Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе)
Что такое творческое задание? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся применить творческий подход. Дело в том, что ни в одном источнике нет чёткого определения понятия «творческое задание». Разберемся в значении каждого из слов вышеуказанного понятия.
Что такое задание?
Приняв за основу одинаково звучащую формулировку, будем считать, что задание – это поручение. В учебной работе это поручение учителя ученику осуществить какую-либо деятельность.
Теперь выясним значение слова «творчество». Поскольку оно является ключевым в определении, попытаемся учесть разнообразные нюансы толкования.
Нетрудно заметить, что каждое из толкований творчества опирается на понятия новизны, уникальности. Следовательно, именно эти особенности являются отличительными.
Сформулируем теперь полное определение творческого задания.
Творческое задание - это поручение человеку осуществить такую деятельность, которая бы раскрыла его субъективные созидательные возможности и привела к образованию им уникального продукта. Конечно, новый продукт можно создать и клонированием, и конвейерным способом, и ксерокопированием, то есть произвести ещё один к уже имеющемуся продукту (переписать, например, упражнение без ошибок). Такого рода задания нельзя назвать творческими, они требуют от человека предполагаемого (типичного) результата. Поэтому в данном определении уместно использовать слово «уникальный», а не «новый».
Творчество, если говорить образно,– это фантазия, таинство, волшебство. Это то, что порождается вдохновением, а не догмой, схемой или инструкцией. Это задание, не предполагающее один верный ответ.
Варианты заданий (тем сочинений, устных монологических выступлений, диалогов) творческого характера:
Какова общая структура творческого задания для школьников?
Творческое задание включает в себя три основных пласта:
- теоретическая (предметная) база задания,
- личностно-продуктивный пласт (предполагаемый вид продукта),
- методологический пласт (предполагаемые способы решения).
Рассмотрим задание по литературе на этапе знакомства с биографией писателя (поэта).
Не рассказывая пятиклассникам о качествах М.Ю.Лермонтова, его жизни, можно предложить им дать характеристику поэта по портрету или автопортрету (предметная база задания).
Осветить методологический аспект: внимательно рассмотреть портрет, отобрать существенные детали внешности и одежды, сделать вывод о состоянии поэта и качествах его характера.
Предполагаемый вид образовательного продукта: стихотворение (для обучающихся со способностями к стихосложению), сочинение-миниатюра (для обучающихся, предпочитающих излагать свои мысли в прозе, умеющих использовать изобразительные средства), устный рассказ или логическое суждение (для обучающихся с бедным словарным запасом, для тех, кому ещё предстоит постичь тайны сочинительства) и т.п.
Может ли одно и то же творческое задание выполнять несколько образовательных функций?
Если творческое задание направлено на то, чтобы выполняющий его ученик усвоил новый материал, предусмотренный темой урока, то ребёнок непременно приобретает опыт созидательной деятельности, к тому же отрабатывает навыки использования ранее полученных знаний.
Рассмотрим задание, которое уместно предложить ученикам в качестве сочинения-продолжения художественного произведения. Например, написать продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский». Образовательные функции такого творческого задания:
- возможность получения образовательного продукта,
- приобретение опыта творческой деятельности,
- апробация умений использования в письменной речи изобразительно-выразительных средств,
- отработка навыков написания различных орфограмм, пунктограмм,
- развитие умений включать в создаваемый текст диалоги или прямую речь и т.п.
Бесспорное преимущество творческих заданий в том, что они многофункциональны, причём функции «не притянуты извне», а логически взаимосвязаны.
Таким образом, творческие задания подразумевают эвристическую деятельность обучающегося, направлены на то, чтобы ученик проявил самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания, среди нескольких возможных выбрал наиболее оптимальные формы и методы для его реализации.
Литература
Материалы дистанционного оргдеятельностного курса «Как разработать творческие задания для уроков». - Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт