. Однако, поэт приходит к выводу, что необходим контраст. Он великолепно стилизует весёлую, беззаботную народную песню. Впоследствии собиратель фольклора Даниил Кашин назовёт эти стихи «народной русской песнью».

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь, девицы.

Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку,

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему. И т.д.

Великолепный дар проникновения в разные национальные стихии позволял Пушкину создавать убедительные стилизации, которые по своим достоинствам не уступали первоисточникам. Такова «Черкесская песня» из «Кавказского пленника». А «Бахчисарайский фонтан»! В стихотворное полотно поэт включает песню, на сей раз татарскую.

В единственную драму «Сцены из рыцарских времён» поэт тоже включает песенные эпизоды. Песни различны в жанровом плане, по настроению и характеру. Например, трудовая песня вложена в уста косарей, свадебная песня, которую Пушкин записал в Михайловском, песни русалок, в которых причудливо сочетается фантастическое и реальное.

Весёлой толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.

Любо нам порой ночною

6

Дно речное покидать,

Любо вольной головою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать,

И зелёный влажный волос,

В нём сушить и отряхать.

Проанализировав лирику и прозу А.С. Пушкина, можно сделать вывод о том, что его произведения, действительно, имеют своей основой устное народное творчество – фольклор. Талант поэта возник не сам по себе, а впитывал в себя всё лучшее, что было в фольклоре: разговорную речь, яркие эпитеты, образы природы, рефрены. Всё это позволяет говорить о народных истоках пушкинской поэзии. Сказки Арины Родионовны Яковлевой, песни болдинских крестьян, предания народов Кавказа – вот на чём строилось творчество Пушкина. Поэт настолько сильно любил Родину, что его речь близка народной и стихи зачастую трудно отличить от русских песен.

2.2. Воплощение пушкинских произведений в музыке.

Многие композиторы оказались вдохновлёнными произведениями А.С. Пушкина. Среди них можно назвать такие известные имена: М.И. Глинка,

А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков, П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейн.

С 1823 года по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина.

Композиторы 20 века создали более 500 романсов, большое количество опер, балетов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий.

2.2.1. Романсы. Анализ музыки романсов на стихотворения А.С. Пушкина.

Мир строк стихотворения «Я помню чудное мгновенье» идеален. Это

7

гимн – высокому и светлому чувству – любви! А музыка, написанные на эти стихи является жемчужиной камерной вокальной классики. В нём Глинка выразил свои глубокие чувства к Е. Керн, дочери А.П. Керн, в своё время вдохновившей Пушкина на создание великолепного произведения. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, в мелодии – по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. В начале романса господствует настроение светлой поэтической озарённости – под впечатлением «чудного мгновенья».

Первая же тема фортепианного вступления представляет собой обобщённый образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощённую мечту его – «гений чистой красоты». При упоминании о «томленьях грусти безнадёжной» лёгкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, - чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворённости. Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным – «В глуши, во мраке заточенья..». Музыка теряет мягкую округлённость, спокойную размеренность ритма и становится более напряжённой. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поёт голос, то горестное оцепенение чувств. Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование. Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя её наполненность становится иной – трепетной, восторженно-счастливой. Впечатления

8

усиливает и фортепианная партия – взволнованная, подвижная.

В этом романс наиболее ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: типичная для обоих цельность, гармоничность восприятия, светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую её ценность.

Романс на стихи Пушкина «Я Вас любил» - это романс – раздумье. В нём нет элементов картинной описательности – элегически напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности – паузы разрывают широкие закруглённые фразы на отдельные выразительные реплики. Это приближает музыку к разговорной речи и придаёт ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений. Первые романсы Даргомыжского на стихи Пушкина интересны не только своими художественными достоинствами. В них - своеобразие творческого метода Даргомыжского: стремление к конкретности музыкального языка, точное следование за поэтическим текстом, красочная картинность. Пушкинская поэзия питает музыку композитора на протяжении всей его творческой жизни.

2.2.2. Оперы.

Творения Пушкина вдохновили композиторов на создание более масштабных произведений, таких, как оперы. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии А.С. Пушкина Мусоргскому подал его друг, историк В.В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остроактуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей, - писал он. – Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она

9

явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения.

В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи «смутного времени». В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание; идея несовместимости интересов народа и царского самодержавия была особенно подчёркнута композитором. Ибо монарх, даже наделённый умом и душой, - именно таким представляют Бориса Годунова и поэт и композитор, - не может, да и не хочет давать свободу и счастье и уничтожить пропасть между ним и правящими классами. Эта идея звучала остро и занимала передовые русские умы во второй половине 19 века. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - так определил сам композитор свои творческие устремления.

Составляя либретто, Мусоргский кое – что изменил в пушкинской трагедии – некоторые линии развил, подчеркнул, укрупнил, а кое – что убрал совсем, исключил, как не отвечающее его замыслам.

Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причём отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым. Таким образом, главную мысль – о решающей роли народа – он особенно подчеркнул. И потому изменил её конец. Если у Пушкина «народ безмолвствует», то у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, является едва ли не главной.

Немногим больше года понадобилось М.П. Мусоргскому для создания этой оперы – так велико было его воодушевление. «Я жил «Борисом», в «Борисе», и в мозгах моих прожитое время в «Борисе» отмечено дорогими метками, неизгладимыми», - писал композитор. И действительно, каждая

10

картина, каждое действие оперы говорят о высоком порыве вдохновения, необыкновенном подъёме творческих сил. Постановка оперы стала событием, которое разделило петербургскую публику на два непримиримых враждебных лагеря. Равнодушных не было…

В середине 70 – х годов творчество Чайковского достигает небывалого расцвета. Наибольшей популярностью пользуется опера «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку входит новый тип оперы. «Лирическими сценами» назвал её автор. Уже сам подзаголовок определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство.

В основу либретто легли отдельные главы гениального пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере прослеживаются только основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому, их ближайшему окружению.

Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большей искренности и увлечённости. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдиво, искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский.

Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Также лиричен образ Ленского. Оба эти образы в чём – то близки друг другу – и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны.

Им противопоставляется образ Онегина – то спокойно холодного, то глубоко страдающего, любящего. Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее. 11

В трёх актах оперы чётко прослеживается жизнь главных героев – Татьяны, Онегина, Ленского – на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни.

Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным бытовым романсам. Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен.

Большое значение имеют здесь и танцевальные ритмы мазурки, экосеза, полонеза. Особенно часто звучит вальс – он пронизывает своим ритмом не только танцевальные, но и лирические сцены оперы, передающие внутренние переживания героев.

Опера Римского – Корсакова «Золотой петушок» написана на сюжет сказки Пушкина. В этой «небылице в лицах» композитор стремился нарисовать средствами музыки злую карикатуру на царское самодержавие. Сюжет «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал П.И. Чайковского. Но со временем этот сюжет всё более овладевал его воображением. Глубокий драматизм захватил композитора, вызвал горячее желание написать оперу. В «Пиковой даме» Чайковский предстаёт не только гениальным драматургом, тонко чувствующим законы сцены, но и великим симфонистом, строящим действие по законам симфонического развития. Опера многопланова. Основная идея оперы – столкновение мрака и света, любви и роковой обречённости. В семи картинах оперы последовательно излагаются полные драматизма события.

2.2.3. Музыка в кинофильмах.

Композиторы не ограничились только операми и романсами. Они писали музыку и к кинофильмам, снятым по мотивам произведений А.С. Пушкина.

На протяжении всей творческой жизни Свиридов обращался к поэзии Пушкина. Цельность, гармоничность музы Пушкина, его гениальный пророческий дар, преклонение перед красотой, упоение радостью жизни –

12

всё это близко Свиридову. У композитора есть «Музыкальные иллюстрации» к повести «Метель», в которых он использовал сочинённую им ранее музыку к одноимённому кинофильму.

В 1979 году Георгий Васильевич Свиридов создал хоровой концерт «Пушкинский венок». Вся пушкинская философия жизни воплотилась в этом произведении, весь творческий опыт композитора. Показав в прежних сочинениях самые значительные стороны русской жизни, воссоздав образы различных героев, Свиридов сливает их в один образ, имя которому – Пушкин.

Таким образом, разные по тематике и идейному содержанию произведения (историческая драма, сказки, лирическая поэма) в равной степени стали доступны всем возрастам: сказки, читаемые обычно детям, увлекают и взрослых, а пафосом серьёзных исторических произведений смогли проникнуться дети.















13

  1. Заключение.

Пушкинская поэзия на все времена. Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у поэта родное, близкое своей индивидуальности, вдохновляться поэтическим даром. Недаром сказал А. Н. Серов: «Пушкин - неисчерпаемый родник для русской музыки».

Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.






























14

Список литературы:


1. Благой Д.Д. А. С. Пушкин: Собрание сочинений в десяти томах, М: Художественная литература,1974.

2. Гафонова Л, Семенцова Г. Не уходи, побудь со мной: Русские романсы, М.: Профиздат, 1996.

3. Домрина Е. «Беседы о музыке», М., «Просвещение», 2002.

4. КёнигсбергА., Михеева Л. «Сто одиннадцать опер», С-Пб, Культ-информ-пресс, 2002.

5. Предания и песни Болдинской стороны, М., 1989.

