kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-тематический вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина «Образ, бережно хранимый»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

• Знакомство с основными страницами биографии А.С.Пушкина;

• Приобщение к искусству пушкинского слова;

• Привитие интереса к высокой поэзии.

•.Способствование духовному становлению личности учащихся,

• Формирование познавательного интереса к творчеству А.С. Пушкина

• Развитие умение выступать с докладами перед аудиторией.
• Развитие творческое мышление

Оформление:

•портрет А.С.Пушкина,

•портреты членов его семьи,

•портреты лицейских друзей, цветы, свечи.

•Цитаты: «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое!»

                 «Тебя, как первую любовь России сердце не забудет»

                 «Дана мне лира от богов…»

•Книжная выставка «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-тематический вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина «Образ, бережно хранимый»»

Ивановский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области











Литературно-тематический вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина

«Образ, бережно хранимый»





Подготовила: Иванникова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы





















2019 год

Цель:

• Знакомство с основными страницами биографии А.С.Пушкина;

• Приобщение к искусству пушкинского слова;

• Привитие интереса к высокой поэзии.

•.Способствование духовному становлению личности учащихся,

• Формирование познавательного интереса к творчеству А.С. Пушкина

• Развитие умение выступать с докладами перед аудиторией.
• Развитие творческое мышление



Оформление:


•портрет А.С.Пушкина,

•портреты членов его семьи,

•портреты лицейских друзей, цветы, свечи.

•Цитаты: «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое!»

«Тебя, как первую любовь России сердце не забудет»

«Дана мне лира от богов…»

•Книжная выставка «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой»

Ход мероприятия:

Ведущий: А.С.Пушкин… В этом году мы будем отмечать его 220-летие со дня рождения. Говорить онём как-то даже и боязно, это всё равно, что прикоснуться к святыне. За эти годы, которые сложились уже в века, о Пушкине, о его значении было наговорено много. И какими людьми!

Так, в 1949 году, находясь в эмиграции, в Приже, И.Бунин писа: «Почти 1,5 века тому назад Бог даровал России великое счастье. Но не дано было ей сохранить это счастье. В некий страшный срок пресеклась, при его попустительстве, драгоценная жизнь того, кто воплотил в себе её высшее совершенство. А что сталось с ней самой, Россией Пушкина, опять же при её попустительстве, - ведомо всему миру… Непоколебимо одно: наша вера, что Россия, породившая Пушкина, всё же не может погибнуть, измениться в вечных основах своих и что воистину не одолеют её до конца силы адовы»

1937 год. Русское зарубежье широко отмечает очередную годовщину Пушкина. В Харбине в газете «Наш путь» появляется статья и в ней такие строки: «Среди мучительных переживаний современности, когда наша Родина стонет под тяжким гнётом, а мы её изгнанники, едим горчайший хлеб изгнания в нищете и унижении, когда отчаяние порой готово охватить малодушное настрадавшееся сердце – радостно вдруг осознать, что вопреки презрению, унижениям, которых пьём мы целую чашу всё же принадлежим к великому, величайшему в мире народу. А это чувство будит в нас ярко и ясно Пушкин»

Ведущий: В 1880 году в Москве был открыт первый памятник А.С.Пушкину. На открытии памятника Ф.И.Достоевский читал пушкинского «Пророка»



1 ученик:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».



Ведущий: «Глаголом жечь сердца людей: - именно в этом видел своё назначение как поэта А. С.Пушкин.

Ведущий: Каким же быть самому поэту, пожелавшему глаголом, т.е. словом жечь, способным вести за собой людей. Как жить? Чего желать? Об этом никто не может сказать лучше, чем книги А.С.Пушкина.

Ведущий: Поэзия Пушкина – это дневник его души, в ней достоверный свод о нём самом, его друзьях и недругах, его желаниях и мечтах, пристрастиях и затаённых мыслях, полуночных видениях. Колоссально много узнаёшь о людях его времени, о человеке вообще. Можно прочувствовать все струны его лиры. Лиры, которая издавала пламенные звуки. Перед нами раскрывается жизнь исключительной ценности одного из лучших людей России, сказавшего не только за себя и о себе, но и за нас с вами. В своих произведениях он разный: есть Пушкин весёлый и ироничный, лёгкий и подвижный, порывистый и решительный. У него есть стихи на все наши настроения. Но есть Пушкин и глубокий, необыкновенно мудрый, доискивающийся до истины. Поэтому Пушкин не подвластен времени и всегда современен.



