Театрализованные методы на уроках литературы, как способ развития творческих способностей обучающихся
Театрализованные методы на уроках литературы, как способ развития творческих способностей обучающихся
В работе раскрыто значение театрализованных методов обучения на уроках литературы, которые будут способствовать лучшему понимания художественного произведения, развитию творческих креативных способностей, речи, навыков комуникации обучающихся, взаимодействию педагога и обучающихся. Материал может быть полезен как педагогам, воспитателям, так и обучающимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованные методы на уроках литературы, как способ развития творческих способностей обучающихся»
Пономаренко О.В.
Театрализованные методы, как способ развития творческих способностей обучающихся.
Пономаренко Оксана Васильевна
преподаватель литературы
ГБПОУ «Мариупольский многопрофильный техникум»
«Ученик -это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»
Плутарх
Одним из эффективных способов развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, а также повышает интерес к предмету. Значительно расширяется круг литературных интересов обучающихся, возникает стойкий интерес к фактам современной культуры, и, прежде всего, к театру, обогащается мир эмоций, моральных чувств и знаний обучающихся.
Театрализация- методический приём, который предусматривает введение в урок заблаговременно подготовленных элементов театрального действа, оформления, при котором участники появляются с элементами костюмов героя, произносят наиболее выразительные его реплики.
Театрализованная игра является эффективным способом социализации обучающегося в процессе осмысления ним литературного или фольклорного произведения и участия в действии, которое имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: обучающиеся знакомятся с чувствами, настроениями героев, осознают причины того или другого настроения или поведения. Большое значение театрализованных элементов урока и для речевого развития (усовершенствование диалогов и монологов, освоения выразительности речи) Наконец, театрализованная игра является способом самовыражения и самореализации личности.
Моменты театрализации на уроке как способ самовыражения.
Инсценировка- создание драматической трансформации эпического текста.
Обучающимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняя образ места, времени, состояния и поведения героев. Этот приём можно использовать для определения сути конфликта, так как драматическая трактовка требует точного определения действий, состояний, объяснения взаимодействия героев. Метод инсценировки можно использовать на заключительных уроках изучения драматических произведений.
Режиссёрский комментарий- создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссёра, размышлений над способами изображения места и времени в спектакле, характер действующих лиц, создания эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.
Сценично-игровые представления- упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приёмов театральной педагогики, то есть приёмов профессиональной подготовки актёров, режиссёров. Виды: сценические этюды, пробы на роль.
Театральное видение пьесы- приём изучения драматического произведения, в котором работа над пьесой ведётся в виде деловой игры- создания воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссёрский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, определяются задания спектакля.
Система работы по развитию театрализации делится на три этапа:
*художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
* освоение специальных умений ( «актёр», «режиссёр») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
*самостоятельная творческая деятельность.
Подготовка обучающихся к инсценировке.
Инсценировка таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности обучающихся, происходит соединение творческого воображения и литературной идеи.
В процессе подготовки театральной постановки обучающиеся чувствуют необходимость в дополнительной информации ( сведения из области исторической этнографии, материальной культуры, искусства) и самостоятельно начинают поиск необходимого материала, читают дополнительную литературу ( справочную, научно-популярную, художественную), чаще обращаются за консультацией к преподавателю- это создаёт условия для формирования навыков самообразования.
Не стоит забывать, что для постановки спектакля необходимо большое количество времени и скорее всего придётся работать над ним во внеурочное время. Работу над полноценным спектаклем необходимо начинать за месяц до его показа.
Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо придерживаться следующих принципов:
-предварительное знакомство обучающихся со средствами театральной выразительности;
-преобладание целенаправленной читательской деятельности над зрительской;
-системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, что предусматривает несколько этапов.
2.Интерпретационный анализ: интерпретация художественного текста, дополненная элементами театральной технологии ( выбор интонации, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление).
3.Репетиционный этап перед воображаемым зрителем.
4. Рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, сравнительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определённых критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения, соответствия темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям обучающихся, ограниченность объма текста или его фрагментов.
Принципиально важно, чтобы обучающийся, работающий над инсценировкой произведения, умел:
-выделять основную сюжетную линию, определять завязку, кульминацию и развязку произведения;
-осознавать движущую силу действия- столкновения, борьбу, вражду, ссору и т.д.;
-определять главных и второстепенных героев, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются в каждом действующем лице в зависимости от их характеров;
-осознать главную мысль произведения и отношение автора к изображаемым ним событиям и героям.
Поставив перед собой такие задания, преподаватель чрезвычайно ответственно подходит к выбору эпизодов предназначенных к инсценировке.
Он должен убедить обучающихся, что инсценировка подчиняется законам драмы и таким образом познакомить их с этими законами. Можно доверить выбор материала для инсценировки самим обучающимся. Что будет эффективно при воспитании в них грамотного и внимательного читателя.
Как уже было замечено выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Подготовительный период работы_ непосредственное восприятие художественного текста и одновременно вхождение в текст, осмысление содержания, поэтики произведения, перераспределение художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг к другу. Обучающиеся представляют картину того, что происходит, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречаются в их жизни, вводят ассоциации.
Поэтому на уроках особенное внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографического и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста, дополнительным сведениям об авторе, об истории создания произведения, про эпоху, в которой живут и действуют герои произведения.
Выдвинув задания, обучающиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а потом реализуют.
Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объёмном произведении (повесть, роман) выбирается тема, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение ряда событий, определение действий и поступков, которые подчеркивают характеры героев, качество конфликта. Повествование требует дополнительного осмысления, внедрение и разработки событий, только упомянутых автором или совсем отсутствующих.
Приобщение обучающихся к созданию сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения, креативность, достигнуть раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решение, общаться, создавать ситуацию успеха.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}