6. Третьякова Л. «Русская музыка XIX века, М.: «Просвещение», 1982.


































15

Просмотр содержимого презентации
«пушкин»

«Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки»   Павлова Елизавета

«Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки»

Павлова Елизавета

Объект исследования:   произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику

Объект исследования: произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику

Цель:   доказать единство произведений А.С. Пушкина и музыки русских композиторов.

Цель: доказать единство произведений А.С. Пушкина и музыки русских композиторов.

Задачи: найти истоки музыкальности творений А.С. Пушкина; выяснить, творчество каких композиторов связано с именем великого поэта; - найти и проанализировать тексты и музыкальные композиции, написанные на стихи поэта; - изучить историю создания музыкальных композиций по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке.

Задачи:

  • найти истоки музыкальности творений А.С. Пушкина;
  • выяснить, творчество каких композиторов связано с именем великого поэта;

- найти и проанализировать тексты и музыкальные композиции, написанные на стихи поэта;

- изучить историю создания музыкальных композиций по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке.

Гипотеза: близость пушкинских произведений к музыке заложена в истоках его творчества.

Гипотеза:

близость пушкинских произведений к музыке заложена в истоках его творчества.

УНТ – основа пушкинских произведений  Наперсница волшебной старины…….  Ты, детскую качая колыбель,  Мой юный слух напевами пленила  И меж пелен оставила свирель,  Которую сама заворожила.

УНТ – основа пушкинских произведений

Наперсница волшебной старины…….

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Талант поэта возник не сам по себе, а впитывал в себя всё лучшее, что было в фольклоре

Талант поэта возник не сам по себе, а впитывал в себя всё лучшее, что было в фольклоре

Воплощение пушкинских произведений в музыке.

Воплощение пушкинских произведений в музыке.

М. И. Глинка Романс «Я помню чудное мгновенье…» - жемчужина камерной вокальной классики

М. И. Глинка

Романс

«Я помню чудное мгновенье…» -

жемчужина камерной вокальной классики

А. С. Даргомыжский « Я вас любил» –  романс - раздумье

А. С. Даргомыжский

« Я вас любил» –

романс - раздумье

М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов» Я жил «Борисом», в «Борисе», и в мозгах моих прожитое  время в «Борисе» отмечено  дорогими метками, неизгладимыми,- - писал композитор.

М.П. Мусоргский

Опера «Борис Годунов»

Я жил «Борисом», в «Борисе»,

и в мозгах моих прожитое

время в «Борисе» отмечено

дорогими метками, неизгладимыми,- -

писал композитор.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин» Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдиво, искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский.

П.И. Чайковский

Опера «Евгений Онегин»

Мне кажется, что я действительно

одарён свойством правдиво, искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский.

Г. В. Свиридов В 1979 году Георгий Васильевич Свиридов создал хоровой концерт «Пушкинский венок». Вся пушкинская философия жизни воплотилась в этом произведении, весь творческий опыт композитора

Г. В. Свиридов

В 1979 году Георгий Васильевич Свиридов создал хоровой концерт «Пушкинский венок». Вся пушкинская философия жизни воплотилась в этом произведении, весь творческий опыт композитора

Разные по тематике и идейному содержанию произведения (историческая драма, сказки, лирическая поэма) в равной степени стали доступны всем возрастам: сказки, читаемые обычно детям, увлекают и взрослых, а пафосом серьёзных исторических произведений смогли проникнуться дети .  

Разные по тематике и идейному содержанию произведения (историческая драма, сказки, лирическая поэма) в равной степени стали доступны всем возрастам: сказки, читаемые обычно детям, увлекают и взрослых, а пафосом серьёзных исторических произведений смогли проникнуться дети .  

Заключение Пушкинская поэзия на все времена. Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у поэта родное, близкое своей индивидуальности, вдохновляться поэтическим даром. Недаром сказал А. Н. Серов: «Пушкин - неисчерпаемый родник для русской музыки».

Заключение

Пушкинская поэзия на все времена. Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у поэта родное, близкое своей индивидуальности, вдохновляться поэтическим даром. Недаром сказал А. Н. Серов: «Пушкин - неисчерпаемый родник для русской музыки».

Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.  

Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!."

Автор: Павлова Елизаветав

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-тематический вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина «Образ, бережно хранимый»"
    ["seo_title"] => string(80) "literaturno_tematicheskii_vecher_posviashchionnyi_tvorchestvu_a_s_pushkina_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "496831"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548234305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Дорогами войны."
    ["seo_title"] => string(15) "doroghami-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "277825"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452975691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Выпускной вечер-2014г» "
    ["seo_title"] => string(27) "vypusknoi-viechier-2014gh-1"
    ["file_id"] => string(6) "182480"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425539278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства