Просмотр содержимого документа
«Статья "Прием сравнения в методике преподавания русского языка и литературы"»
Значение, роль и место приема сравнения в методике преподавания русского языка и литературы.
«Все в мире,— пишет К. Д. Ушинский — мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, который мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не смогли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова» 3.
В наше время, когда стало неуместно говорить о «завершении образования», поскольку учиться приходится всю жизнь, и наша задача – дать ученикам инструмент, с помощью которого они смогут это сделать.
Новые стандарты образования как раз и содержат мысль, что надо не просто учить русскому языку или физике, а надо вооружать учеников общеучебными умениями и навыками, позволяющими сделать процесс учения непрерывным.
В педагогическом арсенале каждого учителя существуют особые приемы, любимые «зацепочки», которые формируют индивидуальный стиль работы педагога.
Использую в своей практике различные приемы обучения: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, обобщение и абстрагирование, классификацию и дифференциацию, создание проблемной ситуации, алгоритмизацию, лингвистический эксперимент, корректурные упражнения на уроках орфографии,«ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов.
Прекрасным средством в познавательной деятельности учащихся является использование приема сравнения.
Приемы — это «детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода»1. Они не имеют самостоятельной учебной задачи, а подчиняются задаче, решение которой достигается определенным методом. Например, дать учащимся понятие о производящей основе — это учебная задача. Она может быть осуществлена любым методом: путем устного объяснения учителя, беседы с классом или самостоятельной работы учащихся, в процессе которой они сами добывают необходимые знания. Но в любом случае, чтобы школьники поняли, что такое производящая основа, необходимо прибегнуть к морфемному анализу слов, сопоставлению разных основ, применить графическую наглядность, сделать необходимые обобщения (выводы). Все эти учебные действия и будут методическими приемами. Одни и те же приемы могут использоваться при решении задачи разными методами.
Сравнительный подход на уроках русского языка, где новый материал всегда подается в сопоставлении с уже изученным, является действенным средством для добывания и закрепления знаний учащихся. Приступаем к изучению прилагательного – вполне естественно сравнить его морфологические признаки (уже знакомые детям) с морфологическими признаками существительного. Тогда ученики поймут разницу: существительное относится к одному из трех родов, а прилагательное изменяется по родам. Изучили прилагательное, существительное, числительное – обязательно надо их соотнести и увидеть общее, то есть то, что делает эти части речи именными. Сравниваться (или сопоставляться) могут сходные и различные факты языка, уже известные и те, с которыми учащиеся знакомятся впервые. Так, при знакомстве с относительными прилагательными ученики сравнивают их между собой и находят общие признаки (не имеют степеней сравнения, краткой формы, не сочетаются с наречиями очень и чрезвычайно). В свою очередь относительные прилагательные сравниваются с качественными, которые были изучены на предыдущем уроке и для которых характерной чертой является как раз наличие названных признаков. Без такого сравнения и установления сходных и отличительных признаков у различных прилагательных мы не смогли бы, не имели бы права отнести их к различным группам слов.
Прием сравнения находит широкое применение при изучении звуков и букв, гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких). Только благодаря этому приему школьники получают возможность различать знаменательные и служебные части речи, а в составе каждой из этих групп в свою очередь выделять различные лексико-грамматические категории слов (имена существительные, прилагательные, глаголы и пр.).
3 Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М., 1985, с. 448.
Путем сопоставления различаются склонения существительных, виды и наклонения глагола, различные способы выражения членов предложения, односоставные и двусоставные предложения и т. д. На уроках орфографии сопоставляются взаимосмешиваемые написания (е и и в падежных окончаниях, н и нн в прилагательных и причастиях, -тся и -ться в глаголах и
т. д.), на уроках пунктуации — конструкции, сходные по значению, но разные по применению знаков препинания (однородные и неоднородные определения, обособленные и необособленные второстепенные члены, союзные и бессоюзные предложения и пр.). Короче, ни один раздел курса русского языка, ни одна тема не могут быть усвоены без включения в процесс познания приема сравнения и сопоставления.
Конечно, сравнение может носить не столь глобальный характер. Так, при изучении морфемики сравниваем приставку и суффикс: у них есть общее (служат для образования новых слов) и различное (положение по отношению к корню). А потом в этот сопоставительный ряд включаем окончание, что является новым шагом в мыслительной деятельности учеников – они должны увидеть такое свойство окончания, которое отличает его и от суффикса, и от приставки (окончание служит для образования не новых слов, а форм слова). В дальнейшем аналитическая работа усложнится – дети узнают о формообразующих суффиксах.