Чтение стихов учениками:

1

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

2

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

3

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило



4

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

5.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!



III

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VII

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).



Ведущий: Отрадно заметить, что имя Пушкина тесно связано с нашей Тамбовской областью. Но об этом несколько позже. Сейчас мы с вами проведём пушкинскую викторину. ( В это время готовится сцена для инсценировки «Пиковая дама»)

Викторина

Первая часть викторины – разминка, вторая часть – основная викторина.

Разминка

1. Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года.)

2. Как звали царей в сказках А.С. Пушкина? (Дадон и Салтан.)

3. Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)

4. Из какой сказки эта фраза:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу»? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

5. Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)

6. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

7. Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла...»)

8. Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра - чистый изумруд».)

9. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

10. Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!")

11. Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два.)

12. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)

13. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухою У самого синего моря».)

14. Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три.)

15. С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)

16. Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)

17. Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил».)

18. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («В сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)

19. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)

20. Как звали пса семи богатырей? (Соколко.)

Викторина «Мой Пушкин»

1. Где находился лицей, в котором учился поэт? (Во флигеле Екатерининского дворца — летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)

2. Когда состоялось открытие лицея? (19 октября 1811 г.)

3. Какого цвета была форма лицеистов? (Синего.)

4. Как звали лицейского друга А.С. Пушкина? (Иван Иванович Пущин.)

5. Какие рукописные журналы выпускали лицеисты? («Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы», «Неопытное перо».)

6. Какое прозвище дали друзья по лицею А.С. Пушкину? (Француз.)

7. Какие стихотворения написал А.С. Пушкин в лицейские годы? («К Пущину», «К Галичу», «К Дельвигу», «К Жуковскому» «В альбом Илличевскому», «К живописцу».)

8. Какое стихотворение читал Александр Сергеевич на публичном экзамене перед Г.Р. Державиным? («Воспоминания в Царском селе».)

9. Любимый стихотворный размер юного Пушкина? (Ямб.)

10. Где любил проводить летние каникулы поэт? (В подмосковном имении своей бабушки.)

11. Из какого стихотворения эти строки?

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках. («Воспоминания в Царском Селе».)

12. Какому событию посвящены эти строки?

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда бы ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. (К дню открытия лицея 19 октября 1811 г.)

13. В «Евгении Онегине» есть строки:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Какое событие вспоминает автор? (Публичный экзамен в лицее)

14. О ком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Об И. И. Пущине.)

15. Напишите настоящим именам фамилии этих людей: Жанно, Кюхля, Француз. (Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Пушкин.)

16. Какому поэту посвятила это стихотворение Анна Ахматова?

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни. (Посвящено А. С. Пушкину.)



Показ инсценировки «Пиковая дама»

Ведущий: Знаменка. Здесь когда-то было лучшее дворянское гнездо на Тамбовщине, принадлежавшее помещикам Загряжским. И во времена Пушкина было известно как Кариан – Загряжское. Наталья Кирилловна Загряжская, хозяйка имения, в столице была звездой первой величины. Она обладала огромным состоянием, была фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины 2. Загряжская позволяла себе дерзить даже великим князьям, её дом в Петербурге посещали императоры.

Ведущий: А.С.Пушкин познакомился с Натальей Кирилловной, когда она была в глубокой старости. И графиня в «Пиковой даме», как говорили современники Пушкина, очень была похожа на графиню Н.К.Загряжскую. С этим был согласен и сам Пушкин. Н.К.Загряжская состояла в родстве с Николаем Афанасьевичем Гончаровым, отцом Н.Н.Гончаровой, жены поэта. Именно здесь, в Знаменке, и родилась Натали. О ней Пушкин напишет…

  1. ученик:

МАДОННА

СОНЕТ

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.


В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —


Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.


Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.


2 ученик КРАСАВИЦА

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.



Ведущий : В тамбовских краях жили многочисленные предки и друзья Пушкина. Многие из них были богатыми и именитыми дворянами и помещиками. Одни из них занимали видное место при дворе, другие были известны как политические деятели, третьи были известными поэтами.

А.С.Пушкин многие свои стихи посвятил женщинам. Строки этих стихов прекрасны. Поэтический шедевр «Я помню чудное мгновение», посвящённый А.П.Керн, цикл стихов написан был в честь Катеньки Бакуниной и Анны Алексеевны Олениной.

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновение…»

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.



Ведущий: Совсем неслучайно сегодня мы вспомнили их имена. Е.П.Бакунина была женой А.А.Полторацкого, который владел суконной фабрикой в Рассказово. Анна Петровна Керн и Анна Алексеевна Оленина были двоюродными сёстрами Полторацкого. Бакунина долгое время жила в Рассказово, а А. Керн навещала своих родственников здесь. Катенька Бакунина – это первая пылкая юношеская любовь поэта.



Ученик читает стихотворение «Миг восторга»



Ведущий: А.А.Олениной Пушкин сделал предложение, но получил отказ её родителей.

Ученик читает стихотворение:

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы.

Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.





Ведущий: За неделю до свадьбы в село Любичи Кирсановского уезда придёт письмо Н.И.Кривцову. Кривцов – бывший губернатор Воронежской губернии, фаворит императора, очень богатый человек. Он был вхож во все самые богатые дома Европы. Умнейший и образованнейший человек своего времени. Именно ему Пушкин напишет: « Всё, что ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, всё уже мною продумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и я жил иначе как обыкновенно живут. Счастья мне не было… Мне за 30. В 30 лет люди обыкновенно женятся – я поступаю как люди. Женюсь я без упоения, без ребяческого очарования.

Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня, а они входят в мои домашние расчёты. Всякая радость будет мне неожиданностью. Прерываю письмо своё, чтоб тебе не передать моей тоски.»

Итак, через неделю свадьба, и первая красавица Москвы станет его женой…



Ведущий : Перевернём последнюю страницу жизни Пушкина. Она трагична. Пушкин очень любил жену. Об этом свидетельствуют современники Пушкина, его письма к Наталье Николаевне.



Ученики читают письма.

8 июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод

8 июня.

Милый мой ангел! я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я его тебе не послал, а пишу другое. У меня решительно сплин. Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе все, что придет на сердце. Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено. Об этом успеем еще поговорить. Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами. Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным. Зависимость, которую налагаем на себя из честолюбия или из нужды, унижает нас. Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно им поступать как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога. Но ты во всем этом не виновата, а виноват я из добродушия, коим я преисполнен до глупости, несмотря на опыты жизни.

Благодарю тебя за весы, роскошную вывеску моей скупости. Мне прислала их тетка без записки. Вероятно, она теперь в хлопотах и приготовляет Наталью Кирилловну к вести о смерти князя Кочубея, который до вас не доехал, как имел намерения, и умер в Москве. Денег тебе еще не посылаю. Принужден был снарядить в дорогу своих стариков. Теребят меня без милосердия. Вероятно, послушаюсь тебя и скоро откажусь от управления имения. Пускай они его коверкают как знают; на их век станет, а мы Сашке и Машке постараемся оставить кусок хлеба. Не так ли? Новостей нет. Фикельмон болен и в ужасной хандре. Вьельгорский едет в Италию к больной жене; Петербург пуст, все на дачах. Я сижу дома до четырех часов и пишу. Обедаю у Дюме. Вечером в клобе. Вот и весь мой день. Для развлечения вздумал было я в клобе играть, но принужден был остановиться. Игра волнует меня — а желчь не унимается. Целую вас и благословляю. Прощай. Жду от тебя письма об Яропольце. Но будь осторожна... вероятно, и твои письма распечатывают: этого требует государственная безопасность.

2 сентября 1833 г. Из Нижнего-Новгорода в Петербург

2 сент.

Мой ангел, я писал тебе сегодня, выпрыгнув из коляски и одурев с дороги. Ничего тебе не сказал и ни о чем всеподданнейше не донес. Вот тебе отчет с самого Натальина дня. Утром поехал я к Булгакову извиняться и благодарить, а между тем и выпросить лист для смотрителей, которые очень мало меня уважают, несмотря на то что я пишу прекрасные стишки. У него застал я его дочерей и Всеволожского le cocu 1), который скачет из Казани к вам в Петербург. Они звали меня на вечер к Пашковым на дачу, я не поехал, жалея своих усов, которые только лишь ощетинились. Обедал у Суденки, моего приятеля, товарища холостой жизни моей. Теперь и он женат, и он сделал двух ребят, и он перестал играть — но у него 125 000 доходу, а у нас, мой ангел, это впереди. Жена его тихая, скромная, некрасавица. Мы отобедали втроем и я, без церемонии, предложил здоровье моей именинницы, и выпили мы все не морщась по бокалу шампанского. Вечер у Нащокина, да какой вечер! шампанское, лафит, зажженный пунш с ананасами — и все за твое здоровье, красота моя. На другой день в книжной лавке встретил я Николая Раевского. Sacré chien, — сказал он мне с нежностию, — pourquoi n’êtes-vous pas venu me voir? — Animal, — отвечал я ему с чувством, — qu’avez vous fait de mon manuscrit petitrussien? 2) После сего поехали мы вместе как ни в чем не бывало, он держа меня за ворот всенародно, чтоб я не выскочил из коляски. Отобедали вместе глаз на глаз (виноват: втроем с бутылкой мадеры). Потом, для разнообразия жизни, провел опять вечер у Нащокина; на другой день он задал мне прощальный обед со стерлядями и с жженкой, усадили меня в коляску, и я выехал на большую дорогу.

Ух, женка, страшно! теперь следует важное признанье. Сказать ли тебе словечко, утерпит ли твое сердечко? Я нарочно тянул письмо рассказами о московских моих обедах, чтоб как можно позже дойти до сего рокового места; ну, так уж и быть, узнай, что на второй станции, где не давали мне лошадей, встретил я некоторую городничиху, едущую с теткой из Москвы к мужу и обижаемую на всех станциях. Она приняла меня весьма дурно и нараспев начала меня усовещевать и уговаривать: как вам не стыдно? на что это похоже? две тройки стоят на конюшне, а вы мне их одной со вчерашнего дня не даете. — Право? — сказал я и пошел взять эти тройки для себя. Городничиха, видя, что я не смотритель, очень смутилась, начала извиняться и так меня тронула, что я уступил ей одну тройку, на которую имела она всевозможные права, а сам нанял себе другую, то есть третью, и уехал. Ты подумаешь: ну, это еще не беда. Постой, женка, еще не все. Городничиха и тетка так были восхищены моим рыцарским поступком, что решились от меня не отставать и путешествовать под моим покровительством, на что я великодушно и согласился. Таким образом и доехали мы почти до самого Нижнего — они отстали за три или четыре станции — и я теперь свободен и одинок. Ты спросишь: хороша ли городничиха? Вот то-то, что не хороша, ангел мой Таша, о том-то я и горюю. — Уф! кончил. Отпусти и помилуй.

Сегодня был я у губернатора, генерала Бутурлина. Он и жена его приняли меня очень мило и ласково; он уговорил меня обедать завтра у него. Ярманка кончилась. Я ходил по опустелым лавкам. Они сделали на меня впечатление бального разъезда, когда карета Гончаровых уж уехала. Ты видишь, что несмотря на городничиху и ее тетку — я все еще люблю Гончарову Наташу…


Ведущий: Наталья Николаевна была украшением императорского двора. Сам царь, Николай 1 оказывал ей знаки внимания. Но трагедия разыгралась из-за Дантеса. Он был приёмным сыном нидерландского посланника при русском дворе. Дантес буквально преследовал жену Пушкина. По Петербургу поползли сплетни. 3 ноября кем-то был сочинён, размножен и разослан друзьям Пушкина анонимный пасквиль. 4 ноября поэту передали это письмо, замаравшее честь его жены и нанёсшее ему оскорбление, которое, как он считал в соответствии с понятиями того времени, смыть можно было только кровью. Пушкин понимал, откуда плетутся все интриги. Он делает вызов Дантесу. Дуэль состоялась 10 января 1837 года. Пушкин был смертельно ранен.

Ученик читает стихотворение «Опять по горестному следу

Приду на выстрелы сюда…»


Ведущий: Более полутора веков назад произошло это убийство. Россия потеряла гения. «Солнце нашей поэзии закатилось!» Пушкин скончался в цвете лет, в середине своего великого поприща! Более говорить о нём не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, а всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин1 Наш поэт! Наша радость, наша народная слава. Не ужель в самом деле нет у нас Пушкина? К этой мысли нельзя привыкнуть! – писали друзья Пушкина 29 января 1837 года.

Не отболели те метели… Более 1,5 века назад Россия потеряла гения, и до сих пор оплакивает эту потерю. Но прав был поэт, написав:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.








 












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванникова Ольга Валентиновна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства