Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе)
Что такое творческое задание? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся применить творческий подход. Дело в том, что ни в одном источнике нет чёткого определения понятия «творческое задание». Разберемся в значении каждого из слов вышеуказанного понятия.
Что такое задание?
- То, что назначено для выполнения, поручение (С.И.Ожегов).
- Возложенная на кого-нибудь задача, поручение (Д.Н.Ушаков)
Приняв за основу одинаково звучащую формулировку, будем считать, что задание – это поручение. В учебной работе это поручение учителя ученику осуществить какую-либо деятельность.
Теперь выясним значение слова «творчество». Поскольку оно является ключевым в определении, попытаемся учесть разнообразные нюансы толкования.
- Р.Л.Солсо называет творчество когнитивной деятельностью, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации ("Когнитивная психология", Тривола, 1996 г).
- Творчество называют духом свободы человека. «Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства». (Википедия).
- Брокгауз и Ефрон отмечают, что «творчество в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил».
- Авторы РЭС считают, что творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.
- Статья психологического словаря гласит: «Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».
Нетрудно заметить, что каждое из толкований творчества опирается на понятия новизны, уникальности. Следовательно, именно эти особенности являются отличительными.
Сформулируем теперь полное определение творческого задания.
Творческое задание - это поручение человеку осуществить такую деятельность, которая бы раскрыла его субъективные созидательные возможности и привела к образованию им уникального продукта. Конечно, новый продукт можно создать и клонированием, и конвейерным способом, и ксерокопированием, то есть произвести ещё один к уже имеющемуся продукту (переписать, например, упражнение без ошибок). Такого рода задания нельзя назвать творческими, они требуют от человека предполагаемого (типичного) результата. Поэтому в данном определении уместно использовать слово «уникальный», а не «новый».
Творчество, если говорить образно,– это фантазия, таинство, волшебство. Это то, что порождается вдохновением, а не догмой, схемой или инструкцией. Это задание, не предполагающее один верный ответ.
Варианты заданий (тем сочинений, устных монологических выступлений, диалогов) творческого характера:
- Как поведёт себя Софья, героиня пьесы А.С.Грибоедова "Горе от ума", после того, как все гости, присутствовавшие на балу в доме Фамусова, разъедутся по домам?
- Как поступил бы профессор Преображенский, если бы Клим Чугункин после операции унаследовал лучшие черты характера Шарика? Почему? (На материале повести М.А.Булгакова "Собачье сердце")
- Представь себя Дуней, дочерью Самсона Вырина из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», приехавшей на могилу отца. Какую историю жизни в Петербурге ты расскажешь другу отца – повествователю?
- Н.С.Лесков в сказе «Левша», высмеивая преклонение соотечественников перед иностранными новшествами, акцентирует внимание читателя на русских словах, намеренно заменяя ими заимствованные. Например: «мокроступы» использует вместо слова «калоши», «мелкоскоп» вместо слова «микроскоп» и т.п. Придумайте как можно больше русских слов, эквивалентных заимствованным.
- Одиннадцатиклассницы Ольга и Ирина, готовясь к уроку литературы по пьесе М.Горького «На дне», начали спорить. Ольга утверждала, что Лука необходим людям, потому что помогает обитателям ночлежки: выслушивает их, утешает, успокаивает. Ирина возражала ей, называя Луку обманщиком, который дарит людям несбыточную надежду на счастье, сочиняет небылицы, тем самым причиняет обитателям вред. Кто же, по-вашему, Лука? Аргументируйте свою точку зрения.
Какова общая структура творческого задания для школьников?
Творческое задание включает в себя три основных пласта:
- теоретическая (предметная) база задания,
- личностно-продуктивный пласт (предполагаемый вид продукта),
- методологический пласт (предполагаемые способы решения).
Рассмотрим задание по литературе на этапе знакомства с биографией писателя (поэта).
Не рассказывая пятиклассникам о качествах М.Ю.Лермонтова, его жизни, можно предложить им дать характеристику поэта по портрету или автопортрету (предметная база задания).
Осветить методологический аспект: внимательно рассмотреть портрет, отобрать существенные детали внешности и одежды, сделать вывод о состоянии поэта и качествах его характера.
Предполагаемый вид образовательного продукта: стихотворение (для обучающихся со способностями к стихосложению), сочинение-миниатюра (для обучающихся, предпочитающих излагать свои мысли в прозе, умеющих использовать изобразительные средства), устный рассказ или логическое суждение (для обучающихся с бедным словарным запасом, для тех, кому ещё предстоит постичь тайны сочинительства) и т.п.
Может ли одно и то же творческое задание выполнять несколько образовательных функций?
Если творческое задание направлено на то, чтобы выполняющий его ученик усвоил новый материал, предусмотренный темой урока, то ребёнок непременно приобретает опыт созидательной деятельности, к тому же отрабатывает навыки использования ранее полученных знаний.
Рассмотрим задание, которое уместно предложить ученикам в качестве сочинения-продолжения художественного произведения. Например, написать продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский». Образовательные функции такого творческого задания:
- возможность получения образовательного продукта,
- приобретение опыта творческой деятельности,
- апробация умений использования в письменной речи изобразительно-выразительных средств,
- отработка навыков написания различных орфограмм, пунктограмм,
- развитие умений включать в создаваемый текст диалоги или прямую речь и т.п.
Бесспорное преимущество творческих заданий в том, что они многофункциональны, причём функции «не притянуты извне», а логически взаимосвязаны.
Таким образом, творческие задания подразумевают эвристическую деятельность обучающегося, направлены на то, чтобы ученик проявил самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания, среди нескольких возможных выбрал наиболее оптимальные формы и методы для его реализации.
Литература
Материалы дистанционного оргдеятельностного курса «Как разработать творческие задания для уроков». - Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008