Но сравнение не самоцель. Необходимо зафиксировать результаты, достигнутые с помощью этого приема. И в среднем звене, и в старших классах хорошим помощником являются опорные схемы, таблицы, алгоритмы. Например, написание не с частями речи:
Ученики еще не изучили новый материал, но уже имеют представление о том, что не может писать с разными частями речи по-разному. Заполнение таблицы проходит по мере изучения тем.
Так в 6 классе у нас получится такая таблица:
С сущ., прил, нареч.
С глаголами и дееприч.
Не с прич.
?
Столь же плодотворен сравнительный подход на уроках литературы. Уже в 5 классе дети учатся сравнивать народную сказку и литературную, отличать волшебные сказки, бытовые и сказки о животных и т.д.
Конечно, поиск сравнений в тексте не должен стать самоцелью, это лишь органическая часть комплексного анализа.
Показав, как важен прием сравнения в произведении, учитель использует его уже на ином, более самостоятельном уровне работы учеников: дети сами должны сравнивать, сопоставлять. Зачем? Чтобы увидеть художественные детали, позволяющие понять текст, проникнуть в подтекст и подняться до его концептуального истолкования. Сравниваем все: слова, фразы, эпизоды, целые произведения. Напомним, что в сравнении всегда присутствуют два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Поначалу оба элемента предлагает учитель, который организует сопоставление произведений: поиск общего и различного (если произведения не имеют «точек соприкосновения», то и сравнение их бессмысленно). Как бы профессионально ни поработал составитель хрестоматии, дети ведь могут и не догадаться о внутренней связи в произведениях и произведений. Именно учитель должен помочь ее увидеть. И тогда ученики действительно окажутся в мире литературы, где все взаимосвязано, а не среди отдельных произведений отдельных авторов.
Если подобная работа ведется в системе, то в старших классах ученики без труда смогут предлагать второй элемент сравнительной цепочки: дуэль Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого (реже вспоминают Гринева и Швабрина). Позже к этому ряду добавится поединок Безухова и Долохова, так что в 11 классе будет с чем сопоставить «Поединок» Куприна.
Сравнительный анализ художественных произведений развивает аналитические способности учащихся, помогает им видеть художественные детали в произведении. Художественные детали можно назвать маяками, с помощью которых автор ведет нас по фарватеру своего замысла. Если ученик видит деталь, понимает ее значение – это его читательское открытие. Как раз и возникает ситуация успеха, которая создается внутренним осознанием себя как первопроходца. Это открытие должно получить общественное признание. Открытия моих нынешних пятиклассников я делаю достоянием пятиклассников в следующем году. Сначала дети веселятся, когда звучит рубрика «Из высказываний (сочинений) моих предшественников», а этот предшественник оказывается Димой из шестого класса. Потом привыкают использовать чужие открытия, чтобы сделать собственные.
Сравнительный анализ – прекрасный инструмент создания проблемной ситуации. Так в 5 классе при изучении произведения Паустовского «Заячьи лапы» детям предлагается рассмотреть 2 противоположных взглядов на взаимосвязь человека и природы: 1- человек – это венец природы, 2- человек- это частичка природы.
Сравнительный подход является универсальным ключом, которым открывается любой школьный предмет.
2 Содержание, структура и функции умственного приёма
сравнения.
Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку и литературе играет прием сравнения. Как один из приемов умственной деятельности является наиболее применяемым в практике обучения русскому языку.
Начинать работу по формированию приема сравнения нужно с выделения содержания этого приема, т. е. с выделения слагающих его действий.
Сравнение – это прием умственной деятельности учащихся, предполагающий установление сходства или различие между объектами изучения.
В логике сравнение – один из основных приёмов познания внешнего мира и духовных ценностей. Сравнение – важный способ перехода от созерцания к абстрактному мышлению. Познание любого предмета начинается с того, что мы отличаем его от других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами. В этом проявляются две основные формы, в которых осуществляется сравнение: сопоставление и противопоставление.
Противопоставление – форма сравнения, направленная на уяснение отличительного в предметах и явлениях при выделении существенных признаков и свойств.
Однако только противопоставление, подчеркивающее особенность одного предмета в отличие от другого, по мнению Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской, не может обеспечить объединение в группу предметов, имеющих сходные черты. Поэтому при сравнении, проводимом с целью обобщения, противопоставление не может быть отделено от сопоставления.
Сопоставление – форма сравнения, направленная на выделение существенных свойств, общих для ряда объектов.
В мыслительной деятельности ученика противопоставление и сопоставление как формы сравнения выполняются в единстве и являются средством анализа и синтеза изучаемых понятий, фактов, предметов. Но в учебном процессе эти мыслительные операции чаще всего осуществляются последовательно.
По степени полноты различают частичные и полные сравнения.
Суть частичного сравнения в установлении только сходного или только отличительного. Если в объектах находят признаки сходства, то это – сопоставление, если ищут отличие – это противопоставление.
Полное сравнение требует установления сходства и отличия. Частичное сравнение эффективно на этапах восприятия и осмысления знаний, позволяет глубже осознать особенное в изучаемом материале, понять его связь с ранее усвоенными знаниями. Особенно важно различать свойства сходных понятий, чтобы предотвратить ошибки при их применении.
Полное сравнение эффективно на этапах обобщения и систематизации знаний (См. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Уровни сравнения
Уровни сравнения, их сущность
Действия, входящие в состав приема
Частичное сравнение – установление только общего, сходного свойства (сопоставление) или только общего, отличительного (противопоставление) в однородных объектах с определенной целью.
- установление цели сравнения;
- выделение основания для сравнения (одного из общих свойств);
- отбор только общих (отличных, сходных) свойств в объектах по данному основанию;
- вывод.
Полное сравнение – установление существенного общего (сопоставление) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах с определенной целью.
- определение цели сравнения;
- выделение основания для сравнения;
- отбор только общих существенных (отличных, сходных) свойств в объектах по данному основанию;
- формулирование вывода.
Комплексное сравнение – сопоставление и противопоставление различных объектов или их элементарных частей по разнородным основаниям.
- установить цель сравнения;
- выделение оснований для сравнения;
- сопоставление (противопоставление) объектов по выбранным основаниям;
- формулировка вывода.
По способам осуществления различают сравнения параллельные, последовательные и отсроченные.
Параллельное сравнение – одновременное изучение взаимосвязанных понятий,терминов, признаков, заданий при изложении материала укрупненными блоками.
Последовательное сравнение – новый объект (понятие, отношение) сравнивается с раннее изученным.
Отсроченное сравнение – сравнение объектов (понятий, отношений), значительно удаленных по времени изучения.
С точки зрения операции сравнения все объекты делятся на сравнимые и несравнимые.
Сравниваемыми называются объекты, имеющие какой – либо общий признак.
Не сравниваемыми называются объекты, которые невозможно сравнить ни по объему, ни по содержанию.
Следует подчеркнуть относительность этих определений: строго говоря, вообще не сравниваемых объектов нет, всегда можно найти какой-нибудь параметр или признак, по которому можно сравнить кажущиеся несравнимыми объекты. Понятно, что эти признаки или параметры в данном случае будут несущественными. И, если мы будем сравнивать объекты по каким-нибудь несущественным признакам, ничего позитивного от такого сравнения получить не удастся.
При сравнении необходимо всегда соблюдать следующие логико-дидактические требования к объектам сравнения:
1. Сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу.
2. Общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в том случае, если их что-то отличает друг друга, а устанавливать разницу между ними можно только при наличии у них определённого сходства.
3. Несложные объекты, факты сравнивать легче, чем качества, признаки, процессы или категории. Поэтому объекты сравнения надо усложнять постепенно. Учить сравнению лучше начать с двух объектов, а затем постепенно увеличивать их число. При сравнении же сложных объектов необходимо вводить третий, более контрастный объект, активнее использовать сочетание словесных и наглядных методов.
Сравнивая, учащиеся должны четко понимать, с какой целью это делается. На уроке цели сравнения часто называет сам учитель; при этом необходимо стремиться вызвать интерес школьников к овладению данным приемом мышления.
Сравнение всегда целенаправленно, осуществляется под определённым углом зрения. Одни и те же объекты могут иметь сходство, если они рассматриваются с одних позиций, и могут отличаться, если сменить «точку отсчёта». В практике обучения учителя иногда ограничиваются выявлением лишь общих черт сравниваемых объектов, подчёркивая подобие одного другому, и редко стимулируют учащихся к параллельному поиску отличительных, противоположных признаков, черт и границ, что, снижает роль сравнения в процессе познавания и в развитии мышления школьников.
Цели сравнения в учебном процессе многообразны:
обобщение и систематизация знаний, выделение в них главного, существенного, поиск общих признаков при формировании понятий; поиск аналогий в учебном материале; поиск закономерностей индуктивным путём; выдвижение гипотез; установление межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения; предотвращение ошибок по аналогии и выдвижение правдоподобных гипотез по аналогии; построение системы аналогов данного объекта; избежание подмены существенных свойств понятия несущественными свойствами; выделение существенного и несущественного в условии задачи, обобщение её структуры и осознание границ вариации её условия внутри данного типа задач. Сравнение является одним из рациональных приёмов заучивания и воспроизведения материала, но, сожалению, недостаточно применяется при изучении русскому языку и литературе. Без сравнения невозможен перенос способа решения одной задачи на аналогичную.
Интерес к сравнению возникает у школьников по мере того, как они осознают его роль в успешном овладении знаниями, начинают понимать, что этот приём имеет общепознавательный характер, что, научившись сравнивать на уроках , они смогут использовать сравнение при изучении других школьных предметов, в жизненных ситуациях. В учебном процессе сравнение служит одним из средств объединения материала в крупные блоки. На уроке сравнение редко выступает как самоцель. Оно чаще всего является основой более сложных приёмов умственной деятельности или способом рационального заучивания материала.
Сравнение как приём применяется очень широко. Его можно использовать практически на всех этапах познания в процессе обучения: при восприятии нового материала, его осмыслении, уточнении и обогащении, систематизации и обобщении, применении в разных условиях. Правда, его место и функции будут не всегда одинаковы. Так, на этапе восприятия новых знаний сравнение, сформулированное в виде логического задания, помогает привлечь внимание учащихся главному, основному в рассказе учителя (или учебнике), тем самым способствуя формированию умения выделять главное. Задачи, поставленные на этапе подготовки к восприятию нового материала, активно помогают учащимся глубже осознать и более чётко представлять ведущие идеи, закономерности освящаемых явлений, тенденций, а стало быть, глубже постигать суть сообщаемой информации.
Сравнение как логический приём учебного познания особенно значительную роль играет на этапе осмысления информации, когда после восприятия учащимися нового материала, а также в процессе наблюдения или практических действий учитель даёт задание на сравнение познанного на данном уроке с уже известным материалом. Сравнивание на этапе понимания, осмысления знаний помогает установлению связей теории с практикой.
На основе сравнения зачастую осуществляются обобщение и систематизация, без которых невозможен процесс обучения.
Дидактический приём сравнения (в тесной связи с другими) эффективен и при формировании таких качеств, как действенность, творческая направленность в применении знаний, для чего особенно целесообразны проблемные задания сравнительно-обобщающего типа.
Но какой должна быть последовательность сравнения, т.е. что нужно устанавливать сначала: сходство или различие между сравниваемыми объектами? Ответ на этот вопрос мы находим в психологии сравнения. При сравнении, как указывал ещё И. М. Сеченов, человек сначала сопоставляет объекты, как бы накладывает их один на другой «подобно тому, как в геометрии ученик накладывает фигуры треугольников, чтобы доказать их равенство». (Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию. – Избр. философ. и психолог. произв. М., 1947, с. 271.)
С целью дифференциации объектов учитель ставит вопросы или задачи на установление отличия. С целью обобщения материала предлагаются задания на сопоставление объектов (нахождение общего).
Процесс формирования у учащихся умений пользоваться приёмом сравнения, как и другие подобные процессы, имеет свою определённую этапность.
Так, после первого этапа – накопления опыта сравнения – необходимо выяснить уровень сформированности умения пользования этим приёмом, для чего учитель, проводя контрольную работу, должен включать в неё и вопрос на сравнение. Причем никаких указаний, плана, правил учитель не должен давать. Анализ работ учащихся следует проводить по системе показателей, характерных для данного приёма: указана ли цель сравнения, сколько признаков отличия и сходства установлено, сделан ли вывод из сравнения. При анализе важно учитывать и характер признаков: тождественные, общие, конкретно-обобщенные, балластные. Определение полноты сравнения и характера установленных признаков дает возможность распределить работы по таким уровням:
1) работы тех учащихся, которые умеют лишь рядоположенно описывать объекты, не сопоставляя их;
2) работы тех, у кого есть описание по системе признаков (сначала изложены мысли об одном объекте в целом, потом о другом и т. д.);
3) работы с неполными сравнениями, когда ученики указывают либо сходство, либо отличие, но не по всем необходимым признакам, которые у них носят зачастую внешний, несущественный характер;
4) работы с полными сравнениями, когда учащиеся проводят их по системе существенных признаков отличия и сходства с указанием цели и вывода;
5) работы, в которых учащиеся переносят умение сравнивать с данного учебного предмета на другие, когда сравнение становится обобщенным приемом умственной деятельности. Данный уровень является высшим.
Умение сравнивать зависит от ряда факторов, в частности от уровня развития учащихся, сложности сравниваемых объектов, характера дидактического задания. Между умением сознавать сходство и отличие существуют довольно тесная связь. Но при стихийном формировании методов и приёмов работы даже старшеклассники не умеют сознательно сравнивать по признакам сходства и отличия, сто указывает на недостаточную гибкость, разносторонность их мышления.
Выяснив уровень сформированности умения сравнивать, необходимо приступать к следующему этапу – этапу мотивации, созданию атмосферы заинтересованности учащихся в овладении рациональными приёмами умственного труда. Учитель подробно анализирует каждую работу по основным структурным компонентам сравнения, а на следующем уроке производит детальный разбор достоинств и недостатков.
Четвертый этап формирования умений применять прием сравнения – осмысление сути приема и правил его реализации. Суть приема разъясняется учащимися в виде краткого определения. Затем в процессе беседы или инструктажа вводится правило-ориентир пользования данным приемом. Оно примерно таково:
1. Установи цель сравнения.
2. Проверь, знаешь ли ты материал про объекты, которые будешь сравнивать.
3. Выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
4. Найди отличие и (или) сходство.
5. Сделай вывод из сравнения.
При изучении различных учебных предметов это правило может детализироваться. На этом этапе большое внимание уделяется последовательности действий при сравнении.
Пятый этап формирования – применение приема сравнения в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах, во взаимоотношениях, при решении познавательных задач и выполнение заданий на сравнение.
Познавательная самостоятельность учащихся усиливается при постановке логического задания перед изложением, которое требует сравнения. Такой вид работы развивает самостоятельность ума школьников, формирует умение выделять главное, перераспределять внимание. Такая работа облегчается предложенным учителем планом сравнения, который помогает ученикам в работе по учебнику и в эвристической беседе, позволяющей более успешно формировать умение применять данный прием в самом процессе изучения нового материала, корректировать сравнения учащихся.
Эвристическая беседа открывает широкие возможности и для формирования мышления и мировоззрения. Сравнивая под руководством учителя явления, процессы, ученики глубже понимают их суть, учатся обобщать. Такая форма работы приучает школьников мыслить последовательно, логично, учит рассуждать, отстаивать свои взгляды. Сама же техника составления плана должна формироваться постепенно, начиная с I класса, общими усилиями всех преподавателей.
Не менее важным дидактическим приемом в формировании умения сравнивать является составление сравнительных таблиц, схем. Полезным дидактическим приемом является коллективное и самостоятельное составление подобных схем, помогающих конкретизировать сравнение, объединяющих чувственные и рациональные компоненты учебного познания.
Следующий по степени сложности познавательной деятельности является самостоятельная работа учащихся. Она облегчается знанием сути и правил и правил сравнения, готовым планом сравнения.
Умение самостоятельно решать познавательные задачи свидетельствует о том, что знания учащихся стали руководством к действию, сто они усвоены на творческом, действенном уровне. Это умение складывается постепенно, поэтапно: от образца, который дает учитель, через коллективное задание к самостоятельному, индивидуальному решению. Если же ученики не освоили исходных операций (анализ, выделение существенных признаков, классификация), то проводится несколько пропепедевтических упражнений.
К типичным дидактическим ситуациям, диктующим постановку заданий на сравнение, можно отнести следующие:
- Сравнение с целью выявления общего в явлениях, процессах.
- Сравнение с целью выявления особенного, отличительного.
- Полное сравнение: установление как сходства, так и отличия.
- Сравнение с целью выявления главного, основного в явлениях, событиях, процессах.
- Сравнение, имеющее целью выяснить отношение учащихся к объектам, дать оценку.
- Сравнение, в процессе которого учащиеся устанавливают причинно-следственные связи между явлениями.
- Сравнение с целью прогнозирования.
- Сравнение, в процессе которого учащиеся конкретизируют общие представления и знания об объекте.
Перечисленные задачи на сравнение показывают единство и взаимодействие в учебной познавательной деятельности всех основных приёмов работы: выделение главного тесно связанно со сравнением и обобщением, сравнение и обобщение – с доказательством и конкретизацией.
Познавательные задачи на сравнение могут быть так называемых открытых и закрытых проблем.
Открытая проблема характеризуется тем, что ученик не может решить её, лишь мобилизовав свой прежний опыт: ему необходимы какие-то знания (новые способы действия). Создается проблемная ситуация для поиска новых знаний.
«Закрытая» проблема характеризуется там, сто для своего решения она требует применения полученных знаний, умений и навыков.
Выбор типа проблемы зависит от дидактической цели урока. Усвоение нового материала строится на открытых проблемах, применение полученных знаний опирается в большинстве своем на закрытии. Формулировка задания на сравнение определяет и степень самостоятельного поиска, и степень его сложности. Краткая формулировка «Сравните…» усложняет задание, расчлененная – «Сравните… Укажите сходство… В чем отличие?» – облегчает познавательный поиск.
Заключительным этапом формирования умений применять прием сравнения является перенос этих умений с одного предмета на другой и на внеучебную деятельность. Если учащиеся, научились пользоваться приемом сравнения на уроках, например русского языка, без особого труда применяют на уроках литературы и в других условиях, значит, поставленная учителем цель достигнута
Таким образом, сравнение связанно в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщенного. Сравнение начинается с анализа и выделения главного; если учащиеся овладели умением выделять главное, прием сравнения формируется значительно быстрее и на более высоком уровне. Сформированный прием сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать; кроме того, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т. е. той добавкой к старым знаниям, ради которой совершается сравнение. Кто умеет сравнивать, тот легко овладеет приемами аналогии и доказательства. Применение приема сравнения способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии, если оно вводится целенаправленно, осознанно, с учетом характера материала, сравниваемых объектов, возраста и уровня развития школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
1. В ходе исследования состояния проблемы в психолого-педагогической теории и практике школьного обучения, анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было установлено, что сравнение как методический прием применяется во многих методических и психологических исследованиях. Но сам процесс сравнения, его становление, особенности младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, мало изучены. Необходимо специально учить умению мыслить, давать учащимся знания о содержании и последовательности умственных действий обеспечивающих усвоение курса русского языка и литературы. Если не формировать приём, то у многих учащихся он останется на житейском уровне, они не смогут обоснованно и произвольно использовать его как познавательное средство. Русский язык и литература дает достаточное количество реальных предпосылок для развития логического мышления. Задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении.
2. Были выявлены предмет, содержание, цель, структура и функции умственного приема сравнения, установлены его место и роль в процессе обучения русскому языку и литературы. Сравнение как приём применяется очень широко. Его можно использовать практически на всех этапах познания в процессе обучения: при восприятии нового материала, его осмыслении, уточнении и обогащении, систематизации и обобщении, применении в разных сферах. Сформированный прием сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать.
3. При обучении младших школьников сравнению, необходимо научить их выделять признаки и свойства у объектов, устанавливать сходство и различие между признаками, выделять основания для сравнения, причем работа должна вестись целенаправленно, из урока в урок, во взаимосвязи с формированием других умственных приемов. Показателем сформированности приема сравнения является самостоятельное применение его для решения различных задач, без указаний: «сравни…, укажи признаки…, в чем сходство и различие…»
4. В результате проверки сформированности приема сравнения у учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы было установлено, что не все учащиеся владеют данным приемом. Уровень выполнения операции сравнения в определенной мере связан с уровнем успеваемости детей, как правило успешнее учатся те дети, у которых уровень выполнения операции сравнения достаточно высок. Однако полного соответствия между школьной успеваемостью и использованием сравнения не замечено. В группе учащихся, показавшим высокий уровень, были разные по успеваемости дети, что можно объяснить особенностями индивидуального интеллектуального развития детей.
Полученные экспериментальные материалы показывают, что у младших школьников можно и необходимо более интенсивно развивать умственный прием сравнения.
6. Дальнейшая работа по исследованию развития и формирования умственного приема сравнения может продолжаться в направлении изучения механизма переноса умения сравнивать не только на уроках русского языка, но и при изучении других школьных предметов.
Использованная литература
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., "Просвещение", 1991.